Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем, что социально-культурная деятельность предполагает сохранение, трансляцию, освоение и развитие традиций, норм, ценностей в сфере исторической, художественной, духовно-нравственной, политической и экологической культуры, осуществление научно-методической, научно-исследовательской, производственно-практической, учебно-педагогической и экспертно-консультационной работы.
Основная задача культурно-досугового учреждения, как социального института, заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности, организации разнообразных форм досуга и отдыха, создании условий для полной самореализации человека в сфере досуга.
Культурно-досуговая деятельность выступает одним из главных направлений, способствующим становлению социальной активности молодежи, вовлекая ее в различные виды творчества, досугового общения, формируя культуру потребления определенных ценностей (эстетических, духовно-нравственных, социальных, творческих и др.). Культурно-досуговая деятельность обеспечивает реализацию досуговых интересов молодежи в том случае, если реализуются субъективные, т.е. личностные потребности в досуге и объективные - социально-культурные условия, способствующие раскрытию человеком собственных потенций.
Самым эффективным институтом в культурно-досуговой деятельности является учреждение культуры. В учреждениях культуры культурно-досуговая деятельность становится систематической и приобретает творческий характер.
Дома культуры и клубы - уникальные культурно-досуговые учреждения, территориально и социально приближенные к народной жизни и выполняющие специфические социокультурные функции в общей системе культуры. Дома культуры и клубные учреждения нуждаются в существенном совершенствовании работы в соответствии с современными социокультурными процессами. Именно поэтому в данной работе мы рассмотрим социально-культурную деятельность Выборгского дворца культуры (Санкт-Петербург).
Цель работы – исследование состояния и путей совершенствования социально-культурной деятельности в Выборгском дворце культуры.
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить историю становления клубной системы в России;
2. Охарактеризовать понятие и особенности социально-культурной деятельности;
3. Проанализировать состояние социально-культурной деятельности в Выборгском дворце культуры;
4. Предложить рекомендации по совершенствованию СКД в Выборгском дворце культуры.
Объект исследования – социально-культурная деятельность Выборгского дворца культуры.
Предмет исследования – процесс совершенствования социально-культурной деятельности Выборгского дворца культуры.
Гипотеза исследования – предполагается, что основными направлениями совершенствования социально-культурной деятельности Выборгского дворца культуры является работа по организации содержательного досуга молодых семей, который будет отвечать их потребностям и способствовать сплочению и становлению; проведение мероприятий в соответствии с современными потребностями общественности.
Методологической базой для исследования выступили труды признанных в культурологии, философии и педагогике авторов, таких как А.И. Левко, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, И.А. Малаховой и других.
Раскрытие сущности досуговой деятельности можно найти в трудах М.А. Ариарского, Д.М. Генкина, А.Д. Жаркова, Т.Г. Киселёвой, Б.А. Титова и др.
Проблема социально-культурной деятельности в клубных учреждениях культуры не подвергалась глубоким специализированным исследованиям, что говорит о недостаточной степени разработанности проблемы.
В работе использовались следующие методы исследования: общетеоретические (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация); сравнительно-исторические (исторический, историко-логический); анализ деятельности Выборгского дворца культуры, наблюдение.
Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе были изучены теоретические основы социально-культурной и клубной деятельности, дана характеристика клубов. В качестве метода исследования использовался анализ литературных источников.
Второй этап представляет собой анализ деятельности Выборгского дворца культуры и выявление проблемных сторон его деятельности, где применен практический метод исследования – наблюдение, опрос.
На третьем этапе разрабатывались пути и предложения по совершенствованию социально-культурной деятельности Выборгского дворца культуры, с учётом полученных данных в процессе исследования. Здесь использовались такие методы как анализ, синтез и классификация.
База исследования: Выборгский дворец культуры.
Новизна исследования состоит в комплексном анализе социально-культурной деятельности Выборгского дворца культуры и разработке требований к совершенствованию социально-культурной деятельности.
Практическая значимость работы состоит в том, что рекомендации, выработанные в процессе исследования, могут быть применены в деятельности Выборгского дворца культуры.
Положения, выносимые на защиту:
1. Задача учреждения культуры в целом – не только занятия творчеством и эстетическое воспитание, но и формирование в досуговом пространстве социальной и культурной среды, защищенной и защищающей человека от разрушительного воздействия, которым охвачено общество, т.е. создание механизма социальной стабилизации, адаптации человека.
