Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На сегодняшний день библиотека является одним из самых старей-ших институтов культуры. За длительный период эволюции человека библиотека претерпела существенный ряд изменений, как с точки зрения внешнего понимания, так и с функциональной ее стороны. Итак, теперь это не просто хранилище знаний, доступное немногим избранным, а уже достаточно популярный источник информации, и, что немаловажно, общедоступный.
На протяжении нескольких лет заметно отставание библиотеки в классическом понимании этого термина от жизни современного об-щества. И это вполне объяснимо, гораздо проще обратиться к интер-нету, где можно найти необходимую литературу; если книга выпу-щена давно, просто скачать, либо купить (опять же в интернете). Так, на замену традиционной библиотеке пришла электронная, либо элек-тронный сайт, который имеют на сегодня практически все библиоте-ки; он позволяет посетить библиотеку, не выходя из дома.
Развитие современного общества влияет на состояние библиотеки, по этой причине меняется не только система библиотечного труда, но и ставится вопрос о существовании традиционной формы библиотек с их функциями. Современному читателю нужны возможности, недо-статочно просто хранить и выдавать книги. Но, тем не менее, элек-тронная библиотека ни в коем случае не конкурент классической библиотеки, это новое явление в библиотечном деле, расширяющее возможности информационного обслуживания. ЭБ скорее можно рассматривать как современную функцию традиционной библиотеки.
В современном образовании учителя вводят специальные курсы, специальные мастер-классы и семинары по реабилитационной педа-гогике, где комбинируются традиционные и нетрадиционные методы, что позволяет достичь целей реабилитации. Среди них – арт-терапия, библиотерапия, методы и методики снятия нервно-психического стресса, двигательные коррекционные упражнения, методы коррек-ции негативных эмоций и многое другое.
К сожалению, в отечественной реабилитационной педагогике в эпоху электронных коммуникаций библиотерапия недостаточно значитель-на. Изучение зарубежного опыта реабилитации детей и молодежи с помощью библиотерапии показало высокую эффективность этих средств.
Основными источниками по теме исследования являются работы в области библиопсихологии и библиотерапии Н.С. Лейтес, Н.Л. Кар-повой, О.Л. Кабачек, И. Н. Казариновой.
В библиотерапии были предприняты успешные попытки с помощью педагогических средств, в частности книг, фрагментов книг, аудио- и видеозаписей книг и других средств чтения, которые влияют на при-чины трудностей в социализации, проявления трудностей в обучении, поведении и коммуникации. Таким образом, в свете вышесказанного определяется актуальность проводимого исследования.
Цель исследования – изучение возможностей библиотечного воздей-ствия средствами библиотерапии.
Объект исследования – библиотерапия как реабилитационный про-цесс.
Предмет исследования – возможность библиотерапевтичексого воз-действия в условиях библиотеки.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. проследить историю возникновения и развития библиотерапии в практике библиотечного дела, разобрать основные понятия, систему, структуру;
2. рассмотреть степень изученность проблемы на данный момент;
3. определить возможности библиотечного библиотерапевтического воздействия.
В работе мы будем использовать анализ, обобщение, классификации, системный подход, сравнение, описание – как теоретические и прак-тические методы исследования.
Практическая значимость нашей работы заключается в том, что ис-следование поможет расширить представление о библиотечном деле; данные проводимого исследования могут быть в практике библио-течного библиотерапевтического воздействия.
Структура нашего исследования включает: введение, обосновываю-щее актуальность исследования, цели, задачи, предмет и объект; две главы, первая глава представляет краткий исторический экскурс ис-следуемого понятия, раскрывает значение библиотерапии в совре-менном обществе;вторая глава раскрывает методы и особенности библиотечного воздействия, в заключении подводятся итоги иссле-дования, список использованных источников включает 21 позицию.
