Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы. Со времен глубокой древности человеческую мысль всегда волновала проблема глубокого несоответствия искренне желаемой каждым человеком достойной, обеспеченной и защищенной от всех возможных бед жизни и реального своего бытия в мире, который лишь в редчайших, исключительных случаях давал примеры социального благоденствия. Однако, несмотря ни на что человек упорно продолжал мечтать. Мечты эти были чрезвычайно разнообразны. Некоторые из них отражали самые простые желания мира, личного счастья и изобилия, некоторые же стремились создать нормы, правила и законы, которые были бы способны полностью переделать отношения в обществе и навсегда утвердить среди людей принципы подлинного гуманизма и общественной справедливости.
В современной литературе утопия рассматривается и среди жанров научной фантастики. Расцвет утопической литературы совпадает с периодами острых культурных и социально-политических кризисов, кардинальных перемен в жизни общества в целом и переломов в общественном сознании.
Утопия (от греч. ои - не, нет и topos - место; то есть место, которого нет; иное объяснение: ей - благо и topos - место; то есть благословенное место) - литературно-художественное произведение, содержащее картину идеального общества, населенного абсолютно счастливыми людьми, живущими в условиях совершенного государственного устройства. В основе утопии лежат религиозно-мифологические идеи о Золотом веке и о Земле Обетованной, а в философско-политическом аспекте - диалог Платона «Государство». Кроме того, утопия тесно связана с давней и великой мечтой человечества - жить в справедливом и благоустроенном обществе. Мир утопии располагается, как правило, вне привычных пространства и времени. Он помещается либо в странах на другом конце Земли (порой за ее пределами), недоступных простым смертным, и «случайно», «фантастическим образом» открывается стороннему гостю, либо переносится в «прекрасное будущее», воплотившее в жизнь светлые чаяния современного человечества.
Исторический и социально-политический контекст появления «Утопии» (конец XV - начало XVI вв.) связан с наступление новой эпохи, получившей название Нового времени. Тенденции экономического развития этого периода обусловили распад феодализма и становление нового общественно-экономического строя - капиталистического. В экономической сфере начался процесс первоначального накопления капитала. А в сфере общественно-политической - с особенной силой проявляются новые тенденции и веяния в мировоззрении, которое становится той областью, где идет противостояние новых буржуазно-капиталистических и устаревших феодальных отношений, борьба против духовного порабощения человека католической церковью, против схоластики и суеверия. В недрах гуманизма возникли более радикальные учения, а в литературе появился новый жанр - утопический роман, где просветители развивают учение об идеальном государстве, в котором благоденствует общество без изъянов и несправедливости, где все равны и одинаковы.
Объектом исследования являются первые произведения английской утопии как жанра. Предмет исследования – отражение общественно-политических взглядов авторов утопического жанра в период его возникновения.
Цель данной работы - рассмотреть произведения «Утопия» Томаса Мора и «Новая Атлантида» Фрэнсиса Бэкона, сравнить их, же проанализировать и выявить, чем отличаются их утопические идеи. В соответствии с целью сформулированы исследовательские задачи:
1. Анализ структуры и композиции «Утопии» и «Новой Атлантиды»;
2. Характеристика социально-политических взглядов Т. Мора и Ф. Бэкона, отражённых в названных произведениях.
Глава 1. «Утопия» Т. Мора как памятник литературы европейского гуманизма
1.1.Структура и композиция «Утопии»
Томас Мор (1478 - 1535) - английский гуманист и политический деятель, родоначальник утопического социализма нового времени, был сыном королевского судьи. Получив образование в Оксфордском университете и юридической школе Лондона, он стал адвокатом, выполнял важные дипломатические поручения, избирался членом парламента и спикером палаты общин, а в 1525 - 1532 гг. был лорд-канцлером казначейства. За отказ поддержать короля Генриха VIII, стремившегося возглавить реформационное движение и использовать его в интересах дальнейшего обогащения укрепляющей свои позиции буржуазии и нового дворянства, 6 июля 1535 г. был казнен по обвинению в государственной измене.
В истории социальной мысли Т. Мор известен прежде всего, как автор произведения, изданного в 1516 г., - «Утопия», название которого стало фактически нарицательным, дав название важнейшему направлению в развитии общественной мысли - утопическому социализму .
Взгляды Т Мора имеют, по крайней мере, два источника своего формирования: во-первых, теоретический, как результат глубокого изучения произведений античных философов и историков: Платона, Аристотеля, Лукиана, Плутарха (в подлинниках), а также Эразма Роттердамского, П. Мартира и других; и, во-вторых, глубокий анализ, всестороннее осмысление сущности общественных отношений Англии эпохи становления капитализма .
