Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования заключается в том, что торговля выступает главным драйвером экономики, и открытие торговых предприятий приобретает особую актуальность.
Третье тысячелетие — это эпоха непрерывных изменений. Меняется мир, и человек меняется вместе с ним. К настоящему времени в мире и, в частности, в России произошла глубокая трансформация социальной и общественной жизни, в результате которой сформировались новые ценности и возникли новые потребности. Произошедшие изменения затронули весь типологический ряд зданий и сооружений. Особенно остро испытали их воздействие торговые здания. Современные экономические, культурные и социальные условия активно способствует изменению и развитию торговых предприятий, превращая их в новый магнит современной жизни.
Во все убыстряющемся ритме жизни для современного потребителя одним из главных требований становится концентрация большего количества функций в одном месте, возможность одним действием решить несколько задач. Новые потребности определяют концептуально новый подход к факторам конкурентоспособности торговых предприятий. Хотя процесс покупок как таковой уже стал популярным времяпрепровождением, его оказывается недостаточно для продления пребывания покупателей на территории торгового центра. Это вызывает необходимость наполнения его дополнительными функциями, позволяющими получать бытовые, оздоровительные, развлекательные и прочие услуги.
Целью исследования является проекта торгового предприятия «кондитерские товары».
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
разработать проект архитектурного решения;
провести расчет торговых площадей;
провести анализ эффективности проекта.
Объектом исследования выступает торговое предприятие.
Предметом исследования выступает методология проектирования торговых помещений.
Методы исследования: анализ научной литературы, сравнительный анализ, графический и математический аппарат.
Научной основой для выполнения работы послужили труда отечественных и зарубежных авторов.
1. АРХИТЕКТУРНО-ДИЗАЙНЕРСКОЕ РЕШЕНИЕ МАГАЗИНА
На настоящий момент, пожалуй, не существует такого человека, который никогда бы не сталкивался с куплей-продажей чего-либо. Делая покупки и осуществляя сделки, мы обеспечиваем удовлетворение собственных потребностей: будь то материальные ценности или вложение в самообразование и развитие. С экономической точки зрения все эти операции считаются коммерческими, а сфера деятельности – коммерцией. Рассмотрим, что же такое коммерция.
Коммерция представлена розничной торговлей, однако нововведением последних лет стала также и электронная коммерция, которая осуществляется через Интернет.
На сектор розничной торговли приходится 16% российского ВВП (данные на 2017 год). Продовольственные продукты и безалкогольные напитки (30% от общего объема расходов домохозяйств), одежда и обувь (10%), алкоголь и табачные изделия (6%) составляют основу бытового потребления россиян. Еще 6% трат приходится на мебель, бытовые приборы и электронику.
В отличие от продуктового ритейла, в котором доминируют местные игроки, непродовольственный сектор представлен широким рядом крупных европейских компаний, в числе которых Inditex, H&M, Benetton, LPP (одежда и обувь), Ikea (мебель), Leroy Merlin, Castorama, Obi (товары для дома и ремонта). При этом, однако, в категории цифровой электроники и крупной бытовой техники лидируют местные сети М.Видео / Эльдорадо и DNS[4].
Популярные универсальные магазины также принадлежат в основном местным предпринимателям (в премиальном сегменте – ГУМ и ЦУМ, посередине – местный лицензированный представитель Marks & Spencer, в эконом-сегменте – местные мелкие игроки).
Как и на любом другом развивающемся рынке, рост розничных сетей в России ударяет по малому бизнесу – особенно в крупных городах, расположенных в европейской части России. Кризис с резким падением объемов продаж только ускорил процесс модернизации отрасли и вытеснения малых предприятий, и даже несмотря на некоторое оживление потребительского спроса в посткризисные годы, процесс концентрации рыночной доли в руках крупных корпораций продолжается по сегодняшний день[2].
Российский ритейл сильно зависит от обстановки и климата на национальном рынке. Так, в 2015 и 2016 годах продажи в результате умеренного внутреннего кризиса упали, в 2017 незначительно выросли. По весьма оптимистичному прогнозу Минэкономразвития, в 2018 году продажи в ритейле могут вырасти на 3%. Вследствие относительно невысокой ценовой конкуренции маржинальность ритейлеров остается на комфортном для них уровне – по крайней мере, для крупных игроков, которые смогли в свое время завоевать долю рынка за счет агрессивных маркетинговых акций и привлекательных скидок. Зарубежные продуктовые ритейлеры при этом ощутимо отстают от местных сетей.
Даже если в 2019 году отрасль продолжит расти, темп роста будет значительно ниже, чем в докризисные годы (например, 6% с 2010 по 2012, 3,9% в 2013). Отдельно стоит отметить повышение ставки НДС с 18% до 20% с 1 января 2019. Введение схемы возврата НДС для иностранных туристов с октября 2018 вряд ли поможет уравновесить негативные последствия такого шага для предпринимателей и потребителей[2].
