Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы. На протяжении 1890-х годов Россия совершила рывок в экономическом, и прежде всего в индустриальном развитии. Бурный промышленный подъем этого периода явился первым этапом индустриализации страны, характеризовавшимся самыми высокими темпами промышленного роста. По мнению ряда исследователей, промышленный подъем 1890-х годов был следствием того, что к этому времени практически полностью нашли отражение результаты буржуазных реформ 1860 - 1870-х годов. В то же время столь впечатляющие темпы роста стали возможны благодаря политике российского правительства, направленной на превращение России в индустриально развитую державу.
Важнейшей составляющей этой политики была финансовая реформа, поэтапно проводимая С. Витте в 1895 - 1899 гг. и обеспечившая устойчивость национальной валюты вплоть до начала Первой мировой войны. Большое значение имело широкомасштабное железнодорожное строительство, в значительной степени способствовавшее формированию единого национального рынка. Немалую роль сыграло и введение винной монополии, обеспечившей приток огромных поступлений в государственный бюджет, а также привлечение иностранных капиталов в российскую экономику.
Деятельность С. Витте на посту министра финансов (1892 - 1903 гг.), председателя Комитета министров (1903 - 1905 гг.) и председателя Совета министров (1905 - 1906) отражена в большом количестве работ, посвященных личности реформатора.
Однако мало изучена такая сторона его деятельности, как создание системы коммерческого образования в России на рубеже XIX - XX вв. Он не скрывал собственных заслуг в развитии этой сферы образования. В частности, в воспоминаниях С. Витте подчеркивал: «В мое управление я значительно расширил в департаменте торговли отдел образования коммерческого и во главе этого дела поставил бывшего члена совета, министра просвещения И. А. Анапуло. Я провел через Государственный Совет положение о коммерческом образовании, благодаря которому последовало значительное расширение сети коммерческих училищ. По этому положению я возбудил инициативу между самими промышленниками и коммерческим людом, дав им значительную инициативу как в учреждении коммерческих школ, так и в их управлении. Вследствие этого они охотно начали давать средства на устройство и поддержание своих коммерческих училищ» .
Исследования деятельности С.Ю. Витте именно в качестве организатора коммерческого образования в России проводились преимущественно историками последних лет:
1. В частности, Самонов С. В. в публикациях «Бывал буквально на кресте распят...». и «Министр финансов С.Ю. Витте глазами русской периодической печати (по материалам газет «Новое время», «Биржевые ведомости» и «Русский труд»)» описывает конфликты Витте с правоконсервативными силами по вопросам негосударственного образования, которое даже после создания получило признание не сразу (в частности, выпускники этих учебных заведений долгое время не имели доступа к управленческим должностям.)
2. Бессолицын, А. А. «С. Витте и создание системы коммерческого образования в России» подробно характеризует основные принципы организации коммерческого образования и финансирование коммерческих учебных заведений в Российской империи начала ХХ в.
3. Деятельности Витте как организатора образования посвящены частично статьи Дмитриева А. С. «По ту сторону «Университетского вопроса»: правительственная политика и социальная жизнь российской высшей школы (1900-1917 гг.)» и Перегудовой З. И. «Последний год жизни Сергея Юльевича Витте. По дневникам наружного наблюдения. 1914-1915 гг.».
Объектом исследования является формирование системы коммерческого образования в России в конце XIX – начале ХХ вв. Предмет исследования – деятельность Министерства финансов и лично С.Ю. Витте по созданию системы коммерческого образования.
Цель исследования – выявление роли С.Ю. Витте как государственного деятеля в развитии системы специализированного образования, отвечающего потребностям капиталистического развития России.
В соответствии с целью сформулированы исследовательские задачи:
1. Характеристика объективно-исторических условий необходимости преобразований в России в период капиталистического развития.
2. Анализ экономической политики С.Ю. Витте и её взаимосвязи с развитием экономики как науки.
3. Определение потребностей модернизации российского образования в условиях капиталистического развития.
4. Обзор основных принципов организации коммерческого образования
5. Характеристика системы финансирования коммерческих учебных заведений.
6. Характеристика научной и учебной деятельности высших коммерческих учебных заведений.
Глава 1. Историографическая характеристика политической деятельности С.Ю. Витте
1.1.Объективно-исторические условия необходимости преобразований в России в период капиталистического развития
Возвышение С.Ю. Витте как государственного деятеля изначально воспринималось им как проникновение в чуждый мир чиновного Петербурга. Обстоятельства карьерного роста Витте повлияли на формирование его репутации среди столичной бюрократии. Бурный рост железнодорожного строительства во второй половине XIX в. сопровождался громкими коррупционными скандалами и слухами о взаимовыгодных связях высших чиновников и железнодорожных магнатов.
