Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Интерес к проблеме правосознания и правовой культуры вызывается, прежде всего, тем обстоятельством, что правовое сознание неизменно связано с общественно-политической активностью личности. Поэтому, наряду с радикальными изменениями в экономической и правовой сферах жизнедеятельности общества, речь должна идти о формировании адекватного обновляющемуся обществу правового сознания и об овладении им в процессе общественно-политической практики.
ХХI век в России принес много проблем, которые сопровождались и сопровождаются испытаниями на крепость государственности, на стабильность социально-экономических связей, на зрелость правовой культуры и правосознания общества. В таких условиях наиболее актуальным является поиск новых путей одоления и понижения отрицательных явлений в общественной, политической и социальной сферах.
Средства массовой информации, научные статьи и монографии в последнее время часто уделяют внимание правовой культуре и правосознанию, а также их влиянию на духовный мир человека, развитию законности и укреплению государственного порядка, на формирование позитивной активности человека.
Понятия «правосознание» и «правовая культура» вошли в научный оборот и заняли прочное место в ряду других категорий.
Активная трансформация современной действительности изменила отношение молодого поколения к праву как к жизненной ценности. Меняются взгляды и оценки правомерного и неправомерного поведения, социальной деятельности, а также формы и методы развития правосознания.
Правосознание оказывает серьезное мотивационное воздействие на поведение людей. Оно содержится в общественном мнении и влияет на общественные отношения так же, как и нравственные нормы. Тесное взаимодействие и взаимопроникновение нравственности и права обуславливают особое значение воспитания правосознания и правовой культуры как важного фактора дальнейшего укрепления законности и правопорядка в обществе.
Обзор специальной литературы. На протяжении длительной и богатой истории философии проблемы права и представлений о нем привлекали внимание известных мыслителей. Вопросы правосознания и правовой культурывсегда были в центре внимания отечественной юридической науки. Фундаментальное значение при исследовании темы правовосознания, его природы, имеют труды выдающихся ученых-юристов И. А. Ильина и П. И. Новгородцева .
В трудах М. К. Горбатовой, О. О. Зандановой, И. В. Теслицкого, Н. Н. Сатониной, М. В. Кручинина, Е. В. Ким отражены особенности процесса формирования правосознания студентов, как юридического факультета, так и обучающихся на направлениях неюридического профиля .
В этой связи особую актуальность приобретает глубокое и всестороннее изучение собственно процесса применения права, раскрытие его стадий.
Анализ мнений различных ученых по данному вопросу, показал, что применение права рассматривается в юридической литературе, как с логической, так и функциональной позиции.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в сфере правосознания и правовой культуры.
Предметом исследования являются общественные отношения, урегулированные нормами права регламентирующие правосознание и правовую культуру.
Исходя из вышесказанного, целью предстоящей работы является теоретический анализ правосознания и правовой культуры.
Достижение поставленной цели основывается на решении следующих задач:
1. Раскрыть понятие и структуру правосознания.
2. Рассмотреть понятие и структуру правовой культуры.
3. Проанализировать соотношение понятий правосознание и правовая культура. Пути повышения правосознания и правовой культуры в стране.
Методологическую основу работы составляет: диалектический метод исследования теоретических аспектов темы, системный подход ко всем изучаемым процессам, а также метод материалистической диалектики, так и другие методы, свойственные различным отраслям науки, прежде всего, теории права.
Особенности структуры. Работа выполнена на кафедре _____________________________________ факультета, состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка использованных источников. Данная структура позволила провести углубленный анализ заявленной проблемы исследования.
Глава 1. Понятие и структура правосознания
1.1 Понятие правосознания
Право, как общественное явление порождает разное отношение к нему людей, отношение может быть позитивным (личность постигает надобность и ценностный потенциал права) или негативным (личность полагает право ненужным и лишним). Человек в разных формах выражает свой взгляд ко всему, что касается правовых вопросов, что объединяет его с представлением о праве (к законам, нормативно-правовым актам, к деятельности судебно-исполнительных органов, прокуратуры, также поведения общества в сфере действия права). Люди по-разному относятся к прошлому праву, к праву, которое существует сегодня, к праву которое человек хотел бы видеть в будущем. Эти отношения могут быть разумными и экспансивными, на уровне чувства или настроения. То или иное отношение к праву и правовым явлениям в обществе может быть у одного человека и у группы людей, человеческого сообщества .
