Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Традиционно функциями полиции при демократических режимах являются: раскрытие
преступлений, борьба с ними и профилактические меры по предотвращению новых, защита и
помощь населению в осуществлении своих прав и свобод.
Мы знаем, что нормы морали не обладают признаком обязательности, за ними не следует
суровых санкций, но аналогично ли действуют нормы морали применительно к сотрудникам
органов внутренних дел? В данном случае нормы морали становятся строго обязательными и
подкрепляются определёнными санкциями, а не просто общественным осуждением, например.
Как видим, профессиональные нормы морали обладают спецификой, которую стоит рассмотреть.
Помимо того, что у норм морали, действующих для сотрудников органов внутренних дел, есть
своя специфика, они ещё и действуют в рамках очень важной системы «государство — общество».
Благодаря своей работе, сотрудники ОВД дают гражданам возможность реализовывать свои
права и свободы. Таким образом, очевидно, что выбранная тема актуальна.
3
Глава 1. Специфика профессиональной этики сотрудников различных служб и
правоохранительных органов
Деятельность правоохранительных органов многоаспектна. Существуют различные структуры и
подразделения. Это определяет и специфику профессиональной этики.
Прежде чем рассматривать, какие нравственные требования предъявляются к сотрудникам
данных структур, стоит вспомнить, какие функции при этом они выполняют:
1) предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений;
2) организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и
суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в
случаях, предусмотренных законодательством.
Во-первых, этика данных служб отличается тем, что не делит средства достижения цели на плохие
и хорошие. В данном случае средства вынужденные. И, безусловно, средства определяются
целью, а не оправдывают её. Следовательно, все средства достижения поставленных задач
подбираются в конкретной ситуации и их совокупность, как правило, представляет собой
моральный компромисс.
Во-вторых, возможна морально-нравственная необходимость, если иной выход не представляется
сотруднику возможным.
В-третьих, специфику имеет не только формула общения сотрудников с гражданами, но и
сотрудников между собой. Возможно, в других профессиональных сферах подобное показалось
бы неприемлемым .
В данном случае, имеются ввиду такие моменты, как отсутствие излишнего интереса к действиям
коллег по работе, каким-либо документам, фактам, а также к лицам, с которыми они
контактируют. То, что в обычной коммерческой организации считается нормальным и даже
положительным, здесь не поощряется. Например, если нет такой необходимости, то стоит
избежать обсуждения с коллегами своих мыслей и догадок применительно к месту, времени и
целям проводимых оперативно-розыскных мероприятий. Все сотрудники, участвующие в
проведении оперативно-розыскных мероприятий имеют информацию лишь в том объёме,
который необходим им для участия и выполнения возложенных на них задач, будь то
информация о других участниках, объектах, месте или времени проведения. Будь то иная
профессиональная сфера, то казалось бы, аналогичная заинтересованность в работе коллеги –
лишь обычное проявление участия.
Глава 2. История нравственного регулирования деятельности сотрудников ОВД
Источником понимания обязанностей сотрудника полиции являются не только правовые акты, но
и традиции, национальная культура, условия жизнедеятельности представителей
профессионального сообщества и требования, предъявляемые другими людьми. Подобные
условия не могут не оказывать влияния на содержание морально-этических норм.
Ещё в период становления такой структуры, как полиция, начали уделять внимание тому образу,
который должен складываться у общества при упоминании сотрудников данной структуры. В
4
пример можно привести Регламент или устав главного магистрата (1721 г.). Он содержал
следующее положение: «полиция есть душа гражданства и всех добрых порядков и
фундаментальный подпор человеческой безопасности и удобности». Да, формулировку сложно
назвать юридической, но сложно и воспринять неоднозначно при этом. Чего стоит употребление
таких слов, как «душа», «добрые порядки», «безопасность» и «удобность». Даже на слух они
воспринимаются положительно.