Реальный располагаемый доход населения, в 2015-2017 опустившийся до уровня 2012 года, начал восстанавливаться, и в новом году, прогнозируют эксперты, продолжит расти, что означает новые возможности для бизнеса. Несмотря на возможное ускорение инфляции в результате повышения НДС и потенциального ослабления рубля, рост доходов от сырьевого экспорта позитивно отразится на размерах зарплат россиян, а увеличение налоговых поступлений в бюджет позволит государству улучшить программы социальной поддержки.
Тем не менее, необходимо отметить, что росту объемов продаж в розничном секторе будет препятствовать целый ряд факторов. Первый из них – почти повсеместный широкий разрыв в доходах россиян. Так, например, размер ВВП на душу населения в Москве и Подмосковье на 87% превышает средний по стране в рублевом выражении[5].
Второй – высокий уровень бедности в удаленных сельских районах: только треть потребителей располагает достаточным доходом (или может взять кредит) для приобретения товаров длительного пользования. Продуктовый ритейл имеет возможность торговать по ценам, доступным для слоев населения со средним и низким доходом, заменяя дорогие импортные продукты на полках на дешевые местные аналоги, но в других категориях розничного сектора бизнес такой гибкостью не обладает. Так, ритейлеры, продающие товары для дома, брендовую одежду, обувь и аксессуары, пострадали в кризис сильнее всего – настолько, что некоторым иностранным компаниям пришлось покинуть российский рынок[4].
Последние 15 лет крупные современные розничные сети стабильно увеличивают свою долю на российском рынке, постепенно вытесняя малый бизнес и открытые рынки, особенно в крупных городах в европейской части страны. В 2016 на розничные сети приходилось 27,7% всего оборота в секторе, и даже больше в категории пищевых продуктов – 33,1%[1].
Распространенность разнообразных ритейл-форматов (супермаркеты, онлайн-магазины и т. д.) позволяет сказать, что 68% российского рынка соответствует современным мировым стандартам розничной индустрии. Устаревшие форматы точек продаж – киоски, уличные рынки, продажа «с рук» – постепенно исчезают, и на сегодняшний день существуют в основном только в небольших городах и сельской местности. Несмотря на присутствие на рынке международных крупных сетей, лидерство в продуктовом ритейле прочно удерживают местные игроки, при этом 22% оборота в категории приходится на дискаунтеры (3-я крупнейшая доля в Европе).
Совокупная доля рынка двух крупнейших продуктовых ритейлеров (X5 и Магнит) составляет 26% от общего объема, крупнейших семи (два уже упомянутых плюс Лента, Ашан, Дикси, О’Кей и Metro) – 44%, поэтому можно заключить, что рыночная концентрация в категории продовольственных товаров находится на умеренном уровне. В некоторых регионах, в основном к востоку от Урала, национальные лидеры представлены слабо либо не представлены вообще, главным образом вследствие удаленности региональных предприятий от столичной инфраструктуры крупнейших игроков и связанных с этим логистических трудностей. В связи с этим в некоторых регионах лидерские позиции занимают небольшие в масштабах страны местные сети: Интерторг, Монетка, Командор, Мария-Ра и другие.
Фрагмент для ознакомления
3
1. ВСН 54-87. Предприятия розничной торговли. Нормы проектирования / Минстрой России. – М.: Стройиздат, 2015. – 45 с.
2. СНиП 2.08.02-89.
3. Арустамов, Э.А. Оборудование предприятий (торговля): учеб. пособие /Э.А. Арустамов. – М.: Издательский Дом «Дашков и Ко», 2015. – 451 с.
4. Дашков, В.Г. Организация, технология и основы проектирования торговых предприятий /В.Г. Дашков. – М.: Экономика, 2015. – 255 с.
5. Егоров, В.Ф. Организация торговли : учебник для вузов /В.Ф. Егоров – СПб.: Питер, 2014. – 352 с.
6. Канаян А. Проектирование магазинов и торговых центров /Р. Канаян, А. Канаян. – М.: Юнион-Стандарт Консалтинг, 2016. – 416 с.
7. Леви, М. Основы розничной торговли /М. Леви, Б. Берту. – СПб.: Питер, 2015. – 483 с.
8. Памбухчиянц, В.К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений – 2-е изд. /В.К. Памбухчиянц. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2016. – 315 с.
9. Снегирева, В.В. Розничный магазин. Управление ассортиментом по товарным категориям /В.В. Снегирева. – СПб.: Питер, 2017. – 416 с.
10. Тони Кент. Розничная торговля: учебник для студентов вузов /Тони Кент, Оджени Омар. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 719 с.