Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что семья – важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Значимость и актуальность ее влияния на личность, ее сложность, многогранность и проблематичность обуславливает большое количество различных подходов к изучению семьи. Актуальность межличностных отношений в семье и их влияние на формирование личности и поведения детей заключается в стабильности семейных взаимоотношений. Большое значение имеет «качество» семьи, ее воспитательная способность.
На сегодняшний день в каждой семье актуальны вопросы в выборе стиля семейного воспитания и вопросы формирования самооценки подростков. А так же, наряду с ними вопрос о том насколько зависит самооценка от выбора того или иного стиля семейного воспитания. Ведь если семья берет на себя ответственность в формировании нравственных и жизненных принципов, то она может, как создавать личность, так и разрушать ее.
Рассматривая семью и ее внутрисемейные отношения можно провести аналогию с государством, ведь, по сути, семья это маленькое государство со своими законами, идеологиями и уставами. А любое государство всегда неминуемо стремиться к распаду, потому, как интересы каждого не идут в одном направлении. А, следовательно, необходим механизм управления этим государством. Родителям, взявшим на себя обязанность руководства семьей необходимо выработать четкую стратегию их действиям.
Несмотря на большое количество исследований семейных взаимоотношений, и факторов, влияющих на формирование личности ребенка, данная тема остается недостаточно изученной.
Степень научной разработанности проблемы. Проблемами семейного воспитания занимались многие выдающиеся педагоги и психологи: В.А. Сухомлинский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, Л.Н. Толстой, П.Ф. Лесгафт, А.Я. Варга, В.К. Котырло, А.С. Спиваковская, В.Я. Титаренко и др. Каждый исследователь предлагает различный список характеристик стилей семейного воспитания.
К примеру, американский психолог Л. Демоз указывает на шесть вековых стилей воспитания, объясняя каждый по периоду и традициям, царящим в это время. С.В. Ковалев предлагает четыре стиля семейного воспитания, в которых выделяет не периоды становления, а типы отношения к ребенку.
Объектом исследования являются: воспитательные возможности семьи.
Предмет исследования: взаимоотношения в семье как один из факторов воспитания личности ребенка.
Цель курсовой работы – рассмотреть семью как фактор развития и воспитания личности ребенка.
Задачи:
- определить психологические особенности семейного воспитания;
- выявить роль влияния семьи в развитии ребёнка и формировании его личности;
-проанализировать семью как основу гармоничного развития личности ребенка;
- определить трудности семейного воспитания.
Методологические основы исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов, посвященных вопросам развития теории и методологии в сфере педагогики.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. СЕМЬЯ КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА
1.1. Психологические особенности семейного воспитания
Семья это малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве. Члены семьи связаны общим бытом, взаимной материальной, моральной и этической ответственностью. Она основная социальная группа, в которой начинается и протекает социальная жизнь человека и которая является одним из основных факторов социализации. Стоит так же отметить, что семья – это социокультурная система, состоящая из взрослых людей и имеющая детей, связанная обязательствами поддерживать друг другу эмоционально и физически и объединенная во времени, пространстве и экономически с общим местом для проживания[4, c 26].
Семья важнейшая среда формирования личности и главнейший институт воспитания. У каждой семьи есть дом, в котором воспитывается ребенок, его еще называют родительским. Родительский дом – это место, которое отражает совокупность детско-родительских отношений, где находится домашний очаг, быт и уют, который хранит основные ценности и традиции семьи. Выступая одним из основных средств формирования личности подрастающего поколения.
Основной фундамент личности ребенка закладывается в семье и родительском доме, это является первой школой в воспитании его нравственных чувств и навыков социального поведения. В жизни каждого человека родители играют очень важную и большую роль. Они передают ребенку первые образы и черты поведения, с помощью родителей ребенок познает окружающий мир и им он старается подражать в своих действиях.
Семейное воспитание, прежде всего это – управляемая система взаимоотношений родителей с детьми. Ведущая роль в этой системе всегда принадлежит родителям. И поэтому именно им следует знать, формы взаимоотношений с собственными детьми, которые способствуют гармоничному развитию психики и их личностных качеств. А так же наоборот негативные факторы, которые препятствуют формированию у них нормального поведения и в большинстве случаев ведут к трудновоспитуемости и деформации личности[8, c 46].
На процесс семейного воспитания, могут оказывать воздействия такие факторы как: отношение к ребенку; семейный уклад жизни; место постоянного проживания семьи; состав семьи; социальное положение семьи; материально - экономическое обеспечение; здоровье детей и их родителей; генетически обусловленная наследственность.
В виду того что, родители воспитывались в разных семьях и иногда с разными семейными традициями, устоями и правилами, при воспитании собственного ребенка используют разную модель воспитания, применяя чаще подход «Как воспитывали меня, так я буду воспитывать своего ребенка». Это приводит к различным спорам в воспитании, что провоцирует семейные конфликты и приводит к разногласиям в отношениях между родителями [15].
