Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования подчеркивается следующим. Приоритет государства в сфере финансовой политики состоит в макроэкономической стабилизации национальной экономики. Осуществлению стабилизации эко-номики способствует фискальная и денежная политика, а также применение инструментов налогообложения или политики регулирования государствен-ных расходов. Уровень воздействия перечисленных мер на экономический рост и стабильность экономики в общем является предметом анализа много лет.
Государственный бюджет представляет собой финансовый план, отражаю-щий структуру расходов и доходов государства, утвержденных в законода-тельном порядке. В бюджетах различных уровней всегда действует принцип сбалансированности, который означает, что объем предусмотренных бюдже-том расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюдже-та. В современных условиях в качестве одной из важнейших задач бюджет-ного процесса в РФ выступает балансирование доходов и расходов государ-ства.
Экономические, политические, социальные и другие течения в обществе непосредственно связаны с процессом создания, распределения и использо-вания внебюджетных фондов. Необходимость страхования рисков, которые неизбежно присутствуют в условиях рыночной экономики, обусловила со-здание социальных внебюджетных фондов, обеспечивающих деятельность всей системы государственного социального страхования. В России функции по обеспечению конституционных гарантий граждан на случай потери тру-доспособности, пенсионного обеспечения, временной нетрудоспособности; беременности и родам; при рождении ребенка и т. д. исполняют социальные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд соци-ального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязатель-ного медицинского страхования. Перечисленные социальные внебюджетные фонды являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. Государство определяет уровень страховых платежей, принимает решения об изменении структуры и уровня денежных социальных выплат. Государ-ственные внебюджетные фонды, как неотъемлемая часть обязательного соци-ального страхования в России являются основным инструментом реализации социальной политики государства.
Цель работы – рассмотреть особенности бюджетов и внебюджетных фондов в России.
Задачи работы:
- рассмотреть понятие и функции бюджета государства;
- исследовать структуру доходной, расходной части государственного бюд-жета РФ;
- рассмотреть понятие государственных внебюджетных фондов и их место в бюджетной системе;
- представить основы формирования и финансовый механизм внебюджетных фондов – Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Фон-да обязательного медицинского страхования РФ.
Объект исследования – бюджет и внебюджетные фонды РФ.
Предмет исследования – формирование, управление бюджетом и внебюд-жетными фондами РФ.
В качестве теоретической основы исследования выступают нормативно-законодательные акты РФ в сфере бюджетной политики, материалы стати-стики и Минфина РФ, труды таких авторов, как: Болтинова О.В., Грищенко П.М., Дементьев Д.В., Сабитова Н.М., Цинделиани И.А. и др.
В качестве методологической базы применялись общенаучные методы: клас-сификация, сопоставления, системный подход, сравнения и прочие.
Курсовая работа включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников.
Глава 1 Теоретические аспекты формирования бюджета государства
1.1 Понятие и функции бюджета государства
Основным звеном финансовой системы государства выступает его бюджет. Бюджет необходим для сосредоточения денежных средств и их использова-ния для обеспечения финансирования важнейших функций государства. Сле-довательно, бюджет представляет собой инструмент экономической и соци-альной политики, необходим для перераспределения части ВВП государства с учетом интересов общества.
Другое определение понятия бюджета содержится в Бюджетном кодексе РФ. Здесь бюджет понимается как «форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления» .
Бюджетной системой Российской Федерации считается основанная на эконо-мических отношениях и государственном устройстве страны совокупность бюджетов (федерального, региональных и местных) и внебюджетных фондов . Она состоит из государственного кредита и государственного фонда стра-хования.
Бюджетная система РФ представляет собой основанную на экономических отношениях и государственном устройстве страны, регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, мест-ных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов .
Под бюджетным устройством понимают принципы организации и построе-ния бюджетной системы государства, а вместе с тем и взаимосвязь между от-дельными ее составляющими.
Бюджетная система Российской Федерации, согласно Бюджетному Кодексу РФ, состоит из трех уровней:
- федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фон-дов;
- бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
- местные бюджеты .
Основными бюджетами бюджетной системы России являются :
- федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фон-дов Российской Федерации;
- бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориаль-ных государственных внебюджетных фондов;
- местные бюджеты, в том числе:
- бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюд-жеты городских округов с внутригородским делением, бюджеты внутриго-родских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
- бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты внутригородских районов.
Бюджетная система Российской Федерации включает в себя республиканские бюджеты, областные и краевые бюджеты, городские бюджеты Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, окружные бюджеты автономных округов, 1 бюджет Еврейской автономной области, а также более 29 тысяч бюджетов органов местного самоуправления (городских, районных, поселковых, сель-ских).
