Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Результаты деятельности сельскохозяйственного предприятия зависят не только от производства продукции, но и от того, как выгодно она далее будет реализована. От реализации зависит также и доход, полученный предприятием. Если цена реализации продукции, а значит и выручка, будет выше себестоимости продаваемой продукции, то предприятие покроет свои издержки и получит доход. Поэтому важно оценить процесс реализации для оценки деятельности предприятий, так как реализация является итогом деятельности предприятия. Только реализуя продукцию предприятие может получить доход. Если же продукция не будет реализована, то деятельность предприятия сводится к нулю.
На современном этапе развития экономики сельское хозяйство в целом испытывает ряд трудностей; большое значение имеет решение проблемы реализации сельскохозяйственной продукции. В условиях рынка постоянно возникают вопросы, требующие решения:
• Каковы возможные резервы повышения эффективности реализации сельскохозяйственной продукции, снижения издержек на ее производство?
• Оптимально ли используются имеющиеся в распоряжении предприятия ресурсы?
• Эффективна ли структура производимой и реализуемой предприятием сельскохозяйственной продукции, пользуется ли спросом, конкурентоспособна ли она в жестких условиях современного рынка?
На результаты реализации продукции оказывают влияние очень большое количество различных факторов. Влияние одних факторов очевидно, влияние других оценить можно только с помощью методов анализа. Поэтому главная и основная задача данного курсового проекта заключается в том, чтобы дать комплексную характеристику процессу реализации продукции сельского хозяйства.
Рассматривая результаты реализации надо обратить внимание на структуру реализуемой продукции, так как различные её виды реализуются с различным эффектом (прибылью или убытком).
Целью данного курсового проекта является:
• характеристика совокупности предприятий в виде групп, выделенных на основе одного группировочного признака;
• изучение специализации, размеров, интенсивности и эффективности производства и реализации;
• изучение зависимости выхода продукции сельского хозяйства от комплекса факторов;
• изучение различий в массе прибыли и уровне рентабельности между группами и др.
Объектом исследования является совокупность предприятий Краснодарского края, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции, а источником – их годовые отчёты.
При написании проекта будут применяться различные методы: метод группировок, метод разложения составных относительных показателей на простые, индексный анализ, корреляционный анализ, анализ вариации и т.д.
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ВАРИАЦИИ ПРИЗНАКОВ И ПРОВЕДЕНИЕ ТИПОЛОГИЧЕСКОЙ ГРУППИРОВКИ
1.1. Характеристика вариации показателей реализации продукции растениеводства
Для оценки однородности изучаемой совокупности хозяйств Краснодарского края, обоснования необходимости проведения группировки хозяйств и выбора группировочных признаков проведем анализ вариации признаков. При этом вначале выбраны наиболее существенные признаки, раскрывающие главные особенности единиц совокупности (таблица 1.1)
Из рассчитанных в таблице данных важным и непосредственно характеризующим уровень реализации продукции растениеводства является выручка от реализации продукции растениеводства в расчете на 100 га с.-х. угодий и в расчете на 1 работника.
Так выручка от реализации продукции растениеводства в расчете на 100 га с.-х. угодий в представленных хозяйствах варьирует от 0 тыс. руб. до 149194,44 тыс. руб.
Показатель – выручка от реализации продукции растениеводства в расчете на 1 работника представлен в интервале от 93,8 тыс.руб. до 17869,17 тыс.руб.
Рентабельность реализации продукции растениеводства в хозяйствах варьирует от -65,88% до 30,28%, то есть, 4 хозяйства - убыточные.
Проведем анализ вариации. Возьмем для анализа показатель – выручка от реализации продукции растениеводства в расчете на 100 га с.-х. угодий (таблица 1.2)
Таблица 1.2. Показатели вариации по выручке от реализации продукции
Из даны таблицы 1.2 можно сделать выводы, что половина предприятий имеет в среднем выручку от реализации продукции не менее 3956,59 тыс. руб. на 100 га с.-х. угодий, а половина более.
В изучаемой совокупности максимальные различия (размах вариации) выручки от реализации продукции растениеводства составляют 149194,44 тыс. руб. на 100 га с.-х. угодий. Коэффициент вариации указывает на то, что мера колеблемости в данном ряду распределения крайне высока – 233,32%. Из этого следует, что далее следует проводить типологическую группировку именно по этому признаку.
1.2. Типологическая группировка предприятий по уровню и эффективности реализации продукции сельского хозяйства
Статистическая группировка – важнейшая часть статистического исследования – сводки, в результате которой на основании за регистрированных при статистическом наблюдении значений получаются общие (сводные) признаки для всей совокупности единиц объекта наблюдения.
Статистическая группировка – это метод разделения сложного массового явления на существенно различные группы. Она позволяет исчислить показатели каждой группы и, таким образом, всесторонне охарактеризовать состояние, развитие и взаимосвязи изучаемого явления в целом. Одновременно группировка представляет собой процесс объединения в группы однородных единиц, по которым возможна сводка значений варьирующих признаков и получение статистических показателей.
Мы имеем 50 сельскохозяйственных предприятий. Среди них имеются крупные, высокоинтенсивные и прибыльные предприятия, малодоходные предприятия и переходная группа предприятий между крайними типами групп.
Показатели, характеризующие хозяйственную деятельность этих предприятий, приведены ниже в таблице 1.3.
Нужно выделить типичные группы из имеющихся предприятий. Это можно сделать с помощью группировки по одному признаку, характеризующему деятельность и экономическую эффективность этих предприятий. Для этого необходимо выбрать наиболее существенный признак. В первой главе мы выяснили, что целесообразно производить типологическую группировку по выручке от реализации продукции в расчете на 100 га с.-х. угодий.
По совокупности предприятий имеются большие различия в значениях группировочного признака – от 1,23 до 1225,51. Для выделения характерных групп необходимо установить нижние и верхние границы этих групп.
Для этого нужно построить ранжированный ряд, в котором все единицы совокупности будут располагаться по нарастанию группировочного признака и
Библиографический список
Фрагмент для ознакомления
3
1. Зинченко А.П., Тарасова О.Б. Методические указания к курсовым проектам по статистике. – М.: ВЗО – Сервис МСХА, 2001. – 32 с.
2. Зинченко А.П. Сельскохозяйственная статистика с основами социально-экономической статистики. – М.: Изд-во МСХА, 1998. – 428 с.
3. Коваленко Н.А. Экономика сельского хозяйства Курс лекций М: 1998. – 447 с.
4. Практикум по статистике / А.П. Зинченко, А.Е. Шибалкин, О.Б. Тарасова, Е.В. Шайкина. – М.: Колос, 2001. – 392 с.
5. Зинченко А.П. Статистика. – М.: КолосС, 2007.- 568 с.