2. Наше понимание сущности социально-культурной деятельности базируется на процессуальности ее содержательных компонентов (освоение, сохранение, создание и трансляция культурных ценностей, норм, идеалов, обрядов, обычаев, свойственных определенной социальной общности) и характеристике ее базовых функций (осуществлять педагогически целесообразное воспитание и образование личности, реализовывать творческий потенциал и развивать креативность).
3. Деятельность Дворца культуры определяется рядом факторов, обуславливающих необходимость комплексного подхода к изучению его социально-культурной деятельности, от развития искусства до политических и экономических факторов.
3. Пути совершенствования социально-культурной деятельности Выборгского дворца культуры должны разрабатываться по следующим направлениям:
• Работа по организации содержательного досуга молодых семей, который будет отвечать их потребностям и способствовать сплочению и становлению.
• Создание семейного клуба молодых семей позволяет обеспечить условия для полноценной деятельности и поддержки молодых семей.
• В планах реализация проекта «Школа молодых мам», который подразумевает работу с мамами, находящимися в декретном отпуске. Направления проекта: развитие здорового образа жизни (гимнастика с грудными детьми и т. д.) и творческое развитие (мастер-классы и т. д.), работа с педагогами и психологами.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОМЕ КУЛЬТУРЫ
1.1. Исторические сведения о становлении клубной системы в России
Клуб выступает здесь как «социальный институт, добровольное объединение людей в целях общения, связанного с различными интересами». Причем палитра этих интересов практически неисчерпаема: от совместных развлечений до коллективного решения политических проблем.
Каждое время диктует свои приоритеты для тех или иных социально-демографических групп населения.
Иными словами, клуб – это особый способ общения, взаимоотношений людей, даже больше – определенный образ их жизни.
Следует отметить, что клубные общности как институт активности населения не были в полной мере реализованы ни на одном этапе существования нашего общества. И в этом видится серьезная проблема государственной важности, так как речь идет о возможности формирования в России истинно гражданского общества.
Задача учреждения культуры в целом – не только занятия творчеством и эстетическое воспитание, но и формирование в досуговом пространстве социальной и культурной среды, защищенной и защищающей человека от разрушительного воздействия, которым охвачено общество, т.е. создание механизма социальной стабилизации, адаптации человека.
Для этого так необходима поддержка и разработка новых типов культурной деятельности: индивидуальной и групповой, основанной на осознании социальной ценности досуга как пространства самоактуализации личности, не менее важной, чем профессиональная деятельность, способствующей социальной интеграции людей.
Обращение к клубной проблематике показывает, что сегодня мы стали свидетелями интереснейшего процесса переосмысления традиционных функций культуры в обществе. Теперь это не только идеологическое воспитание и культурное обслуживание, но и создание условий для нормальной жизнедеятельности человека.
Клубная работа всегда оставалась территорией, огромный потенциал которой не был достаточно освоен. Это открытая территория для деятельности любительских клубных объединений. Но эта сфера требует повышенного внимания, серьезного изучения. Нужны новые подходы, помощь организационная и методическая, необходимы также финансовая и моральная поддержка со стороны государственной власти.
Поддерживая инициативу создания клубов по интересам и любительских объединений, надо позаботиться о подключении к работе с этими формированиями крепких специалистов – педагогов, психологов, представителей местной власти, исследователей и др.
Современные сложные экономические условия в России усилили также потребность в клубе как «экологической нише». Компенсаторная функция клубного коллектива всегда играла немалую роль: и раньше, и теперь людей, как правило, приводит в клубное объединение чувство неполной удовлетворенности работой или бытом, неполадки в семейной жизни, и главное – потребность в самореализации, которую во «внеклубной» жизни нельзя удовлетворить. Понятно, что сейчас эта функция приобрела особую важность – слишком много в России людей растерявшихся, остро ощутивших социальную незащищенность. К тому же у клубного учреждения и у клуба как такового есть свои преимущества: если театр или музей человек посещает изредка и остается при этом потребителем, то клуб дает возможность постоянного участия в самых разных видах культурной деятельности. А стало быть, в клубе заложен богатый потенциал активизации общественной и культурной жизни.
Посему сегодня можно говорить об усилении роли клуба как средства, способного ослабить остроту социальной напряженности, помогающего адаптироваться в новых экономических и политических условиях, способствующего психологической разгрузке.
В разное время у общества возникала потребность в клубах того или иного типа или формы (при практическом отсутствии «чистых» вариантов).
Сама жизнь регулирует как процессы активизации, так и угасания клубного движения, превалирования тех или иных его направлений и целей. Однако всегда неизменной остается первооснова: потребность в общении с людьми одних интересов и потребностей (клубы по интересам, любительские объединения и т.д.); одного возраста (молодые, пенсионеры); пола (женские, мужские); социального статуса (инвалиды, бедные, многодетные); либо одних профессий, национальной принадлежности, вероисповедания и т.д.