Одно из немаловажных значений имеет знание основных отличий воспитания семейного от воспитания общественного. При совпадении основных целей, несмотря на всё единство семейного и общественного воспитания отнюдь можно говорить об их тождественном равенстве. Отличительной особенностью семейного воспитания является ярко выраженная эмоциональная форма отношений между родителями и детьми в отношениях любви. Но одной любви для воспитания полноценного человека мало, и есть даже не малая угроза от неё, когда родительская любовь очень часто приводит к формированию инфантильности, истероидности или к таким качествам личности, которые условно можно назвать «синдром избалованного ребенка или залюбленного ребенка» [13].
Социально – общественное воспитание происходит в определенно организационных рамках, которые установлены в обществе и являются всеобщими требованиями ко всем лицам, будь то школа, внешкольное учреждении, общественная организация, детский дом или спортивная секция. И эти организации носят планомерный характер.
Воспитание в данном случае не только специально организованно, но и продуманно, контролируемо и ведется специалистами. А семейное воспитание в домашних условиях, часто хаотично, разорвано и разбито семейно-бытовыми ситуациями и не носит планомерного характера. Поэтому затягивается на более длительный период, и к подростковому возрасту зачастую отстает от актуальных проблем, которые назревают в условиях возрастного кризиса.
Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути.
Подводя итог, следует отметить, что психологические особенности семейного воспитания не могут существовать без определенного стиля, созданного в семье, самими родителями. Современные стили воспитания условно делятся на.
-авторитарный;
-демократический;
- либеральный.
Авторитарный стиль - это безапелляционность суждений родителей и их строгость. Взрослые стремятся максимально подчинить своему влиянию ребенка, пресечь всякую его инициативу, контролировать его поведение, желания и интересы. Они жестко добиваться выполнения своих требований. Основным средством принуждения выступает угроза.
Демократический стиль - это наиболее редкий и достижимый стиль воспитания. Он характеризуется поощрением инициативы и самостоятельности ребенка, стремлением родителей установить теплые отношения с ним. Конечно, контроль со стороны родитель есть, но не жестокий, а лояльный. Постепенно ребенку прививается умение действовать самостоятельно и принимать решения, но при этом, не задевая интересы других людей. Родители учитывают возможности, потребности и
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеенко, В. Играем в сказку. Воспитание и развитие личности ребенка 2-7 лет / В. Алексеенко, Я. Лощинина. - М.: Рипол Классик, Дом. XXI век, 2010. - 224 c.
2. Амонашвили, Ш. Искусство семейного воспитания. Педагогическое эссе / Шалва Амонашвили. - М.: Амрита, 2014. - 336 c.
3. Аптикиева Л.Р., Аптикиев А.Х., Бурсакова М.С. Семья как фактор личностного развития ребенка//Вестник ОГУ. 2014. - 74 c.
4. Бекоева М.И., Хуриева М.Ю. Институт родительства как психолого-педагогический феномен: материнское и отцовское воспитание// Вестник Северо-Осетинского государственного университета. 2016. - 107 c.
5. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Питер, 2011. - 400 c.
6. Варга А. Я. Влияние некоторых особенностей родительского воспитания на развитие личности ребенка //Детский психолог. - 2011. - 132 c.
7. Горлова Е.Л. Родительская компетентность: подходы к изучению и развитию// Вестник РГГУ. 2010. - 72 c.
8. Духовно-нравственное воспитание молодежи. Семейные национальные традиции. Материалы VI Международного конгресса "Российская семья". - М.: РГСУ, 2011. - 288 c.
9. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пособие/ О. А. Карабанова. - М.: Гардарики, 2014. - 163 c.
10. Лисовский В.Т. «Отцы» и «дети»: за диалог в отношениях // Социологические исследования. - 2010. - 61 c.
11. Лопатина, А. Беседы и сказки о семье для детей и взрослых. 33 беседы по семейному воспитанию в школе и дома / А. Лопатина. - М.: Книга по Требованию, 2011. - 172 c.
12. Макаренко, А.С. Воспитание гражданина / А.С. Макаренко. - М.: Мир, 2014. - 304 c.
13. Минияров В. М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). - М.: МОДЭК, 2013. - 48 c.
14. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов /Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2013. - 112 c.
15. Овчинникова, Т. Н. Личность и мышление ребенка / Т.Н. Овчинникова. - М.: Академический проект, 2015. - 192 c.
16. Омарова П.О., Гасанова З.З. Семья как институт социализации и воспитания // Сибирский педагогический журнал. 2015. - 12 c.
17. Тулупова О.В. Основные подходы к изучению детско-родительских отношений в зарубежной психолого-педагогической литературе// Перспективы науки. 2014. - 134 c.
18. Халикова В.В. Проблемы детско-родительских отношений в системе «ребенок-взрослый»// Вестник Алтайской государственной педагогической академии. 2016. - 182 c.
19. Целуйко В.М. Родители и дети: психология взаимоотношений в семье. - Волгоград, 2012. - 82 c.