Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы заключается в том, что проведение аудита позволяет предприятию своевременно до сдачи финансовой отчетности убедиться в ее достоверности, исправить выявленные ошибки, не допустить наложение штрафов на организацию со стороны проверяющих органов (налоговая служба, и др.).
Аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов по проверке бухгалтерской (финансовой) отчетности и отражения в бухгалтерском учете отдельных хозяйственных операций, налоговых деклараций, а также по оказанию других аудиторских услуг с целью установления достоверности этой отчетности в соответствии с нормативными актами. В современных условиях хозяйствования стандарты (нормы) распространяются на различные сферы человеческой деятельности, в том числе и на проведение аудита.
В настоящее время аудиторская деятельность в России осуществляется в соответствии с международными стандартами аудита, которые являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, саморегулируемых организаций аудиторов и их работников, а также со стандартами аудиторской деятельности саморегулируемых организаций аудиторов.
Целью курсовой работы является изучение теоретических и организационных аспектов по проведению аудита на основе международных стандартов.
Объектом исследования является Общество с ограниченной ответственностью «Уралглавкерамика».
Предмет исследования – правильность и достоверность ведения валютного счета 52.
Задачи, поставленные в курсовой работе:
- рассмотреть теоретические основы формирования и применения МСА;
- изложить краткую экономическую характеристику организации;
- дать оценку системы внутреннего контроля и системы бухгалтерского учета для определения аудиторского риска и уровня существенности;
- разработать общий план и программу аудиторской проверки счета 52;
- по результатам аудиторской проверки составить отчет;
- разработать рекомендации по совершенствованию ведения валютных операций в ООО «Уралглавкерамика».
Методологическую основу исследования составили нормативные акты по бухгалтерскому учету и аудиту, научные труды в области аудита, бухгалтерского учета. Методы исследования в работе: анализ научной литературы и нормативно-правовых актов, наблюдение, аналитический метод. Проблема исследования заключается в составлении аудиторского заключения, реально отражающего ситуацию на предприятии в отношении учета основных средств.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников, заключение, приложения.
1 Теоретические основы формирования и применения МСА
1.1.Сущность аудита, его цели и задачи
Каждому предпринимателю стоит четко понимать, что такое аудит и для чего он нужен. Аудиторская деятельность представляет собой комплекс мероприятий, направленных на проведение тщательной проверки правильности составления и ведения бухгалтерского учета и финансовой, налоговой отчетности экономического субъекта.
Отвечая на вопрос, что такое аудит, хочется заметить, что это независимая и достоверная проверка, способная улучшить имидж фирмы или удержать его на прежнем уровне. Осуществлять данную деятельность может индивидуальный предприниматель или специальная аудиторская организация, получившая соответствующую лицензию.
Аудит хозяйствующих субъектов не только констатирует достоверность данных финансовой отчетности, но и выявляет ошибки или искажения в ведении бухгалтерского учета. Помимо этого, аудитор разрабатывает конкретные меры по повышению эффективности ведения учета на предприятии [2, с. 10].
Чаще всего в компании проводится финансовый аудит, который предполагает исследование бухгалтерской отчетности на достоверность и точность. Данный тип проверки может быть внутренним или внешним.
Внутренний аудит осуществляется силами самого экономического субъекта, для этого создается специальный отдел, занимающийся только аудитом.
Внешний тип проверки проводится специальными организациями, получившими лицензию на предоставление определенного перечня услуг. Деятельность частных аудиторов и целых фирм регулируется государственными органами и базируется на отдельных законодательных актах и нормативах.
Цель аудита заключается в выражении мнения специалиста о качестве и надежности работы отдела бухгалтерии и системы внутреннего контроля. Поэтому в конце отведенного на изучение всех тонкостей срока аудитор должен выдать заключение. При этом результат может быть отличным от абсолютно положительного, если в работе предприятия были обнаружены существенные искажения или ошибки, которые впоследствии экономический субъект не исправил.
