Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы обусловлена тем, что изменения условий в функционировании государства, которые характерны для XXI века, принесли много нового в развитие взглядов и научных изысканий в области содержания деятельности прокуратуры. Это привело к появлению множества теоретических идей и практических положений относительно совершенствования деятельности прокуратуры. В настоящий момент все еще актуально стоят вопросы о границах полномочий прокуратуры, о необходимости разделения ее функций и ответственности сотрудников прокуратуры.
Правильно организованная деятельность должна в первую очередь исходить из факта признания прокуратуры в качестве органа власти. Сегодня в науке статус прокуратуры довольно спорен в связи, с чем ведутся довольно острые дискуссии о принадлежности прокуратуры к той или иной ветви власти.
Если проанализировать основные взгляды на данный вопрос, можно вполне точно выделить основные концепции встраивания прокуратуры в механизме государственной власти: в первую очередь прокуратура должна состоять при суде и быть такой же независимой и самостоятельной как от исполнительной, так и от законодательной власти; во вторых прокуратура – это специальный орган преследования; в третьих – это орган государства, который не зависит от других ветвей власти, прокуратура может зависеть только от закона. Дискуссии развиваются вокруг данных позиций.
Одна из основных функций государства заключена в реализации правоохранительной деятельности и правосудия. Установленные государством правовые запреты призваны охранять более существенные социальные отношения, от непоколебимости которых будет зависеть безопасность не только отдельно взятой личности, но и всего общества в целом.
Объект исследования – вопросы конституционного статуса прокуратуры РФ.
Предмет исследования - организационные и правовые вопросы конституционного статуса прокуратуры РФ.
Цель курсовой работы изучение конституционных основ статуса прокуратуры РФ.
Исходя, из цели в работе были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие, функции прокуратуры РФ.
2. Изучить особенности конституционного статуса прокуратуры РФ.
Методологическая база. С целью разрешения вопросов поставленных для исследования были использованы нормативные акты, а также научно-учебные пособия: М.Н. Марченко, В.Н. Хропанюка, М.В. Баглая, Б.Н. Габричидзе, З.М. Черниловского; энциклопедическая литература, а кроме этого материалы периодических изданий.
Методологическая основа исследования. Метод теоретического анализа: изучение, анализ, синтез и обобщение научной и учебной литературы, которая раскрывает особенности конституционных основ статуса прокуратуры РФ; метод системного анализа, частнонаучные (формально-юридический, сравнительно-правовой) методы исследования, что позволило исследовать заявленную тему и сделать соответствующие обобщения и выводы.
Структура работы. Структуру работы определяют цели и задачи исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1 Понятие, функции прокуратуры Российской Федерации
1.1 Понятие прокуратуры
Прокуратура это своего рода специальный наблюдатель за общественно значимыми интересами. Достигается такая цель прокуратуры через реализацию ее функций, которые прямо предусмотрены законодательством.
Сам термин функция, произошел от латинского «functio» - исполнение, совершение. Данный термин в зависимости от контекста, в котором оно употребляется, может быть синонимом обязанности или круга, направления деятельности.
Некоторые исследователи содержащийся в ст. 1 ФЗ о прокуратуре, понятие функция заменяют термином основное направление деятельности . По нашему мнению в теории данные понятия все же следует разграничивать, так как у них разное значение.
В.П. Рябцев, говоря о деятельности прокуратуры, к ее основным направлениям относит приоритеты в ее деятельности, от обеспечения которых будет зависеть законность и правовой порядок. Постоянным приоритетом надзорной деятельности прокуратуры, по мнению автора, становится вопрос соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Так как это касается многих сфер правовых отношений, учитывая состояние законности, выделяют многие сферы правовых отношений (трудовые, жилищные, пенсионные и иные права граждан) .
Такое мнение поддерживается и А.Я. Сухаревым . А вот Ю.Е. Винокуров направление деятельности прокуратуры понимает надзор за исполнением конкретно взятого закона, которым регулируются общественные отношения в определенно взятой сфере, при этом автор выделяет почти тридцать различных направлений .
Так, профессор Г. Н. Королев в своей статье «Сохранится ли прокуратура России как единая система?», размышляя над местом прокуратуры в системе органов государства, задается вопросом «будет ли прокуратура РФ и впредь составлять единую самостоятельную систему либо будет частью другой системы? И тогда закономерен вопрос - частью какой системы? Не хотелось бы строить домыслы, но вполне можно предположить, что этой системой может стать Министерство юстиции». Кроме того, автор указанной статьи указывает, что в связи с внесением конституционных поправок, в результате которых глава государства приобрел новые полномочия по формированию прокурорского корпуса высшего и среднего эшелонов, представляется целесообразным внести предложение о том, что Президент Российской Федерации осуществляет руководство деятельностью прокуратуры России.
