Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Государственное управление в Российской Федерации с каждым днём играет всё большую роль в обществе, его взаимодействиях и коммуникациях. Система государственного управления в России стремится к контролю всех сфер жизни, координируя принятие тех или иных решений, устанавливая чёткие правила деятельности тех или иных структур или органов. Данная государственная модель управления имеет черты авторитарной системы, в которой все субъекты и объекты политической сети подчиняются центральному актору, который имеет преимущественное расположение, ранг и силу в сети. Безусловно, такая модель эффективна: не требует использования больших ресурсов, информация в такой сети не искажается, центр плотно структурирован и на макроуровне проблемы решаются быстро и результативно. Но такая модель полностью не акцентирует внимания на периферии, центр постепенно обособляется и теряет связь с внешней средой, которая в результате отпадает и перестаёт давать обратные сигналы. А внешняя среда – это общество, которое своими связями и созданными микросетями помогает образовывать целостную систему, при антрепренерском типе государства. В этой системе государство не исполняет роль диктатора, а скорее выступает, как руководитель. Занимая центральную позицию, государство напрямую не вмешивается в правила, по которым взаимодействуют акторы сети, а лишь следит за исполнением этих установленных норм. В таком случае невозможно, чтобы какая-либо проблема была опущена или незамеченная. Сеть поглощает всю информацию, если в ней участвуют все возможные акторы.
Современная Россия – пример авторитарного управленческого устройства. Глобальные проблемы решаются и исполняются, периферия же находится «в свободном плавании». Но некоторые глобальные вопросы не удается решить только с помощью ресурсов центрального аппарата и его региональных институтов. Необходимо пересмотреть государственный подход к управлению обществом, и начать взаимодействовать с периферией, без учёта импульсов и обратных сигналов которой данная проблема так и останется нерешенной.
Заявленная тема работы является крайне актуальной. Ее актуальность можно отнести на то, что она затрагивает важнейшие проблемы измерения, оценки и анализа государственного управления современных обществ. В ситуации ограниченности ресурсов (как материальных, так и нематериальных – кадровых, временных, интеллектуальных) деятельность управленческих структур непрерывно сталкивается с затруднениями и административного, и социально-экономического характера. Для преодоления этих трудностей органы государственной власти и государственные служащие вынуждены не только пересматривать привычные, традиционные методы управления, но и постоянно повышать эффективность своей деятельности.
Цель исследования: изучить систему государственного управления в современной России на примере Администрации Фрунзенского района.
В соответствии с целью сформулированы задачи исследования:
1. Определение понятия государственного управления, целей и принципов;
2. Исследование проблем и особенностей государственного управления;
3. Исследование понятия и видов эффективности государственного управления;
4. Изучение общей характеристики Фрунзенского района города Санкт-Петербурга и основного органа государственной власти – Администрации Фрунзенского района;
5. Формирование рекомендаций с целью повышения эффективности государственного управления на примере Администрации Фрунзенского района.
Объект исследования: государственный орган управления Администрация Фрунзенского района города Санкт – Петербурга.
Предмет исследования: Деятельность органов государственного управления и оценка их эффективности.
1. Теоретические основы государственного управления в современной России
1.1 Понятие государственного управления, подходы при изучении, цели, принципы
Государственное управление представляет собой деятельность органов государства по выполнению возложенных полномочий.
В науке при изучении понятия «государственное управление» выделяют три теоретических подхода при его рассмотрении:
1) Правовой подход;
2) Политический;
3) Управленческий.
Согласно первому подходу, основными ценностями в государственном управлении является верховенство защиты прав граждан.
В политическом подходе основной задачей является воплощение интересов и желаний народа. Государственные чиновники должны быть политически грамотными, ответственными и восприимчивыми к текущим интересам граждан.
В управленческом подходе основы управления направлены на эффективность, экономичность и результативность.
Трактовки при изучение понятия различаются, но общие признаки остаются неизменными.
Признаками любого вида государственного управления являются:
1) Государственное управление – это вид государственной деятельности.
2) Эта деятельность носит властный, исполнительно-распорядительный характер.
3) Деятельность осуществляется непрерывно, согласуюсь с определённым планом.
4) Деятельность является законодательной.
5) Характеризуется наличием как вертикальных, так и горизонтальных связей.
6) Осуществляется в правовых и неправовых формах.
7) Нарушение правил управленческой деятельности несёт за собой правовую ответственность.
Любое управление направлено на достижение какого-либо результата, поэтому целью государственного управления является предполагаемый результат, к которому стремится субъект управленческой деятельности.
Выделяют четыре цели государственного управления в современной России:
1) Социально-экономическая цель – достижение общественного экономического благосостояния, выработка и поддержание единого экономического курса государства
2) Политическая – координация деятельности государственных структур, определения вектора их развития и деятельности
3) Обеспечительная – правовая защита граждан от внешних и внутренних отрицательных факторов и воздействий
4) Организационно - правовая цель – формирование системы и реализация задач с использованием правовых институтов и механизмов правового государства.
