Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что спортивные коллективы зачастую показывают низкую эффективность по причине того, что внутри команд часто строятся не самые благожелательные отношения, что приводит к разрозненности, нездоровой конкуренции.
Такая организационная культура не может сделать деятельность любой организации эффективной, поскольку не может успех какого-то дела зависеть только от одного человека.
Корпоративная культура, а особенно в командных соревнованиях, чрезвычайно важна, но не каждый организатор спортивного клуба или тренер могут позволить себе ее разрабатывать и соблюдать на должном уровне.
Для того, чтобы создать эффективную корпоративную культуру в спортивном коллективе, необходимо осуществлять психологическую поддержку каждого его участника, для этого нужен ряд специалистов (психологов, врачей, педагогов).
Борьба с различными трудностями межличностных отношений между спортсменами – это целый сложный и последовательный процесс, который не должен прекращаться даже в самом стабильном коллективе. А если в коллектив приходят новички, им нужна самая серьезная психологическая поддержка, необходимая для адаптации.
Проблема исследования заключается в несоответствии существующих во многих спортивных организациях корпоративной культуры требованиям современного мира.
Цель исследования – проанализировать корпоративную культуру спортсменов.
Объект исследования – спортивные коллективы.
Предмет исследования – корпоративная культура спортсменов.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить несколько задач исследования:
1. Изучить понятие и сущность корпоративной культуры.
2. Охарактеризовать виды корпоративной культуры.
3. Проанализировать влияние корпоративной культуры на организационную эффективность.
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, сравнительный, классификация, синтез, моделирование.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка литературы.
1. Понятие и сущность корпоративной культуры
Среди методов создания успешного бизнеса часто называют организацию корпоративной культуры. Эта концепция в той или иной форме известна любому человеку, независимо от того, какую работу он делает. Но для того, чтобы корпоративная культура помогла развитию предприятия, а не остановила его, руководителю нужно хорошо понимать, что именно означает эта фраза и какие аспекты коллективной психологии она включает.
Так, в научной литературе наиболее распространенным является такое определение. Корпоративная культура – это система, которая долгое время доказала свою жизнеспособность, сочетая правила поведения и общения внутри команды, историю и традиции организации, код ответа к внешним факторам, схему построения отношений с клиентами [4].
В зависимости от менталитета жителей страны, в которой работает организация, принципы создания внутренней культуры организации могут значительно различаться.
В Японии, стране, где быстрое технологическое развитие стало возможным в значительной степени из-за корпоративной культуры, используются следующие методы [10]:
1. Создание условий для погружения нового сотрудника в атмосферу компании, его адаптация к существующим правилам.
2. Знакомство широкой аудитории с элементами корпоративной культуры.
3. Лекции, проводимые руководством и наиболее эффективным персоналом.
Для российских компаний характерны и другие элементы корпоративной культуры [15].
1. Коллективные празднования значимых дат.
2. Совместный отдых сотрудников.
3. Формирование уникальных традиций.
4. Создание материалов, посвященных увлечениям сотрудников вне офиса.
Эффективная корпоративная культура должна состоять из таких элементов, как [19]:
– установленный порядок отношений – как по вертикали, так и по горизонтали;
– регулирование разрешения конфликтов внутри организации и с клиентами;
– символы организации, цели и принципы ее работы, понятные для сотрудников;
– осведомленность каждого сотрудника о своем месте в команде.
Корпоративная культура организации формируется на основе прошлого опыта и предназначена для решения двух основных проблем [2]:
– адаптация к внешним изменениям;
– изменения во внутренних процессах, чтобы сотрудники могли лучше адаптироваться.
В научной литературе существует следующая классификация элементов корпоративной культуры [11].
1. Артефакты. Это видимая часть культуры – форма одежды, ритуалы и убеждений, которые являются общими для сотрудников, дизайна и планировки комнат, а также моделей словесного общения, используемых в команде.
2. Провозглашенные значения. Принципы и стратегия компании, выдвинутые руководством в качестве необходимой основы для развития.
3. Базовые значения. Фраза «всегда была» лучше всего подходит для их характеристик. Они связаны с поведением сотрудников, которые ранее доказали свою эффективность и тесно связаны с этой компанией.