Глава 1 Библиотерапия. Теоретические аспекты
1.1 Библиотерапия. Подходы к формированию теории и методоло-гии
Библиотерапия как самостоятельное направление работы возникла на стыке психиатрии, психологии и библиотековедения. В научном отношении библиотерапия развивается как один из разделов библио-тековедения, использующего специфические методы обслуживания читателей. Решение методологических проблем особенно важно, так как само понятие «библиотерапия», ее цели, структуру каждый ис-следователь трактует по-своему. Большинство специалистов едины в том, что эта наука расположена на стыке медицины и библиотечного дела и связана с активным вовлечением человека в чтение с целью изменения или решения его личных проблем.
Исследования бибилиотерапии как науки систематически начались еще в XIX столетии. Впервые эти исследования проводились специа-листами из США. Отметим, что впервые термин употребляется в 1916 г. начиная с этого времени появилось множество различных публикаций исследований в этой области. История вопроса изучения термина и методологии науки представлены в статье "Библиотера-пия" в "Энциклопедии библиотечных и информационных наук" (Encyclopedia of library and information Sience. N-Y; London, 1969. Vol. 2. P.448-457) и сборнике "Успехи библиотековедения" (Advances in librarianship. N-Y, 1970. Vol. 1. P.171-188).
Практические руководства и рекомендации библиотерапии пред-ставлены в различных руководствах, также существуют библиогра-фические указатели. Также в некоторых странах создаются органи-зации библиотерапевтов, которыми организуются конференции и симпозиумы, позволяющие обобщить и систематизировать опыт библиотерапии.
Существует много толкований термина «библиотерапия». Вот, к примеру, только их небольшая часть:
1. «... преднамеренное использование литературных материалов для понимания или решения актуальных терапевтических проблем чело-века»;
2. «... одно из перспективных направлений психотерапии ... основан-ное на закономерностях психотерапевтического процесса, особой природе психотерапевтического (художественного, педагогического) общения, механизмах художественного творчества и восприятия» (Кабачек О.Л.);
3. «... область деятельности на стыке медицины и библиотечного дела, связанная с активным вовлечением человека в чтение тщательно ото-бранной литературы, чтобы вылечить его или решить его личные проблемы» (Рослик Г.М.);
4. «Не случайно творческие библиотекари и практики рассматривают библиотерапию как форму работы с читателем, правильно включив в эту концепцию весь комплекс библиотечных мероприятий, направ-ленных на то, чтобы помочь людям увидеть прекрасное». (И. Каза-ринова).
По результатам исследования специалистов в области бибилиотера-пии, можно отметить, что окончательно теория и методология еще не сложилась. На данном этапе существует несколько отличных друг от друга теоретических подходов. На описательном уровне можно рас-сматривать бибилиотерапию как междисциплинарную науку. Пред-принимаются попытки подхода к измерительному и обобщающему периодам, развитие которых, равно как и дальнейшее развитие биб-лиотерапии тормозится вследствие методологического диссонанса.
На сегодняшний день не методологические принципы, которые бы способствовали проведению глубоких бибилиотерапевтических ис-следований, для развития теоертической научной основы, что пока-зал проведенный анализ данных исследований. Исследования в сфере бибилиотерапии проводились исключительно в рамках методологии наук, занимающихся разработкой методики науки ( библиотекове-дение, культурология, отчасти педагогика и психология) или же предлагались результаты наблюдений, отдельных эмпирических фактов из практики библиотерапии ( в психотерапии и теории меди-цины, криминологии, дефектологии, педагогике, психологии, книго-ведении, эстетотерапии, валеологии, конфликтологии, библиотечном обслуживании)[15].
По наблюдениям И.С. Казариновой: «диссонансный, а не резонанс-ный принцип проведения библиотерапевтических исследований, наряду с доминированием применения в качестве методов исследо-вания опроса в определенной степени блокировал или тормозил раз-витие библиотерапии как науки и, соответственно, библиотерапевти-ческой практики. Применяемые в библиотерапевтических исследова-ниях методы, ориентированные на выявление мнений, высвечивали в результате лишь поверхностные слои проблем, не позволяли устано-вить реальное состояние изнутри и дать оценку и прогноз. Тормозом являлось неравномерное развитие методологии двух наук – библио-тековедения и медицины, в рамки которых «загоняли» библиотера-пию специалисты как в плане формирования методологических принципов библиотерапевтических исследований, так и применяемых методов исследования, грешивших односторонностью и субъекти-визмом» [15].