При осуществлении каких-либо управленческих задач и постановки целей, важную роль играют принципы, исходя из которых, функционирует государственная система управления. Основными принципами государственного управления являются:
1) Демократизм – народ единственный источник власти.
2) Законность – деятельность органов исполнительной власти строиться на основе точного и неукоснительного соблюдения и исполнения Конституции и законов.
3) Объективность – степень адекватности принимаемых решений и осуществляемых действий.
4) Научность – научный метод сбора, анализа и хранения информации, учет научных методик и наработок в ходе принятия и реализации управленческих решений.
5) Конкретность – осуществление управления должно строиться с учетом конкретных жизненных обстоятельств, соответствовать реальному состоянию объекта управления и ресурса управления.
6) Разделение властей – разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную с распределением полномочий и функций.
7) Федерализм – деятельность органов исполнительной власти строится на основе нормативного закрепления разграничения компетенции и предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФ.
8) Эффективность – достижение целей управленческой деятельности должно осуществляться при минимальном расходование энергии, ресурсов и времени.
1.2. Особенности государственная система управления в современной России
Любое развитое и развивающееся государство современного мира осознаёт необходимость наличия системы и функционирования государственного аппарата управления, без него общество не сможет достичь определенных задач в развитии, сначала частично, а затем и полностью теряя возможность координации своих действий.
Главным фактором функционирования аппарата управления является его насыщенность запросами со стороны общества. Если же данный «механизм социального входа» отсутствует, то структура становится малоэффективной, даже при наличии крупной системы государственного управления.
Система государственного управления включает деятельность государства в целом и охватывает самый широкий спектр функций – от обеспечения национального суверенитета и национальных интересов до поддержания экономических, социальных, политических и правовых условий развития экономики. Другими словами, это властное, политическое управление делами всего общества, имеющее в своей основе правовую обусловленность (легитимность), а в реализации – силу госаппарата, обладающего средствами принуждения. Вне сомнений, что для России очень важна сфера государственного управления. Попробуем выявить основные проблемные моменты в сфере государственного управления, а также предложить возможные пути их решения.
1.Недостатки нормативно - правовой базы. Несовершенство нормативно-правовых актов ведет к бюрократизации государственного управления, что вредит различным субъектам власти и подчиненным им структурам в силу специфики их взаимоотношений. Из-за недостаточно
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 28.06.2014 г. N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Консультант Плюс: справочно-правовая система. Версия 3000.03.35 Режим доступа: http://www. consultant.ru. (Дата доступа 17.10.2018 года)
2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 15.02.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Консультант Плюс: справочно-правовая система. Версия 3000.03.35 Режим доступа: http://www. consultant.ru. (Дата доступа 17.10.2018 года)
3. Указ Президента РФ от 3.06.1996 г. № 803 «Об основных положениях региональной политики в РФ» [Электрон. ресурс]: // Консультант Плюс: справочно-правовая система. Версия 3000.03.35 Режим доступа: http://www. consultant.ru. (Дата доступа 17.10.2018 года)
4. Президента РФ от 28.04.2008 № 607 (ред. от 14.10.2012) «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» // Консультант Плюс: справочно-правовая система. Версия 3000.03.35 Режим доступа: http://www. consultant.ru. (Дата доступа 17.10.2018 года)
5. Постовой Н.В., Таболин В.В., Черногор Н.Н Муниципальное право России: Учебник / Н.В. Постовой, В.В. Таболин, Н.Н. Черногор 3-е издание, переработанное и дополненное; под ред. Н.В. Постового. "Юриспруденция", 2015
6. Алиаскарова Ж.А. Новая экономика: новая реальность и мотивация потребителей // Маркетинг МВА. Маркетинговое управление предприятием. – 2017. –Т. 8. – Вып. 1. –С. 5-15.
7. Экономическая политика. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Под ред. А.Н. Лякина. – М.: Юрайт, 2017. – 432 c.
8. Тэтчер М. Искусство управления государством: Стратегии для меняющегося мира; Пер. С англ. – 4-е изд. – М., 2014
9. Кулаченко Г.М., Крупин И.В. Совершенствование бюджетной системы с применением программно-целевого принципа: монография / Г.М. Кулаченко, И.В. Крупин. Екатеринбург: Монография, 2014. 280 с.
10. Волкова А.В. Управляемость государства в условиях глобализации: проблема формирования публичных ценностей // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. – 2013. – Т. 9. – №4. – С. 70-82.
11. Smorgunov L. Network political parties // Polis. Political Researches. – 2014. – no. 4. – Pp. 21-37.
12. Волкова А. В. Сети в публичной политике: формирование сетевой культуры // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики.– 2014. – № 1, Ч. 2. – С. 52-55.
13. Макарейко Н.В. Административное право: краткий курс лекций / 8-е изд. М., 2013
14. Сморгунов Л.В Сетевой анализ публичной политики. – Москва : РГ-Пресс, 2013
15. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru. (Дата доступа 17.10.2018 года )