1.2.Международные аудиторские стандарты
Стандарты аудита – это единые основополагающие принципы, которыми должен руководствоваться аудитор при осуществлении аудиторской деятельности. Они содержат базовые требования к порядку осуществления аудита и оказания услуг, сопутствующих аудиту. Стандарты призваны обеспечить высокое качество аудиторской проверки за счет достижения большей объективности при формировании мнения о достоверности финансовой отчетности, и, как следствие, они также могут быть использованы аудитором в суде для подтверждения правомерности своей деятельности.
Стандарты занимают важное место в аудите, поскольку позволяют:
достичь высокого качества проверки;
установить единые требования к порядку проведения аудита;
понять процесс аудиторской проверки внешним и внутренним пользователям;
повышать аудиторами квалификацию и уровень профессиональных знаний;
вести переговоры аудитора с клиентом;
обеспечить связь отдельных элементов аудиторского процесса [1, с. 63].
В настоящее время, в условиях глобализации и тесного взаимодействия экономик различных стран мира усиливается роль аудиторских услуг. На основе этого происходит интеграция стандартов аудиторской деятельности и сопоставление отечественных и международных стандартов. Это способствует прозрачности финансовой деятельности российских экономических субъектов, функционирующих на мировых рынках, привлечению инвесторов, а также усилению позиции российских аудиторов в конкурентной борьбе на мировой арене [2, с. 251].
История аудита в России наиболее активно начала развиваться в конце 1980-х гг. в связи с экономическими преобразованиями в стране, в результате которых возникла необходимость в новых формах финансового контроля. В это время Постановлением Правительства СССР от 8 сентября 1987 г. создается первая аудиторская организация АО «Инаудит».
В 1990-е годы начались рыночные преобразования в России, которые привели к появлению новых аудиторских организаций, в число которых вошли представители «большой шестерки». Так, первой компанией, проникнувшей на российский рынок, стала «Эрнст энд Янг». «Большая шестерка» достаточно широко развивала свою деятельность в России, однако 22 декабря 1993 г. Указом Президента РФ утверждены Временные правила аудиторской деятельности. Согласно этим правилам аудиторские организации должны были получить лицензию на осуществление совей детальности.
В 2001 г. издается Федеральный закон № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», который раскрывал правовые основы и понятийный аппарат аудита в России. С 2002 по 2008 г. в РФ было утверждено 34 федеральных правила (стандарта) аудиторской деятельности (ФПСАД), в которых закреплены основы отечественного аудита.
В 2008 г. принят новый Федеральный закон №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». В нем отменялось лицензирование и утверждался переход аудиторского рынка в России на саморегулирование. В 2010 г. приказами Министерства финансов РФ утверждены шесть федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности (ФСАД), а в 2011 г. вступили в силу три федеральных стандарта аудиторской детальности (ФСАД).
Следующим важным этапом по планам Министерства финансов РФ должен стать переход на международные стандарты аудита (МСА), принятие которых будет способствовать соблюдению общественных интересов и повышению доверия к аудиту.
Разработкой международных стандартов занимается Международная федерация бухгалтеров (МФБ), в рамках которой специально для этой цели создан Совет по международным стандартам аудита и уверенности. Российскую Федерацию в МФБ представляют Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России и Российская Коллегия Аудиторов.
11 декабря 2013 г. Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности (НСФО) и Международная федерация бухгалтеров подписали соглашение об официальном переводе МСА на русский язык, что является важным шагом для интеграции их в России.
Несмотря на то что российские стандарты аудита были созданы на основе международных, существует ряд различий между ними. Так, ФПСАД 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности» и МСА 200 «Общие цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с международными стандартами аудита» в целом совпадают друг с другом, но ФПСАД 1 более подробный (включает определения, вынесенные в МСА в единый документ «Глоссарий терминов») и в отличии от МСА 200 не содержит требования о следовании техническим стандартам. МСА 210 «Согласование условий соглашений по аудиту» предусматривает возможность проведения аудита по результатам оформления письма-обязательства, а соответствующий ему ФПСАД 12 «Согласование условий проведения аудита» данную возможность не предписывает, так как это не соответствует российской договорной практике.