В целом, принципы построения и функционирования бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ являются идентичными:
- принцип единства характеризует необходимость согласования бюдже-тов с единой политикой государства правовой и документарной, единым бюджетным процессом;
- принцип гласности говорит о необходимости обязательного опублико-вания утвержденных бюджетов в средствах массовой информации, а также открытого обсуждения бюджетов;
- принцип реальности свидетельствует о необходимости правдивости всех показателей бюджета;
- принцип самостоятельности говорит о наличии у бюджетов всех уров-ней бюджетной системы страны своих источников доходов и права само-вольного их использования (согласно действующему законодательству) .
Нужно отметить, что понятие бюджет является разноплановым:
- в качестве экономической категории – это совокупность экономических отношений;
- также это централизованный денежный фонд страны и различных гос-ударственных структур;
- это также финансовый план, который составляется и принимается еже-годно в виде закона .
Понятие «государственный бюджет» имеет много различных определений и трактовок. Так, например, Е.Н. Лобачева рассматривает данное понятие с двух сторон: как экономическую категорию и как финансовый план. Она считает, что государственный бюджет с экономической точки зрения – это денежные отношения, возникающие у государства по вопросу перераспреде-ления национального дохода с целью образования и использования бюджет-ного фонда с юридическими и физическими лицами .
Г. А. Маховикова, В. В. Амосова, Г. М. Гукасьян считают государственный бюджет ведущим звеном государственных финансов, благодаря которому происходит распределение и перераспределение ВНП между регионами и отраслями .
Д.О. Белов определяет государственный бюджет как роспись доходной и расходной частей государства, предприятия, учреждения, семьи и отдельно-го лица на конкретный срок. По мнению автора, доходами бюджета являют-ся денежные средства, поступающие в распоряжение государственных орга-нов и органов местного самоуправления на безвозмездной и безвозвратной основе. Они состоят из налоговых и неналоговых доходов, в том числе дохо-дов от продажи принадлежащего государству имущества и доходы от внеш-неэкономической деятельности .
Сущность государственного бюджета любой страны определяют следующие факторы: социально-экономический строй, природа, задачи и функции госу-дарства. Государственный бюджет – это основной финансовый план образо-вания и использования общегосударственного фонда денежных средств .
Основным предназначением федерального бюджета и бюджетов государ-ственных внебюджетных фондов РФ является исполнение расходных обяза-тельств России . Применение у федеральных органов государственной власти прочих форм образования и расходования финансовых ресурсов, которые необходимы для того, чтобы исполнять расходные обязательства Российской Федерации, считается недопустимым. Федеральным бюджетом и сводом кон-солидированных бюджетов субъектов РФ (не учитывая межбюджетные трансферты меж этих бюджетов) образуется консолидированный бюджет РФ. У каждого субъекта Российской Федерации имеется ряд собственных бюджетов и бюджетов территориального государственного внебюджетного фонда.
В качестве основных функций государственного бюджета в качестве важ-нейшего государственного финансового плана выступают такие :
1) функция перераспределения национального дохода и ВВП государства, которая оказывает влияние на регулирование и стимулирование государ-ством экономики, обеспечение социальной политики финансового характера;
2) функция контроля за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств. Посредством государственного бюджета происхо-дит перераспределение порядка 50% ВВП государства.
Бюджет способствует образованию рационального характера структуры общественного производства, улучшению его пропорций, более эффектив-ному использованию бюджетных средств. Функции государственного бюд-жета осуществляются в период формирования доходов и расходов на осно-вании использования бюджетного механизма, который считается реальным воплощением бюджетной политики, а также отражает конкретную направ-ленность бюджетных отношений на разрешение экономических и социаль-ных задач.
1.2 Характеристика доходной и расходной части государственного бюджета РФ
Исполнение федерального бюджета в 2017 году осуществлялось в
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 17.07.1998 г.
2. Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхова-ния» от 16.07.00 №165-ФЗ.
3. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.01. №173-ФЗ.
4. Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.01 №167-ФЗ.
5. Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29.12.06 №255-ФЗ.
6. Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.10 №326-ФЗ.
7. Барулин С.В., Ковалева Т.М. Сущность финансов: новые реалии. – М.: Финансы и кредит, 2014. – 60с.
8. Болтинова О.В., Арзуманов Л.Л., Быля А.Б. Бюджетная система и си-стема налогов и сборов Российской Федерации: учебник для магистратуры. – М.: Норма, 2017. – 272с.