В зависимости от того, на каком сегменте рынка работает организация, функции корпоративной культуры будут отличаться друг от друга [17]:
Для компаний, специализирующихся на услугах, корпоративная культура – это способ регулирования отношения к клиентам. Если все сотрудники одинаково дружелюбны и внимательны к клиентам, это создает привлекательный имидж компании.
Компании, действующие в условиях жесткой конкуренции, должны сплотить команду перед лицом общего врага. Это знакомая концепция ассоциации, которая сделает работу более эффективной и ее результаты будут лучше [9].
Для организаций, специализирующихся на производстве чего-то, важно создать среду сотрудников с чувством стабильности и комфорта на рабочем месте.
Корпоративная культура компании – это явление, которое должно создаваться искусственно – специалисты в этой области должны ее создать, потому что неправильно отобранные объявленные ценности могут уничтожить команду или остановить развитие компании. Формирование корпоративной культуры может происходить в двух разных направлениях [16]:
1. Сотрудники признаются по умолчанию ненадежными и не способными работать без жесткого контроля и хорошо продуманной системы наказаний.
2. Отношение к сотрудникам основывается на заявлении о том, что каждый человек способен хорошо выполнять свои обязанности, но только в удобных для него условиях.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова С.М. Современные подходы к исследованию корпоративной культуры. – Сыктывкар: Слово, 2015. – 560 с.
2. Александрова А.Ю., Проводина М.А. Менеджмент организации. – Екатеринбург: Альтер эго, 2016. – 343 с.
3. Андреева С.О., Савельева М.И. Управленческие концепции в мировой экономической науке. Историографический очерк. – СПБ.: Березка, 2017. – 358 с.
4. Антоневская М.В., Круглякова В.Д., Петренко Е.Ф. Корпоративная культура. – Волгоград: Ижора, 2016. – 463 с.
5. Борисов Г.П., Сычева Ю.С. Теория управления. – Ярославль: Азимут, 2017. – 359 с.
6. Валентинова С.С., Куприянова А.В. Особенности изучения корпоративной культуры. – Тверь: Зеркало, 2012. – 390 с.
7. Васильев Я.Н. Современные исследования корпоративной культуры. – Мурманск: ИД Полярные зори, 2016. – 293 с.
8. Дементьева А.А., Голубинская И.М. Исследование организационной культуры. – Мурманск: Полярные зори, 2016. – 297 с.
9. Ефимов А.В., Тихонов А.А. Психология организации. – Воронеж: Альянс, 2016. – 395 с.
10. Иванова А.С., Романова Е.В. Управленческие концепции в трудах зарубежных ученых-менеджеров. Историографическое исследование. – Хабаровск.: Статус Кво, 2013 – 395 с.
11. Комаров В.С., Ежов А.В. Историография управленческой науки: история и современность. – Волгоград.: Зебра, 2012. – 360 с.
12. Коноваленко С.М. Основные направления исследований корпоративной культуры // Экономические исследования. Сборник статей. – Архангельск: Свет, 2018. – С. 100–123
13. Кравцова Е.К. Корпоративная культура: содержание термина и история изучения. – Воронеж: Слава, 2016. – 480 с.
14. Пономаренко В.В., Криворукова Г.А., Лезунова Н.Б. Исследования корпоративного поведения спортсменов в России и за рубежом. – Ханты-Мансийск: Зеркало, 2016. – 460 с.
15. Сорокина В.А., Петренко Г.Г. Психология организационного поведения. – Новороссийск: Приоритет, 2016. – 468 с.
16. Титоренко В.В. Управленческие концепции современности: российский и зарубежный опыт. – Волгоград: Знамя, 2014. – 320 с.
17. Уфимцева А.В. Социально-психологические причины эффективности спортивной деятельности. Современные подходы к изучению. – Волгоград: Смена, 2015. – 280 с.
18. Фурсенко Г.В., Миронова А.П. Корпоративная культура спортсменов: понятие, классификация, проблемы и перспективы исследования. – Тюмень: Марс, 2016. – 460 с.
19. Юличева Д.В. Современные подходы к изучению корпоративной культуры. – Калининград: Янтарь, 2016. – 150 с.
20. Ященко С.С. Психологические исследования в спорте: история и современность. – Тула: Звезда, 2016. – 226 с.