«Весьма полезная, а также занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и новом острове Утопия мужа известнейшего и красноречивейшего Томаса Мора, гражданина и шерифа славного города Лондона» (таково её полное название) увидела свет в 1516 г. в Лёвене. Затем последовали второе парижское издание (1517) и два базельских издания (оба вышли в свет в 1518 г.), все на латыни. После этого Мор занялся государственными делами и предоставил книгу ее собственной судьбе. Между четырьмя первыми изданиями много общего в структуре и содержании материала, но есть и отличия. В письме, посланном Мором Э. Роттердамскому в сентябре 1516 г., выражая свою воодушевленность с изданием книги, он просит друга организовать поддержку его Nusquamam со стороны лиц просвещенных и государственных. Эразм выполнил просьбу друга, и таким образом основной текст «Утопии» был дополнен серией различных рекомендательных документов, обычно называемых parerga. Это письма различных лиц, принадлежащих к кружку христианских гуманистов, восхваляющие Утопию поэмы, утопийский алфавит, поэма на утопийском языке с переводом на латынь и т. д. Все четыре издания включают письмо Мора к Петру Эгидию, выполняющее роль своеобразного предисловия. Кроме этого, первое и второе издания содержат короткие примечания-разъяснения и комментарии Четвертый, наиболее полный и окончательный, вариант включал в себя следующие тексты:
Эразм Роттердамский Иоганну Фробену, дражайшему куму своему шлет привет;
Гилельм Бюде приветствует Томаса Лупсета, англичанина;
утопийский алфавит;
посвященные острову Утопия стихи увенчанного поэта Анемолия внучатого племянника Гитлодея;
карта Утопии;
поэма, написанная на утопийском языке;
Славнейшему господину Иерониму Буслидию - пробсту в городе Эр и советнику короля католиков Карла Петр Эгидий шлет привет;
Иоганн Палудан из Касселя шлет привет Петру Эгидию;
стихотворение ловенского ритора Иоганна Палудана, посвященное острову Утопия;
Герард Новиомагийский об Утопии;
Корнелий Графей - читателю;
Иероним Буслидий шлет привет Томасу Мору;
Томас Мор шлет привет Петру Эгидию;
Первая книга беседы, которую вел Рафаил Гитлодей - человек выдающийся о наилучшем устройстве государства в передаче Томаса Мора, человека известного, гражданина и шерифа славного британского города Лондона;
Беседа Рафаила Гитлодея о наилучшем устройстве государства в пересказе Томаса Мора, лондонского гражданина и шерифа. Книга вторая;
колофон (эмблема) печатного дома И. Фробейна.
Титульный лист-бордюр для этого издания был исполнен гравюрой на дереве знаменитым художником и гравером Гансом Гольбейном Младшим (1494-1543).
Пребывание Мора в Антверпене в 1515 г. является доказанным фактом. Он был членом дипломатической миссии, направленной Генрихом VIII для урегулирования торговых споров с испанской стороной. Летом Мор пребывал в Брюгге, в сентябре - в Брюсселе, в октябре - в Антверпене, и в ноябре он вернулся в Лондон. Именно в Антверпене Мор написал б ольшую часть своей книги.
Петр Эгидий (Петр Жиль), которому Мор направляет письмо, предваряющее «Утопию», и который якобы познакомил Мора с Гитлодеем, - реальное историческое лицо. В 1515 г. он был секретарем суда в городе и принадлежал к кружку гуманистов. Так же, как и Мор, он был другом Эразма Роттердамского. Т. Мора и Э. Роттердамского связывали теплые отношения. Именно Мора пригласил Эразм для перевода Лукреция, именно Мору он посвятил свою сатиру «Похвала глупости». Весной 1515 г. Эразм был в Лондоне, где вручил Мору рекомендательное письмо для Петра Эгидия.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Баталов, Э.Я. В мире утопии: Пять диалогов об утопии, утопическом сознании и утопических экспе¬риментах / Э.Я. Баталов. - М.: Политиздат, 1989. - 317/319 с.
2. Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. Книга вторая.- СПб.: Петрополис, 2003.- 320с.
3. Кирвель, Ч.С. Утопическое сознание: сущность, социально-политические функции. - Минск: Университетское изд-во, 1989. - 192 с.
4. Козьмина Е. Ю. Утопия //Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. М.: Изд-во Кулагиной, 2008. - С. 276-277
5. Мортон, А.Л. Английская утопия / А. Л. Мортон. - М.: Изд-во иностр. лит., 1956. - 276 с.
6. Морщихина, Л. А. Классические и неклассические утопии в контексте социально-философских исследований: автореф. ... дис. канд. филос. наук: 09.00.11 / Л.А. Морщихина; Помор. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. - Архангельск, 2004. - 24 с.
7. Полянский Ф. Я. Социальные утопии периода разложения феодализма //Всемирная история экономической мысли: В 6 томах / Гл. ред. В. Н. Черковец. - М.: Мысль, 1987. - Т. I. От зарождения экономической мысли до первых теоретических систем политической жизни. - С. 375-377. - 606 с.
8. Субботин А. Л. Фрэнсис Бэкон и принципы его философии // Бэкон Ф. Сочинения : в 2 т.- 2-е изд., испр. и доп. - М. : Мысль, 1977. – вступительная статья. С.3-55
9. Суворов Г.В. Проблема личности в контексте европейской утопии XVI-XVII вв. //Вестник Вятского государственного гуманитарного университета, 2014, № 9, С.15-25
10. Черткова, Е.Л. Метаморфозы утопического сознания (от утопии к утопизму) // Вопросы философии. - 2001. - № 7. - С. 47 - 58.