Устав благочиния, или полицейского (1782 г.) (далее - Устав) открывал следующий этап развития
требований к работе и личным качествам полицейских. Здесь уже не просто попытались
сформулировать образ полиции, но и наделить определёнными морально-нравственными
обязанностями. Можно перечислить следующие из них: «Не чини ближнему, чего сам терпеть не
можешь; Не токмо ближнему не твори лиха, но твори ему добро, колико можешь; Буде кто
ближнему сотворил обиду личную, или в имении, или в добром звании, да удовлетворит по
возможности; В добром помогите друг другу, веди слепого, дай кровлю неимеющему, напой
жаждущего; Сжалься над утопающим, протяни руку помощи падающему; Блажен кто и скот
милует, буде скотина и злодея твоего спотыкнется, подыми ее; С пути сошедшему указывай путь».
Рассмотренные ниже требования современных правовых актов даже покажутся не такими
строгими. Как видим, перечисленные требования предписывают не только выполнять свои
обязанности исходя из соображений чести и справедливости, но помогать гражданам любыми
способами. Устав предписывает действовать не только в рамках своих обязанностей
полицейского, но и в каких-то бытовых проблемах являться опорой для общества.
Следующая реформа была проведена в 1862 г., то есть практически через целый век, но правовое
положение сотрудников полиции не изменила. Новых требований к нравственным качествам
также не появилось. На этот раз законодатели занимались реформой структуры, а не содержания.
Из истории можно также узнать о существовании в дореволюционной России «Букваря
современного городового». Он представлял собой карманный справочник, что было очень удобно
для ежедневного использования. Состоял он из введения и 60 статей, сформулированных для
нижних чинов. Обязанности полицейского в нём были перечислены в тесном переплетении с
нравственными нормами. Так, во внеслужебное и в служебное время предупреждать и
обнаруживать преступления всеми возможными способами и всё время, помня о достоинстве
своей профессии и цели, быть на страже интересов общества.
Нетрудно догадаться, что события 1917 года, а именно - Октябрьская революция, несколько
изменили понимание чести и достоинства сотрудника правоохранительных органов. Поменялся и
механизм их защиты. Вместе с тем традиции строжайшего соблюдения законности, уважения
прав и достоинства граждан остаются.
Приказ наркома внутренних дел РСФСР 1922 г. «О вежливом обращении милиции с
народонаселением» лаконично и строго формулирует нравственное требование к сотруднику
милиции: «Милиционер, поставленный блюсти общественную нравственность, сам должен быть
нравственно безупречным».
Следующим документом, содержащим требования к милиционеру, можно назвать Приказ МВД
СССР от 3 июня 1965 г. № 235 «О вежливом и внимательном обращении с гражданами». Данным
актом сотрудник милиции обязывался быть внимательным и осмотрительным при осуществлении
полномочий, объективным при пресечении противоправных действий.
5
Распад СССР и последующее формирование в Российской Федерации структуры государственных
органов – причины начала следующего этапа реформ, коснувшихся органы внутренних дел.
Концепция перестройки системы идейно-нравственного и культурно-эстетического воспитания
личного состава органов внутренних дел Российской Федерации охарактеризовала 1992 год в
плане требований к сотрудникам милиции. Приказом МВД России от 19 ноября 1993 г. № 501 «Об
объявлении решения Коллегии МВД России от 29 октября 1993 г. № 5км/1» был утвержден
Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской
Федерации .
Глава 3. Современное нравственное регулирование деятельности сотрудника ОВД и его проблемы
В первую очередь, стоит рассмотреть «Типовой кодекс» , который является единственным
этическим кодексом, действующим на сотрудников ОВД. Насколько он является подходящим для
данной сферы? В п. 2 «Типового кодекса» указано: «Типовой кодекс является основой для
разработки соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления
кодексов этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и
муниципальных служащих». Как видно из текста, данный Кодекс – лишь база для принятия
профессионального кодекса.
В тексте в п. 7 можно найти, что «Типовой кодекс призван повысить эффективность выполнения
государственными (муниципальными) служащими своих должностных обязанностей». П. 11:
«исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне».
Какие цели, критерии упомянутого высокого уровня – непонятно.
В тоже время данный Кодекс говорит, что сотрудник призван «исходить из того, что признание,
соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и
содержание деятельности». Утративший силу «Кодекс профессиональной этики сотрудников ОВД
РФ», позволявший сотруднику применять специальное оружие и болевые приемы захвата при
задержании граждан, помещать их в изолятор временного содержания на срок до 48 часов, был
явно менее демократичным и уж точно не соответствовал стремлению государства быть
гражданским государством.