Есть стандарты, которые в целом соответствуют друг другу. Это, например, ФСАД 2 «Модифицированное мнение в аудиторском заключении» и МСА 705 «Модификация заключения в отчете независимого аудитора», ФСАД 7 «Аудиторские доказательства» и МСА 500 «Аудиторские доказательства», ФПСАД 20 «Аналитические процедуры» и МСА 520 «Аналитические процедуры» и т.д.
Некоторые международные стандарты не имеют аналогов в России, и наоборот. МСА 265 «Информирование о недостатках в системе внутреннего контроля лиц, наделенных руководящими полномочиями» не нашел своего отражения в российских стандартах аудита, в которых вопросам системы внутреннего контроля не придается такого существенного значения, как в МСА. ФСАД 4 «Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля» не имеет аналога в МСА, которые осуществление внешнего контроля качества работы аудиторских организаций не предусматривают [3, с. 104].
3 декабря 2014 г. вышло информационное сообщение Минфина России «Об изменениях Федерального закона от 30.12.2008 № 307‐ФЗ «Об аудиторской деятельности», в котором устанавливается переход к применению международных стандартов аудита, в результате чего будут ликвидированы федеральные стандарты аудиторской деятельности, утвержденные Минфином России, и правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные Правительством Российской Федерации. Согласно с законодательством международные стандарты аудита должны быть признаны Россией к июлю 2017 г. и станут обязательными к применению с 1 января 2018 г.
В соответствии с Международными стандартами аудита (МСА 240) и федеральным стандартом аудиторской деятельности (ФСАД 5/2010) аудитор несет ответственность по рассмотрению случаев недобросовестных действий в ходе аудита, которые приводят к существенному искажению бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В МСА 240 выделяют понятия «ошибка» и «мошенничество». Ошибка представляет собой непреднамеренное искажение бухгалтерской (финансовой) отчетности, возникшее в результате:
осуществления действий по сбору и обработке данных;
определения неверных оценочных значений из-за недосмотра или некорректной интерпретации фактов;
некорректного применения принципов учета в отношении точности измерения, классификации, признания фактов хозяйственной деятельности.
С точки зрения статистической методологии термин «ошибка», применяемый в МСА 240, представляет собой ошибку регистрации.
Мошенничество предполагает преднамеренные действия, совершенные руководителями, уполномоченными лицами, сотрудниками хозяйствующего субъекта или третьими лицами, для извлечения незаконных выгод. В обязанности аудитора не входит правовая оценка мошеннических действий.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аудит: Учебное пособие / С.А.Касьянова - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 196 с.
2. Федоренко И. В., Золотарева Г. И. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 272 с.
3. Аудит: Учебное пособие / Хахонова Н.Н., Хахонова И.И., Богатая И.Н.; Под ред. Хахоновой Н.Н., - 3-е изд. - М.:ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 384 с.
4. Аудит: Учебник / А.Д. Шеремет, В.П. Суйц. - 6-e изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 352 с.
5. Безрукова Т. Л. Основные проблемы внедрения и различия международных стандартов аудита в российской практике / Т.Л. Безрукова, Ю.Н. Степанова, И.И. Шанин, А.В. Чеснокова // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 1-2. – С. 251–253.
6. Бикмухамбетова С.Д. Перспективы развития и совершенствования аудиторской деятельности и стандартов в РФ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(39). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/10(39).pdf (дата обращения: 13.11.2018)
7. Парушина Н.В. Аудит: основы аудита, технология и методика проведения аудиторских проверок: учеб. пособие / Н.В. Парушина, Е.А. Кыштымова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2017. — 560 с.
8. Методика аудиторской проверки: процедуры, советы, рекомендации: Монография / Д.Ю. Самыгин, Н.Г. Барышников, А.А. Тусков, Н.А. Шлапакова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 231 с.
9. Морунов В.В. Об использовании международных стандартов аудита при разработке российских аудиторских стандартов // Альманах мировой науки. – 2015. – № 1-4. – С. 63–64.
10. Миргородская Т.В. Аудит: учебное пособие / Т.В. Миргородская. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2016. — 312 с.
11. Турищева Т.Б. Внедрение международных стандартов аудита в России. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.gaap.ru/articles/Vnedrenie_mezhdunarodnykh_standartov_audita_... (Дата обращения 21.10.2018).