1.2. Понятие и особенности СКД
Термин «социально-культурная деятельность» возник сравнительно недавно. Ему предшествовали термины «культурно просветительная работа», или «культурно-массовая работа», предполагающие трансляцию культуры от субъекта — носителя культуры — к объекту — аудитории слушателей или зрителей.
Смена понятий не случайна. Демократизация общества обусловила потребность слушателей и зрителей стать активными участниками культурного действия. Во главу угла поставлена работа не по принципу «учитель-ученик», а обоюдное действие сторон. Слушатели, зрители и культурологи превратились в субъекты общей культурной деятельности. Примером такого действия, связанного с культурой, может служить передача на ТВ «Культурная революция».
Задача её не только распространение или сохранение общественно значимых ценностей культуры, но и создание их совместными усилиями присутствующих в зале людей. Подобную передачу на том же канале ведёт режиссёр В. И. Хотиненко, обсуждая со зрителями только что просмотренный ими фильм.
В разнообразии интерпретаций фильма, их аргументации мы видим сам процесс зарождения и реализации самостоятельно
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акимова Л.А. Социология досуга: Учебное пособие / Акимова Л.А. – М.:МГУКИ, - М., 2003 – 123 с.
2. Актуальные проблемы социокультурного менеджмента: Сб. науч. тр. / Под ред. В.М. Чижикова, Г.Н. Новиковой. - М.: МГУКИ, 2002.
3. Ариарский М. А. Прикладная культурология. – 2-ое издание, исправленное и дополненное. - СПб: Издательство «Эго», 2001. – С. 72–73.
4. Багурина Л.Е. Социокультурный подход в изучении человека и общества: любительские объединения как форма психологической защищенности в условиях досуга // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2006. - № 3. - С. 85-88.
5. Беспаленко П.Н. Основные задачи и приоритеты молодежной политики до 2012г. / Беспаленко П.Н.- «Молодежь и общество» -№4.- 2009. – с. 4-15
6. Голубева Н.Л. Детская библиотека: современные проблемы развития. – М.: Литера, 2009
7. Голубева Н.Л.Теоретические основания процесса инкультурации личности ребенка // Научная мысль Кавказа – 2005, – № 12. – С. 194–200
8. Дворкина М.Я. Функции библиотеки в культуре // Вестник МГУКИ. — 2013. — №5. — С. 152–156
9. Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности / Жарков А.Д.. – М.:МГУКИ, 2007. - 480 С.
10. Жаркова Л.С. Деятельность учреждений культуры. - М.: МГУКИ, 2003.
11. Илющенко О.Ю. Особенности организации досуга подростков в системе внешкольных детских учреждений // Вестник Восточно-Сибирского государственного технологического университета. - 2010. - № 4. - С. 162-166.
12. Калимуллин Д.Д. Деятельность КДУ в современных условиях: состояние, проблемы // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2006. - № 3. - С. 112-120.
13. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учеб. пособие. - М.: МГУК, 1995. - 136 с.
14. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: История, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, технологии. - М.: МГУКИ, 2001.
15. Киселева Т.Г., Красильникова Ю.Д. Межведомственные культурно-досуговые центры открытого типа. //Социальная педагогика: Проблемы, поиски, решения. - М.: Изд-во МГУК, 1991. – С.3-19.
16. Климова Л.Е. Массовая культура и личность: культурфилософский аспект: Автореф. дис... канд. фил. наук. - Ставрополь: СГУ, 2005.
17. Ковальчук М.А. Досуг как отражение психологии современной молодежи // Педагогические науки. - 2011. - № 1. - С. 8-11.
18. Левко, А. И. Социально-культурная деятельность как философская и педагогическая категория / А. И. Левко // Сацыяльна-культурная дзейнасць: метадалогія, змест, методыка: матэрыялы навук.-метад. канф. (Мінск, 4–5 лют. 2003 г.) / рэдкал.: А. І. Смолік (адк. рэд.) [і інш.]. – Мінск: Беларус. дзярж. ун-т культуры, 2004.
19. Малахова, И. А. Социально-культурная деятельность как предмет научного познания / И. А. Малахова // Веснік Беларускага дзяржаўнага ўніверсітэта культуры і мастацтваў. -—2011. — № 1.
