Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы. Женский образ всегда был и остается символом: бытия, красоты, невинности, совершенства и многого-многого другого. Женский образ - символ мира. Женское начало представляет собой символ в целом, которое пытается одухотворить и защитить сферу материального. Каждый раз, когда женский образ используется в качестве символа, общим знаменателем является идея системы верований и практик, которые влияют на других людей. Начиная с раннего периода развития культуры, женские образы воплощают самые разные стороны человеческого бытия. Они упорядочивают представления человека о пространстве и времени, олицетворяют его лучшие и худшие стороны.
Статус женщины, ее положение в обществе, составляет среди прочих элементов культурный код той или иной цивилизации. Положение женщины определяет характер взаимоотношения между полами, модель супружества, крепость брачных уз, качество семейных отношений. Не исключено, что эта модель сказывается на жизнестойкости культуры.
Объектом исследования являются мифологические представления в Древнем Египте и Древней Греции.
Предмет исследования – образы женщин в мифологиях в Древнем Египте и Древней Греции.
Цель исследования – сравнительный анализ образов женщин в мифологиях в Древнем Египте и Древней Греции.
В соответствии с целью сформулированы исследовательские задачи:
1. Характеристика происхождения женских образов в мифологиях в Древнем Египте и Древней Греции.
2. Культурологический анализ особенности представлений женских образов в мифологиях в Древнем Египте и Древней Греции.
1. Образы женщины в мифах Древнего Египта
Древнеегипетской религии как единого целого не существовало. Существовало несколько традиций и школ, принципиально различающихся подходами: иногда – даже именами богов и всегда – их функциями.
Космогония Древнего Египта признаёт наличие следующих основных элементов - первобытного водного хаоса и элементов-стихий, выделившихся из него в определенной последовательности – водного пространства, к которому возводились все виды влаги (небесной, земной и подземной); воздушного пространства: неба и атмосферы (воздуха, ветра); земли и огненной субстанции - солнца.
Образы божеств, являющихся олицетворением элементов-стихий, из которых была создана Вселенная, несут черты тотемизма и предстают в зооморфном облике, что указывает на их древнейшее происхождение, имеющее отношение к эпохе первобытности. Очень часто каждая стихия соотносится с теми живыми существами, которые органически с нею связаны. Со временем мифологические образы приобрели антропоморфный характер, но черты тотемизма так до конца и не исчезли .
Показательно, что божественное животное, олицетворяющее тот или иной элемент-стихию, обязательно является самкой, и это положение остаётся неизменным на стадии антропоморфизма.
Задачи данного исследования состоят в рассмотрении образов, символов и атрибутов наиболее древнейших женских божеств космогонического цикла, известных ещё на заре древнеегипетской цивилизации, и определении их места в космогенезисе.
В одной из наиболее разработанных систем – Гелиопольской космогонии – место бога неба занимала Богиня Нут (само древнеегипетское слово «pet», означавшее небо, было женского рода). Таким образом, Небо персонифицировано не мужским божеством, а женским! Более того, в Великую Гелиопольскую Эннеаду, или Великую Девятку богов, не входили мужские божества, которые бы имели специфическую привязку к небу. Эта судьба постигла даже Гора, хотя, подобно некоторым другим богам, входившим в элиту гелиопольского пантеона (Осирису, Сету, Исиде и Нефтиде), он считался рождённым Богиней Нут .
Данный феномен интересен тем, что египетская цивилизация, на протяжении всей своей истории сохраняя явные остат
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Авдиев В.И. История Древнего Востока. - Л.: Госполитиздат, 1953. - 759 с.
2. Берлев, О. Д. Общественные отношения в Египте в эпоху Среднего Царства / О. Д. Берлев. -М.: «Наука». 1972. - 364 с.
3. Виппер Р.Ю. История древнего мира. - М.: Республика, 1993. - 511 с.
4. Канцельсон И.С. Культура древнего Египта. - М. : Наука, 1976. - 451 с.
5. Монтэ, П. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов / П. Монтэ. - М.: «Молодая гвардия», 2000. - 455 с.
6. Аристотель Политика. Аристотель Собрание сочинений: В 4 т. М., 1984. Т. 4.
7. Брюле П. Повседневная жизнь древнегреческих женщин в классическую эпоху. М., 2005.
8. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. М., 1986.