Джатиев В.С., предложил рассматривать прокуратуру России в качестве отдельного типа государственной власти. Кроме этого автор отметил, что логично ст.10 Конституции РФ изложить в новейшей редакции указав присутствие четырех типов деятельности государства и четырех типов органов государственной власти, определяя, таким образом, объективную природу, взаимную обусловленность и взаимные связи. Государство не сможет существовать без права, законов. Из этого предназначение органов законодательной власти – исполнение законодательной работы. Реализация законодательного предписания - предназначение органа исполнительной власти. С целью осуществления правосудия предусмотрели орган судебной власти (суд). Орган прокуратуры должен при помощи прокурорского надзора обеспечить процесс реализации законов каждым субъектом подзаконной деятельности – органом исполнительной власти, а также органом судебной власти, предприятием, учреждением, организацией, каждым должностным лицом и лицом, представляющим в правовых отношениях собственный интерес. В совокупности все четыре типа государственной деятельности являются не чем иным, как государственным управлением обществом, а четыре типа государственных органов, это специализированные по типам деятельности структурные подразделения общего государственного механизма.
Таким образом, прокуратура России имеет все признаки органов, осуществляющих на основе Конституции РФ и федеральных законов надзорную государственную власть для обеспечения верховенства законов, единства и укрепления законности, а помимо этого защиты прав и свобод граждан, и охраняемых по закону интересов общества и страны.
1.2 Функции прокуратуры как государственно-правового института
Пункт 1 ст. 1 ФЗ о прокуратуре говорит, о том, что к основной функции прокуратуры относится надзор за соблюдением Основного Закона Российской Федерации и исполнением законов, которые действуют на территории России. Пункт 2 вышеупомянутой статьи говорит и об иных функциях прокуратуры, в том числе и о надзорных, и о таких, как вопросы уголовного преследования и координации деятельности правоохранительных органов.
По нашему мнению понятие функции прокуратуры необходимо сформулировать таким образом: «вид деятельности, который определен федеральным законодательством, обусловленный целями и задачами прокуратуры, имеющий свой предмет и реализуемый через полномочия, которые специально предусмотрены в законе».
Помимо прочего прокуратура наблюдает и за законностью действий органов государственной власти, субъектов Российской Федерации и за
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андриянов В.Н. Новые направления деятельности прокуратуры России в современных условиях: проблемы и перспективы. // Известия байкальского государственного университета. 2011. № 5. С. 133-137.
2. Алиев Х.О., Заидова М.У. Общий надзор как одно из важнейших направлений деятельности прокуратуры. // Евразийский юридический журнал. 2015. № 9. С. 216-217.
3. Берова Д.М. К вопросу о роли и значении понятия «уголовное преследование» для определения содержания функции обвинения в уголовном судопроизводстве // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2012. – № 5. – С. 119.
4. Буглаева Е.А., Тетюев С.В. О новых полномочиях прокурора в досудебном производстве // Российская юстиция. – М.: Юрист, 2010. – № 1. – С. 40.
5. Витохина Д.М., Зеленская Л.А. Прокурор как лицо, участвующее в деле в административном судопроизводстве / Д.М. Витохина, Л.А. Зеленская – Изд. Вестник Краснодарского университета МВД России, - 2015., - с. 231-234.
6. Ефанова В.А. О функциях прокурора в досудебных стадиях современного российского уголовного процесса. // Воронежские криминалистические чтения. 2010. № 12. С. 159-166.
7. Загвязинская О.А., Астахова М.А. Функциональный статус прокурора как субъекта административного судопроизводства // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2016. Т. 2. № 4. С. 76-85.
8. Концевой А.В. Процессуальное положение прокурора по Кодексу административного судопароизводства РФ // В сборнике: Прокуратура: вчера, сегодня, завтра (Сухаревские чтения) сборник материалов II Международной научно-практической конференции. Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2017. С. 319-324.
9. Карпова А.И. Формы участия прокурора в рассмотрении судами административных дел в порядке административного судопроизводства // Российское право: образование, практика, наука. 2017. № 2 (98). С. 18-21.
10. Максимова, К.А. Механизмы взаимодействия полномочных представителей президента Российской Федерации с органами полиции, следствия и прокуратуры в Федеральных округах /К.А. Максимова //Право и политика. - 2013. - №7. - С.899
11. Павлова Н.В. Место и роль прокуратуры в конституционной системе органов государственной власти Российской Федерации в механизме защиты прав и свобод граждан /Н.В. Павлова //Глобальный научный потенциал.-2014. - №4. - С.101-106.
12. Пешкова, Т.В. Административное судопроизводство в судах общей юрисдикции в Российской Федерации / Т.В. Пешкова. – Воронеж, 2014. – 203 с.
13. Помазанова Н.С. Новеллы с принятием Кодекса административного судопроизводства в процессуальном положении прокурора // В сборнике: Правовые, социально-гуманитарные и экономические проблемы в фокусе научных исследований Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Под общей редакцией С.Е. Туркулец. 2016. С. 263-271.
14. Павловская М.В. Особенности участия прокурора в административном судопроизводстве / М.В. Павловская – Изд. «Законность», - 2016., - с. 3-7.
15. Субанова Н.В. Деятельность прокурора по осуществлению уголовного и административного преследования: вопросы процессуальной регламентации. / Н.В. Субанова - Изд. «Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации (Москва)», - 2016., - с. 29-35.
16. Тетюев С.В. Законодательство о прокуратуре и направлениях ее деятельности. // Библиотека криминалиста. 2010. С. 16.
17. Шагиев Б.В. Прокуратура РФ: основные направления деятельности на современном этапе развития России. // Право и государство. 2011. № 1. С. 28-33.
18. Юсуфов А.Ш. Основные направления деятельности Генеральной прокуратуры РФ по надзору за исполнением законодательства. // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2015. № 2. С. 198-202.