Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня набирает популярность такое направление менеджмента, как финансовое
бюджетирование. Очень часто компании, работающие по принципу бюджетного управления,
используют большой набор терминов, а не просто «бюджет». Наличие в компании нескольких
бюджетов вполне объясняет использование данной терминологии.
В настоящее время перед любой современной российской организацией стоит задача внедрения
эффективной системы управления ресурсами и контроля за деятельностью организации.
Концентрация и комбинирование производства, наметившиеся тенденции к сближению
3
отечественной и зарубежной экономических систем, расширение рыночных коммуникаций
заставили пересмотреть саму концепцию управления. Одним из направлений совершенствования
деятельности управленческого аппарата организации является создание концепции
интегрированного учета, бюджетирования и анализа затрат.
Целью курсовой работы является изучение бюджетирования предприятий и разработки
локальных бюджетов предприятий.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ
1.1 Определение бюджетирования и его роли в финансовом планировании
Финансовое планирование заключается в планировании прибыли и затрат компании с целью
обеспечения перспектив её развития.
Данный вид организации работы не может быть проведен без учета маркетингового и других
видов планирования предприятия, в нем должны быть учтены цель и стратегия работы компании.
Финансовое планирование необходимо для того, чтобы: осознать цель выпуска продукции, место
и время её производства, конечного потребителя товара; понимать, что и когда будет необходимо
для работы, чтобы иметь возможность двигаться к намеченной цели; прийти к тому, что ресурсы
компании будут использоваться максимально эффективно; иметь возможность предотвратить
появление неблагоприятных ситуаций, предусмотреть риски и продумать мероприятия,
способные их снизить.
Выделяют четыре вида финансового планирования.
1) Стратегическое.
2) Перспективное.
3) Перспективное и текущее (бизнес-планирование).
4) Бюджетирование (текущее).
Бюджетирование (текущее планирование) является одним из элементов общего финансового
планирования, заключается в представлении более точных показателей плана развития
компании.
По сути, бюджетирование финансового планирования организации – это многостороннее
планирование, которое включает учет, контроль и анализ движения материальных средств
компании.
Цель бюджетирования: установить сумму и структуру затрат компании, необходимых для
осуществления деятельности и развития организации, и обеспечить их своевременное покрытие.
Бюджетирование как финансовый инструмент включает как процесс планирования финансовой
стороны работы компании, так и процесс общего планирования.
Данный механизм оправдывает себя в том случае, когда возникает необходимость увеличения
точности плановых показателей, если предприятие нуждается во введении режима экономии
материальных средств. Бюджет – это планирование финансовых поступлений и затрат. Обычно
бюджет отражает финансовое, операционное и инвестиционное движение средств компании
(поступления и затраты) в течение одного года.
4
Существует 2 вида бюджета, которые получили активное практическое применение в финансовом
управлении: оперативный и капитальный бюджеты.
Бюджетирование – это комплекс взаимозависимых процессов, направленных на осуществление
планирования, анализа и контроля работы компании с целью оптимизации управления. Причем
финансовое бюджетирование может быть ориентировано как на всю компанию, так и на
отдельные производственные сферы и подразделения.
1.2 Существующие методические подходы к бюджетированию на предприятии
Финансовая модель бюджетирования позволяет определить схему и последовательность
расчетов показателей всего комплекса бюджетов, применяемых на предприятии. Методика
бюджетирования формализует ключевые исходные показатели и оформляется отдельным
документом. Несмотря на то что бюджетирование и финансовый бюджет должны лежать в основе
анализа и организации работы предприятия, многие отечественные компании не придают
должного значения формализации и оформлению методики. Она «размещается» исключительно
в умах сотрудников, которые отвечают за подготовку и консолидацию бюджетов, а это приводит к
серьезным затруднениям при расчете показателей.
Финансовая модель бюджетирования должна быть интегрированной. Предприятиям, на которых
используются компьютерные системы бюджетирования, обычно не составляет особого труда
согласовать бюджеты, ведь система содержит межбюджетные связи (финансовые модели
предусмотрены системой).