20. Матлина С. Г. Публичная библиотека: пути инновационного развития. Избранное. — СПб.: Профессия, 2009
21. Межуев В.М. Диалог как способ межкультурного общения в современном мире // Вопросы философии. — 2011. — №9. — С. 65–73
22. Монастырская М.В. Инновации культурно-досуговой деятельности в России в условиях всемирной глобализации в свете актуализации содержания образовательного процесса//Социокультурное образование и Болонский процесс: проблемы, тенденции, опыт. Мат-лы Межд. науч.-практ. конф. - Казань, 2007. - С. 222-225.
23. Мосалев Б.Г. Досуг: методология и методика социальной работы. - М.: Союз, 1994.
24. Оленина Г.В., Белинская О.Н. Историко-концептуальные основы развития гражданских добровольческих инициатив молодежи в социально-культурном пространстве досуга и образования // Мир науки, культуры, образования. - 2009. - № 3. - С. 291-294.
25. Пальцева О.П. К вопросу о самоорганизации досуга молодежи // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2006. - № 3. - С. 101-103.
26. Первушина, О.В. Социально-культурная деятельность (теоретические основы): учеб. пособие для студ. / О.В.Первушина. – Барнаул: АГИИК, 2002
27. Плеханова А.В. Роль технологий библиотерапии в процессе формирования познавательной культуры младших школьников // Социально-экономические явления и процессы. – 2011, – № 1–2. –С. 356–364
28. Понукалина О. Специфика досуга современной молодежи // Высшее образование в России. - 2007. - № 11. - С. 128-131.
29. Попкова Е.Б. Теоретические подходы к исследованию инкультурации как социокультурного процесса // Теория и практика общественного развития. – 2013, – № 3. – С. 43–48
30. Приказ Министерства образования РФ от 24 января 2002 г. № 181 «Об утверждении перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования в области культуры и искусства» // Российское образование: федер. образоват. портал: нормат. док. URL: http://www.edu.ru. Док. отменен
31. Рекомендация ЮНЕСКО «О международной стандартизации статистики государственного финансирования деятельности в области культуры» [Электронный ресурс]. – 2006. – Режим доступа: http://infopravo.by.ru (рекомендация была принята в 1980 году, на сайте , в электронной верси, появилась в 2006)
32. Роджерс К, Человекоцентрированный подход к психотерапии // Вопросы психологии. — 2012. — №6. — С. 70–81
33. Рябков В.М. Антология информационно-просветительных форм культурно-досуговой деятельности в России (вторая половина ХХ века) / Рябков В.М.- Челябинск, ООО Полиграф-Мастер, 2007. – 568 с.
34. Соловьева Е. А. Развитие интереса к книге и чтению через творческую реализацию личности ребенка // Школьная библиотека. - 2010. - № 1. - С. 65-74
35. Стрельцов Ю.А., Стрельцова Е.Ю. Педагогика досуга: Учебное пособие / Стрельцов Ю.А., Стрельцова Е.Ю.- М.:МГУКИ, 2008. - 272 с.
36. Суртаев В.Я. Молодежный досуг как социально-педагогическое явление: автореф…докт.пед.наук / Суртаев В.Я.- СПб, 1995. – 28 с.
37. Титов Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. – СПб – С. 52–57.
38. Триодин В. Е. Теория социально-культурной деятельности: объект и предмет исследования» // Магистер. — 1998. — №1. — С. 26–36
39. Триодин В.Е. Клуб и свободное время / Триодин В.Е.-М.: Профиздат, 1982.-134 с.
40. Фаррахова Л.Р. Педагогические ресурсы народной художественной культуры в социальном творчестве детей и молодежи в сфере досуга // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2006. - № 3. - С. 130-132.
41. Флиер, А.Я. Культурология для культурологов / А.Я.Флиер. – М.: Академ. проект, 2000
42. Шамсутдинова, Д. В. Досуговая деятельность как фактор социально-культурной интеграции личности: дис. …д-ра пед. наук: 13.00.05 / Д. В. Шамсутдинова. – СПб., 2002.
43. Шарковская Н.В. Феноменологические основания развития социально-культурной активности личности / Шарковская Н.В. // Вестник МГУКИ - №1- 2008.- с.95-98.
44. Шахвелиева А.М., Шакирова Д.Д. Специфика и содержание молодежного досуга // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2007. - № специальный. - С. 233-238.
45. Ярошенко, Н.Н. Социально-культурная деятельность в контексте формирования новых качеств социального взаимодействия // Учен. зап. / под науч. ред. Т.Г.Киселевой, В.И.Черниченко, Н.Н.Ярошенко. – М.: МГУКИ, 2001. – Вып. 23.