Назначение министром финансов было для Витте одновременно и карьерным взлетом, и серьезным испытанием. В России конца XIX в. эта должность была не только ключевой, но и, несомненно, одной из самых сложных в правительстве. Еще до своего назначения Витте был убежденным сторонником коренных экономических реформ, прежде всего - форсированного развития промышленности через привлечение иностранного капитала .
Необходимыми условиями успешной реализации преобразований, по мнению С. Витте, являлись вмешательство государства в экономику и поддержка частной инициативы и предприимчивости. В свою очередь это требовало мобилизации всех интеллектуальных, организационных и информационно-пропагандистских ресурсов. Реализация самой программы привела к довольно быстрым изменениям в социально-классовой структуре общества. Это нашло отражение в быстром росте городского населения, которое за рассматриваемый период увеличилось более чем в 3 раза. Наибольший его прирост наблюдался в столичных губерниях (65,5%), а в целом доля городского населения России во всем населении к 1914 г. поднялась до 15,3%. Быстрый рост городского населения сопровождался изменением его социальной структуры, в частности увеличением доли лиц, относящихся к капиталистическим классам, до 37,4% населения России.
Подобные тенденции явились следствием индустриальных процессов в экономике страны. Рост экономики, в свою очередь, увеличивал спрос на специалистов в области коммерции: бухгалтеров, счетоводов, коммивояжеров, товароведов, приказчиков, биржевых маклеров, разного рода управляющих, переводчиков, коммерческих корреспондентов, специалистов в области коммерческого права и т. п. Дефицит специалистов такого профиля приобрел особую остроту. Все это ставило новые задачи перед народным образованием, поскольку от степени его распространения напрямую зависело то, как население будет приспосабливаться к новым условиям жизни. Из 126 млн. человек населения России педагогическим трудом в конце XIX в. занимались чуть более 170 тыс. человек, что составляло немногим более 0,1%.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бессолицын, А. А. С. Витте и создание системы коммерческого образования в России // Вопросы экономики. - 2006. - № 7. - С. 140-147.
2. Дмитриев, А. По ту сторону «Университетского вопроса»: правительственная политика и социальная жизнь российской высшей школы (1900-1917 гг.) / Университет и город в России (начало ХХ в.). - М.: Новое литературное обозрение, 2009. - С. 120.
3. Самонов С. В. «Бывал буквально на кресте распят...». Министр финансов Витте и пресса // Родина. - 2008. - № 1 - С. 47-51
4. Самонов С.В. Министр финансов С.Ю. Витте глазами русской периодической печати (по материалам газет «Новое время», «Биржевые ведомости» и «Русский труд») // Вестник Московского Университета. Серия 8. История. - 2008. - № 2 - С. 69-77
5. Перегудова, З. И. Последний год жизни Сергея Юльевича Витте. По дневникам наружного наблюдения. 1914-1915 гг. // Исторический архив. - 2004. - № 3. - С. 121-124
Литература
6. Абалкин Л.И. Экономические воззрения С.Ю. Витте и его государственная деятельность // Сергей Юльевич Витте - Государственный деятель, реформатор, экономист. - М., 1999. - Ч.1. - С.5-48.
7. Зосимчук В.Н. С. Ю. Витте и модернизация России(1892-1903гг.): диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук: Специальность 07.00.02 - Ярославль: Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, 1998. - 295с.
8. Карамова О.В. Министр финансов С.Ю. Витте – «архитектор» экономического подъема // Бухгалтерский учет. – 2002. - № 14. – С. 3 – 5.
9. Лачаева М.Ю. Россия на рубеже XIX - ХХ веков: Материалы науч. чтений памяти проф. В.И. Бовыкина, Москва, МГУ им. Ломоносова, 20 янв. 1999 г. - М., 1999. - С.303-314.
10. Лебедев В.Д. Формирование экономической политики С.Ю.Витте (конец XIX - начало ХХ вв.) // Сергей Юльевич Витте - Государственный деятель, реформатор, экономист. - М., 1999. - Ч.1. - С.209-242.
11. Мартынов С.Д. Государство и экономика: Система Витте. - СПб : Наука. С.-Петерб. изд, 2002. – 402 с.
12. Маслов, Ю. Н. Коммерческое образование в России в конце XIX - начале ХХ в. Автореф... к.и.н. - Курск, 2001. - С. 20-21.
13. Разманова, Н. А. Становление коммерческого и финансово-экономического образования в России (XIX - 20-е гг. ХХ в.). - М.: МСХА, 2002. - С. 254.
14. Сагинадзе, Э. О. Смерть графа Сергея Юльевича Витте: отклики и суждения в российской прессе // История России. - 2013. - № 4. - С. 90.