Довольно часто небольшие компании в качестве информационной системы используют MS Excel,
что тоже не является препятствием для того, чтобы финансовое бюджетирование и планирование
на предприятии были организованы должным образом (есть возможность создания
интегрированной финансовой модели), просто нужно статьи разных бюджетов связать между
собой. Если использовать интегрированную модель, то можно рассчитывать бюджет разными
способами.
1.3 Классификация операционных бюджетов в зависимости от сферы деятельности организации
Операционный бюджет - прогнозные данные, в которых указаны финансовые потребности
предприятия в будущем, необходимые для ведения экономической деятельности (производства,
продаж, движения ликвидности и так далее). Как правило, расчет операционного бюджета
производится на определенный срок (чаще всего на год). Готовый документ представляет собой
план торговой деятельности. Отклонения от сформированного плана должны четко отслеживаться
и корректироваться.
На практике операционный бюджет формируется из нескольких составляющих:
1. Бюджета продаж. Здесь задача планирования полностью лежит на руководстве предприятия.
Последнее, в свою очередь, отталкивается от проведенных отделом маркетинга
исследовательских работ. Бюджет продаж имеет ключевое значение, а в дальнейшем и влияние
на формирование группы других бюджетов, которые черпают из него информацию.
К основным факторам, оказывающим влиянием на объем продаж, стоит отнести - наличие
производственных мощностей, объемы реализации в прошлых периодах, конкуренцию, изучение
рынка, зависимость продаж от уровня личной прибыли и занятости потенциальных потребителей,
сезонных изменений, долгосрочных тенденций и так далее.
5
2 БЮДЖЕТИРОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ АО «АВТОТОР»
2.1 Общая характеристика предприятия
АВТОТОР – один из крупнейших автопроизводителей России, первым в стране начавший выпуск
автомобилей иностранных марок, ведёт свою историю с ноября 1994 года.
Осуществляет свою деятельность на территории Особой экономической зоны в Калининградской
области.
За 20 лет работы предприятиями АВТОТОР было произведено более 90 моделей автомобилей
иностранных брендов.
В настоящее время выпускаются легковые автомобили известных мировых брендов – BMW, KIA,
Hyundai , а также коммерческие автомобили Hyundai, Ford Cargo .
Являясь одним из крупнейших российских автопроизводителей АВТОТОР выстраивает свою
экономическую стратегию, следуя заявленным на высшем государственном уровне приоритетам
повышения конкурентоспособности, ускоренной реализации программы импортозамещения,
повышения уровня локализации, развития экспортного потенциала.
В интересах дальнейшего развития автомобильной промышленности на территории
Калининградской области АВТОТОР продолжает инвестировать в модернизацию производства и
расширяет сотрудничество с бизнес-партнерами по ключевым направлениям:
-увеличение загрузки производственных мощностей;
•- расширение модельного ряда;
- углубление технологии производства;
- повышение уровня локализации выпускаемой продукции;
- совершенствование системы обучения и профессиональной подготовки кадров.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На сегодняшний день в связи с неуклонным ростом номенклатуры продукции и темпов ее
обновления характер промышленного предприятия изменился. Управлять предприятием
невозможно без эффективного планирования его деятельности и контроля реализации планов.
Ускорение организации выпуска новой продукции в современных экономических условиях
выступает в качестве важнейшего инструмента удовлетворения запросов потребителей.
Ограниченность финансовых ресурсов усиливает роль правильного выбора приоритетов
экономической политики.
В связи с этим для предприятий становится важным производство различных видов изделий при
постоянном освоении новых сфер деятельности. Естественно, планирование в условиях рынка
приобретает новое значение. Оно призвано обеспечить процесс производства
конкурентоспособной продукции при условии оптимального использования всех ресурсов, т.е.
гибкое развитие предприятия.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
6
1) Агибалов А.В. Международные финансы: учебное пособие./ А.В. Агибалов, Е.Е. Бичева, О.М.
Алещенко – Воронеж: ВГАУ, 2015. – 241 с.