Фрагмент для ознакомления
3
1. «Библиопсихология и библиотерапия» Под ред. Н.С. Лейтес, Н.Л. Карповой, О.Л. Кабачек. — М.: Школьная библиотека, 2005. — 480 с.
2. Алексейчик А.Е. «Библиотерапия» Руководство по психотера-пии / Под ред. В.Е. Рожнова. - Т.: Медицина, 1985. - С.304-319.
3. Балашова Е. В. Психология чтения / Е. В. Балашова // Вестник Алтайского государственного университета. – 2006. – № 1. – С. 69-71.
4. Беспалов В. М. Психологические аспекты современной библио-терапии / В. М. Беспалов //Библиотечное дело-2001. – М.: Москов-ский государственный университет культуры и искусств, 2001. – Ч. 1. 4.
5. Библиопсихология и библиотерапия / Под. ред. Н. С. Лейтес. – М. : Школьная библиотека, 2005. – 479 с.
6. Библиотерапия: лекции / И. Борецка; пер. с польского И.Ф. Притульчик. – Гродно : ГрГУ, 2007. – 99 с
7. Библиотечный психолог: грани творчества / Сост. О. Ка-бачек.— М. : Шк. библиотека, 2002 — 230 с.
8. Бурно М. Терапия творческим самовыражением. — М. : Меди-цина, 1989. – 304 с.
9. Буслаева Т. Метод сказкотерапии в библиотеке// Школьная библиотека. – 2001. – № 6. – с. 32.
10. Дрешер Ю. Кого и как лечит книга // Библиотека. — 1999. — №3.— С.68-70
11. Дрешер Ю.Н. Библиотерапия: Учеб. пособое. — М. : Шк. биб-лиотека, 2003. — 222 с.
12. Кабачек О. Л. О библиотерапии как она есть // Школьная биб-лиотека. — 2000. — № 3. — С.43-46; № 6. — С.14-18
13. Кабачек О.Л. Библиотерапия как часть психотерапии и как ас-пект библиотечной педагогики // Психолог в детской библиотеке: Проблемы, методика, опыт.: Сб. метод. материалов. –М. : РГДБ,1994. — С.22-42.
14. Казаринова И. Н. Библиотерапия в развивающем обучении // Развивающее обучение. Материалы ежегодного семинара. – СПб.,1997 С.86-87
15. Казаринова И. Н. Блок «Библиотерапия» в рамках новой функциональной специализации «психолог-культуролог библиотеч-но-информационного обслуживания» / И.Н. Казаринова // Образова-ние и кульутра. Традиции и новаторство. – СПб. :СПбГАК, 1998.- С.131-132.
16. Казаринова И.С. Библиотерапия. [Электронный ресурс]: https: fictionbook.ru / author / irina_kazarinova / biblioterapiya / read_online.html
17. Карпова И. Библиотерапия. Книга врачующая // Искусство в школе.— 1997.— №1.— С.40-42.
18. Некрасова Ю.Б. Лечение творчеством [Электронный ресурс]: https://e-libra.ru/read/370109-lechenie-tvorchestvom.html
19. Опрышко Л.В. Библиотерапия и подросток // Чтение — основа всестороннего развития личности подростка. — Тюмень: Вектор Бук, 2002.— С. 97-106.
20. Осипова А.А. «Общая психокоррекция».Учебное пособие для студентов вузов. – М.:ТЦ «Сфера»,2001 – 512с.
21. Харьюзова Л.Н. Компенсаторное или оптимистическое чтение подростков // Чтение — основа всестороннего развития личности подростка. — Тюмень : Вектор Бук, 2002. — С. 94-97.