9. Бюджетно-налоговые и денежно-кредитные инструменты достижения финансовой стабильности и обеспечения экономического роста: Монография / под ред. М.А. Абрамовой. – М.: КноРус, 2018. – 202с.
10. Ковалева Т.М. Бюджетная политика и бюджетное планирование в Рос-сийской Федерации: Учебное пособие. – М.: КноРус, 2016. – 128с.
11. Корчинский В.Е., Воробец Т.И. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. – Симферополь: Ариал, 2018. – 398с.
12. Маховикова Г.А., Гукасьян Г.М., Амосова В.В. Экономическая теория: Учебник и практикум. – 4-е изд. – М.: Юрайт, 2015. – 443с.
13. Финансово-правовое регулирование обязательных платежей, уплачи-ваемых в Федеральный бюджет Российской Федерации / под ред. И.А. Цин-делиани. – М.: Проспект, 2018. – 288с.
14. Черкасова Ю.И., Суглобов А.Е., Манышин Д.М. Межбюджетные от-ношения: Монография. – М.: Риор, 2017. – 138с.
15. Бакасова А.Э. Современные проблемы функционирования Пенсионно-го фонда Российской Федерации // Лучшая научная статья 2018: Сборник статей XVII Международного научно-исследовательского конкурса. – Пенза: Наука и Просвещение, 2018. – С.123-126.
16. Белов Д.О. Государственный федеральный бюджет // Экономика и со-циум. – 2017. - №5-1. – С.161-163.
17. Захарова А.Е., Хорева Д.А. Обязательное медицинское страхование в РФ: проблемы и перспективы развития // Стратегия социально-экономического развития общества: управленческие, правовые, хозяйствен-ные аспекты: Сборник научных статей 7-й Международной научно-практической конференции. - Курск: Университетская книга, 2017. - С.119-122.
18. Кравченко Е.В. Перспективные направления развития государственных внебюджетных фондов в современных условиях // SOCIAL AND ECONOMIC PROBLEMS OF MODERN SOCIETY: Материалы VIII Международной сту-денческой конференции. – Прага: Vedecko vydavatelske centrum Sociosfera-CZ s.r.o., 2018. – С.20-24.
19. Молчанова Н.В. Анализ деятельности фонда социального страхования Российской Федерации // Актуальные вопросы науки и образования в XXI веке: Материалы Международной (заочной) научно-практической конферен-ции. – Нефтекамск: Мир науки, 2018. – С.155-158.
20. Пичужкина А.Д. Проблемы и перспективы развития фонда обязатель-ного медицинского страхования в России / А.Д. Пичужкина, А.В. Перевозчи-кова // Экономика и социум. - №5-1. - 2017. - С.1170-1174.
21. Рубаева Л.М., Алборова А.В. Пенсионная система РФ: проблемы и пу-ти решения // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2017. - №3. – С.129-132.
22. Рыбко А.Ю. Экономическая сущность и функции бюджета // Экономи-ка и социум. – 2017. - №11. – С.732-738.
23. Сарапий В.П. Проблемы и перспективы развития обязательного меди-цинского страхования в России // Проблемы и перспективы современной науки: Материалы Международной (заочной) научно-практической конфе-ренции. - Нефтекамск: Мир науки, 2017. - С.105-109.
24. Сафронов Д.С. Государственный бюджет как регулятор рыночной эко-номики // Вопросы совершенствования системы государственного управле-ния в современной России: Сборник научный статей. - М.: Научная мысль, 2016. - С.304-308.
25. Седых М.С., Ловянникова В.В. Государственный бюджет: проблемы сбалансированности и финансирования // Проблемы и перспективы экономи-ческих отношений на пространстве ЕАЭС: Сборник статей Международной научно-практической конференции. – Уфа: Аэтерна, 2017. – С.123-127.
26. Скворцова К.С., Данилина Е.В., Бенько Е.В. Внебюджетные фонды // Экономика и социум. – 2017. - №4. – С.1259-1263.
27. Тагаева Т.О., Казанцева Л.К. Общественное здоровье и здравоохране-ние в России // ЭКО. 2017. - №2. - С.36-81.
28. Тищенко Т.Г. Государственный бюджет // Экономическое развитие России. 2016. - №3. – С.13-18.
29. Исполнение Федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2017 год (предварительные итоги) // Министерство финансов Российской Федерации. URL: https://www.minfin.ru/common/upload/library/2018/03/main/Ipolnenie_federalnogo_budzheta.pdf (дата обращения: 01.11.2018).
30. Официальный сайт Банка России. [Электронный ресурс]. URL: http://cbr.ru (дата обращения: 01/01/2018).