2) Артеменко В.Г. Финансовый анализ: Учебное пособие / В.Г. Артеменко, М.В. Белендир – 2-е изд.
переработанное и дополненное – М.: Дело и сервис, 2016. – 160 с.
3) Архипов, А. П. Финансовый менеджмент страховых организаций: учебник для вузов / А. П.
Архипов. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 356 с.
4) Афоничкин, А. И. Финансовый менеджмент в 2 ч. Часть 1. Методология: учебник и практикум
для академического бакалавриата / А. И. Афоничкин, Л. И. Журова, Д. Г. Михаленко; под ред. А. И.
Афоничкина. — 2-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 217 с.
5) Баскакова О. В. Экономика предприятия (организации): Учебник / О. В. Баскакова, Л. Ф. Сейко.
— М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К°”, 2013. — 372 с.
6) Берёзкин Ю.М. Финансовый менеджмент: учебное пособие / Ю.М. Берёзкин, Д.А. Алексеев. –
Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2014. – 333 с.
7) Жданкин Н.А. Инновационный менеджмент: учебник / Н.А. Жданкин. — Москва: КНОРУС, 2017.
— 316 с.
8) Зарецкий А.Д. Менеджмент: учебник/А.Д. Зарецкий, Т.Е. Иванова. —М.: КНОРУС, 2016. —268с.
9) Казакова, Н. А. Финансовый анализ в 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум для бакалавриата и
магистратуры / Н. А. Казакова. — 2-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 209 с.
10) Кириченко Т. В.. Финансовый менеджмент: Учебник / Т. В. Кириченко. — М.:2013. — 484 с..
2013
11) Кондратьева, М. Н. Экономика предприятия: учебное пособие / М. Н. Кондратьева, Е. В.
Баландина. – Ульяновск: УлГТУ, 2014. – 174 с.
12) Корпоративные финансы: учебник / коллектив авторов ; под ред. М.А. Эскиндарова, М.А.
Федотовой. — М.: КНОРУС, 2016. — 480 с.
13) Литвиненко, М. И. Консолидированная финансовая отчетность в соответствии с новыми
стандартами: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / М. И. Литвиненко. — М.:
Издательство Юрайт, 2018. — 168 с.
14) Мишле, Е. В. Региональные и местные налоги и сборы с организаций: учебное пособие для
академического бакалавриата / Е. В. Мишле. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 148 с.
15) Овечкина, А. И. Корпоративные финансы. Практикум: учебное пособие для академического
бакалавриата / А. И. Овечкина, Н. П. Петрова. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 227 с.
16) Рогова, Е. М. Финансовый менеджмент: учебник / Е. М. Рогова, Е. А. Ткаченко. — М.:
Издательство Юрайт, 2015. — 540 с.
17) Словарь финансово-экономических терминов / А. В. Шаркова, А. А. Килячков, Е. В. Маркина и
др.; под общ. ред. д. э. н., проф. М. А. Эскиндарова. — М.: Издательско&торговая корпорация
«Дашков и К°», 2015. — 1168 с.
18) Финансы: учебник / под ред. Е. В. Маркиной. — 2-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2014. — 432 с.
19) Финансовый менеджмент: учебник / В.Ю. Барашьян, В.Д. Бджола, О.Г. Журавлева [и др.] ; под
ред. В.С. Золотарева, В.Ю. Барашьян. — М.: КНОРУС, 2015. — 520 с.
7
20) Финансовый менеджмент : учебник [Текст] / Латышева Л.А., Склярова Ю.М., Скляров И.Ю.,
Фролко С.В., Глушко А.Я., Кулешова Л.В., Скребцова Т.В., Шамрина С.Ю., Собченко Н.В.,
Нестеренко А.В., Башкатова Т.Н, Урядова Т.Н., Капустина Е.И. ; под общ. редакцией Л.А.
Латышевой. – М. : МИРАКЛЬ, 2016. – 340 с.
21) Эйхлер Л.В. Финансовый менеджмент: актуальные вопросы управления финансами
предприятий\: учебное пособие Омск: СибАДИ 2013. –154 с.