«Типовой кодекс» упоминает также об исключении влияния на сотрудников личных и
имущественных интересов. Сложно судить об исполнении данной нормы Кодекса. СМИ
практически ежедневно сообщают о полученных взятках, в том числе органами внутренних дел.
Следующая статья, которую возможно толковать по-разному - ст. 11. Её подпункт «м»
предписывает сотрудникам необходимость «воздерживаться от поведения, которое могло бы
вызвать сомнение в добросовестном исполнении государственным (муниципальным) служащим
должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб
его репутации или авторитету государственного органа либо органа местного самоуправления».
Возможно даже появление такого вопроса как: «Что важнее - репутация государственного органа
или истина и правда?
Подпункт «у» призывает служащего «постоянно стремиться к обеспечению как можно более
эффективного распоряжения ресурсами, находящимися в сфере его ответственности». Опять же,
мы не видим здесь критериев оценки упомянутой эффективности.
6
Особый интерес представляет п. 13, гласящий, что «Государственные (муниципальные) служащие
в своей деятельности не должны допускать нарушение законов и иных нормативных правовых
актов, исходя из политической, экономической целесообразности, либо по иным мотивам». Хотя
честь и совесть сотрудника кажутся более подходящим причинами для данной этической нормы.
Так же, как и в ст. 11 «Типового кодекса», в п. 13 на первое место выдвигается репутация
государственного органа, а не права и свободы личности. Опять же совесть, честность и
принципиальность оказываются не теми чертами, которые необходимы для эффективного
выполнения своих служебных обязанностей .
Глава 4. Ответственность сотрудников органов внутренних дел за нарушение профессиональноэтических норм
Дисциплинарная ответственность – один из элементов действия этических норм в сфере органов
внутренних дел. Дисциплина при этом выступает в виде той связи, которая устанавливается между
сотрудниками и общественными нормами. И в каком-то смысле соблюдение дисциплины говорит
о соблюдении законности. Это одна из точек зрения, которая в какой-то мере верная. Ведь
несоблюдение этических норм при выполнении профессиональных обязанностей в итоге
приводит к нарушению законности. Таким образом, несоблюдение дисциплины подкрепляется
юридической ответственностью.
Со стороны, вне системы органов внутренних дел, кажется, что увольнение за несоблюдение
норм во внерабочее время – это довольно строго. Но таким образом, при нарушении
сотрудником общественного порядка, подрывается образ и авторитет самой государственной
структуры, призванной данный порядок защищать.
Также подобное увольнение предусмотрено в п. 9 ч. 3 ст. 82 Закона о службе определяющей, что
за данное деяние сотрудник подлежит увольнению со службы в органах внутренних дел, а
контракт - расторжению.
Как показывает практика, «проступок, порочащий честь и достоинство сотрудника органов
внутренних дел» - не самый простой термин, содержащийся в нормативно-правовом акте.
Очевидно, что он даёт довольно широкую трактовку, чем и может воспользоваться руководство
при увольнении сотрудника .
Заключение
Как мы уже поняли, в каждой профессиональной сфере можно выделить определённые правила
или нормы поведения. Именно благодаря этим правилам, взаимоотношения в рамках данной
конкретной сферы выстраиваются должным образом, и каждая сторона во взаимоотношениях
получает должный результат. Можно найти множество различных кодексов профессиональной
этики. О.А. и Е.А. Белобрыкины полагают, что «значение этики, и как науки, и как базиса любой
профессиональной практики, современных социокультурных условиях чрезвычайно высоко,
поскольку именно с ней связано обновление моральных ориентиров общественного развития и
нравственное состояние субъектов труда в динамично меняющейся реальности».
Система органов внутренних дел тесно взаимодействует с населением. Сотрудник даже выступает
одним из посредников между государством и населением, а это говорит о том, что
профессиональная этика должна быть на высоте. Не является необходимостью для этого наличие
7
профессионального кодекса. Одно его принятие не решит проблему проявляющегося в последнее
время не только неэтичного и безнравственного поведения сотрудников, но и зачастую –
неправомерного. Но всё же появление подобного кодекса может задать определённый уровень
дисциплины. К тому же, к нему будет проще обратиться при выявлении проступков, дать ссылку
на определённую статью в специальном акте.