Понятие правосознание производно от понятия сознание. Сознание является высшей, интегрирующей формой психики, результатом общественных исторических условий формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении с другими людьми, она выступает высшим уровнем отражения действительности. Сознание является не только отражением социальной действительности, но и внутренним отношением к этой действительности. Это отношение может быть положительным, отрицательным, безразличным. В социуме бывают разные формы общественного и индивидуального познания. К ним относятся политическое, моральное, эстетическое, религиозное, правовое сознание. Соответственно, правосознание является одной из форм общественного или индивидуального сознания.
Правосознание не бытует в «чистом» виде, оно взаимосвязано с иными видами и фигурами осознания реального мира и действительности. Так, довольно нередко правосознание переплетается с нравственными взглядами. Человек оценивает право и правовые явления с точки зрения нравственных категориальных канонов добра и зла, правильности или же неверности, законности, справедливости и др. Отношение человека к праву нередко формируется с точки зрения политики. Такое отношение присуще марксистско-ленинскому взгляду к праву. Оно рассматривает право, как законную власть господствующего класса, а закон является мерой политики. Односторонне - политический подход к праву не дает потенциала полностью понять его суть и роль в жизни государства. В российской юридической науке и юридическом образовании нужно тянуться к действию права и правового сознания. Классовый политический подход к правовому владению должен анализироваться как один из множества исследовательских подходов к правовым вопросам жизни общества .
Правосознание тесно связано с философскими теориями, идеологическими воззрениями, религиозными доктринами. Отдельные ученые, такие как Л. Петражицкий считают, что правовые нормы, их обязательный характер и принудительность живут лишь в разуме людей, так как право -это явление психологическое. И.Кант, Г. Гегель считали внешнюю принудительность права как внешнее средство регулирования свободы личности. К. Маркс и В.И. Ленин определяли право классовым регулятором общественных отношений. Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо опознавали за правом роль гаранта природных прав человека .
1.2 Структура правосознания. Виды. Уровни правосознания
Структура правосознания как сложного социального явления может быть рассмотрена с различных позиций. С точки зрения глубины отражения правовой действительности выделяют два уровня правосознания: обыденное и теоретическое.
Обыденное правосознание отражает внешние стороны правовых явлений.
Теоретическое правосознание, напротив, отражает внутренние,
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник.- М.: Издательство Магистр-Пресс, 2011. – 367 с.
2. Алексеев С. С. Теория права. - М.: Издательство Юнити, -2012.- 556 с.
3. Антонова Ж.Д. Правосознание в механизме судебной защиты прав и свобод граждан /Теория и практика общественного развития. – 2015. - №6. – С. 26
4. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – М.: Издательство Юриспруденция, 2010. – 402 с.
5. Герасимюк М.С. Правовой нигилизм и правовой идеализм как причина и следствие [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sci-article.ru/gryps.php?i=pravovedenie. Дата доступа: 22.11.2018.
6. Горбатова М.К., Надыгина Е.В., Носакова Е.С. Новые подходы к формированию правосознания студентов-юристов в контексте реформирования высшего юридического образования // Юридическое образование и наука. М., 2011, № 4. С. 22–25
7. Дробязко С.Г., Козлов В.М. Общая теория права : учебное пособие /С.Г. Дробязков, В.М.Козлов. – Мн., Издательство: Асвета, 2010.-360 с.
8. Занданова О.О. Формирование правосознания студентов неюридических специальностей в образовательном процессе вуза. Улан-Удэ, 2010
9. Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993; Новгородцев П.И. Введение в философию права: кризис современного правосознания. М., 1996.
10. Козлихин И. Ю. Позитивизм и естественное право // Государство и право.- 2010. -№ 3. –С. 25-26
11. Кручинин М.В., Кручинина Т.А. Моделирование процесса формирования профессионального правосознания студентов неюридических специальностей в высшем образовании // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012. №3-1. С. 17–24
12. Марченко М. Н. Проблемы теории государства и права. Учебник - М.: Проспект 2011. – 690 с.
13. Неважай И.Д. Типы правовой культуры и формы правосознания // И.Д.Неважай //Правоведение. – 2000 – №2.- С.19
14. Общая теория права и государства: Учебник /Под ред. В.В. Лазарева. — 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2011. - 357с.
15. Теория государства и права / Под ред. В.Д. Перевалова. - М.: Издательство НОРМА, 2010. –297с.
16. Теория государства и права. Учебник / Под ред. А.С. Пиголкина. - М.: Издательство Городец, 2011. – 403 с.
17. Южалова Л.В. Формирование гражданско-правовой культуры школьников в урочной и внеурочной деятельности [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.wiki.vladimir.i. Дата доступа: 10.11.2018.