Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Изучение различных древних судебников не теряет своей актуальности и в настоящее время. Ведь
они имеют статус первых законов, а их составители по сути первые люди, которые сделали
попытку установить социальные нормы поведения. Одним из интереснейших для политологов,
историков и социологов является судебник Хаммурапи.
Законы Хаммурапи являются крупнейшим и важнейшим памятником правовых отношений в
древней Месопотамии. Многое в них исходит от правовых идей Аккада и Шуммера. Кодекс,
созданный и реализованный Хаммурапи, оказал огромное воздействие на право разных народов
той эпохи.
Однако в сборнике законов Хаммурапи всё ещё прослеживаются традиции древневосточных
племён, которые допускали бесправие женщин и значительно осложняли условия жизни
неимущих. Следует отметить, что Хаммурапи делал попытки справиться с этими проблемами.
Глава 1. Предпосылки возникновения и разработка законов Хаммурапи
1.1. Личностные особенности Хаммурапи как перспективного вавилонского правителя
2
Хаммурапи – вавилонский царь, годы правления которого пришлись примерно на 1793-1750 гг. до
нашей эры. Это первый правитель Вавилона, от которого сохранены царские надписи. Несмотря
на то что до нашей эпохи их них дошло только около двадцати, они представляют важную
историческую информацию. Данные надписи содержат сведения о возведении различных храмов
и крепостей, а также о важных военно-политических событиях.
Хаммурапи правил Вавилоном 43 года. Начало его правления пришлось на ту пору, когда он был
ещё очень молод. Происхождение его имени до сих пор остаётся загадкой. Некоторые учёные
считают, что верно называть правителя Вавилона «Хамму-раби», что в переводе означает «Предок
велик». Однако другие специалисты полагают, что имя «Хаммурапи» следует переводить как
«Предок-целитель» [4].
В самом начале правления Хаммурапи Вавилония была довольно скромным в политическом
смысле царством, которое на тот момент существовало менее ста лет. Власть правителя могла
быть распространена не более чем на 80 км. Грозные соседи Вавилонии – Эшнунны, Ларсы и
царство Шамши-Адада – держали царство в напряжении и страхе.
1.2. Обзор основных особенностей структуры вавилонского общества по законам Хаммурапи
Законы Хаммурапи являются одним из редчайших памятников древней истории, который
сохранился до наших времён. Они были найдены ещё в 1902 году геологической экспедицией
Франции. Законы правителя Древней Вавилонии были выбиты на чёрном базальтовом столбе.
Именно Хаммурапи удалось завершить объединение Месопотамии. При этом произошло
развитие товарно-денежных отношений и хозяйственной деятельности. Всё это потребовало
значительных изменений в системе управления. Стары нормы права не могли обеспечить порядок
в различных социальных и экономических сферах, поскольку не удовлетворяли потребностям
общества той эпохи [8].
Необходимостью того времени стала централизация и систематизация существующих и издание
новых правовых норм. В связи с этим Хаммурапи разработал сборник законов. Данный сборник
состоял из введения, 282 статей и заключения. Все законы излагались в определённой форме. В
первую очередь были изложены законы о судебной деятельности как наиболее важные для
Вавилонии. После них следовали нормы и предписания, которые касались собственности и
экономических прав. Далее в сборнике содержалась информация о браке и семье, а вслед за этим
– законы об орудиях труда и защите прав личности [8].
Право в вавилонском обществе не подразделялось на уголовное, государское, гражданское и др.
Законы, разработанные Хаммурапи, носят «синтетический» характер (т. е. устанавливают не
только право, но одновременно с ним и ответственность за его нарушение).
Согласно законам Хаммурапи, вавилонское общество имеет чёткую структуру. Его составляют
следующие категории:
1. Свободные общинники (авилум)
2. Царские люди (мушкенум)
3. Рабы (вардум).Они были собственниками своих хозяев [9].
3
Положение в вавилонском обществе царских людей фактически могло иметь существенные
отличия. Некоторых из них (высшие слои) награждались большими земельными наделами и
одновременно были общинниками. При этом низшие довольствовались весьма небольшими
служебными наделами либо даже натуральные пайки, так что по сути они ничем не отличались от
рабов. Таким образом, можно утверждать, что в структуре вавилонского общества было много
переходных форм от категории царских людей до рабства [6].
Более 70 законов в сборнике Хаммурапи было посвящено семье. Заключение брака в
Вавилоне считалось законным, только если был заключен брачный контракт, причём обязательно
при свидетелях (как правило, этот контракт был устным): "Если человек возьмет жену и не
заключит письменного договора, то эта женщина - не жена" [2].
Перед брачным обрядом жених или его отец заключало особый договор с отцом невесты на
обручение, где жених передавал семье невесты тирхату (согласованную сумму денег) и библу
(подарок самой невесте или её семье). Однако это не означало, что заключение брака
обязательно: обе стороны могли от него отступить. Но отступление от брака налагало
определённую ответственность как моральную, так и материальную. Если жених отказывался от
брака, то он не мог требовать возвращения ни тирхату, ни брачного подарка. Если же
отказывалась невеста или её семья, то они возвращали всё полученное от жениха в двойном
размере. Таким образом, тирхату и библу имели значение прежде всего не платы за товар, то
есть девушку, как это было у многих древних народов, а являлись своеобразной гарантией
заключения брака [7].
Глава 2. Анализ правовых различий в структуре вавилонского общества
2.1. Правовой статус авилумов и мушкенумов
Согласно сборнику законов Хаммурапи, свободное население противопоставлялось рабам.
Свободные люди делились на две категории. Первая категория была господствующей. Её
составляли так называемые «сыновья мужа» (маар-авелим). Это были благородные люди,
которых нельзя было называть просто по имени, а обязательно по имени и отчеству [5].
От данной категории людей заметно отличалась вторая категория, называемая
«мушкену». До настоящего времени это слово могло быть истолковано различными вариантами:
в переводе некоторых оно означало "бедняк", а согласно другим (например, И.М. Волкову
["Законы вавилонского царя Хаммурапи"]) - "вольноотпущенник" [1]. Данные переводы
противоречат последним изысканиям, согласно которым слово "мушкену" дословно означает
"подданный" [3].
Положение в вавилонском обществе мушкенумов представляет особый интерес. Согласно
судебнику Хаммурапи, они были не столь привилегированны, как сыновья мужа. Так,
членовредительство, причинённое сыну мужа, наказывалось соответствующим
членовредительством виновного согласно ст. 196. При этом по отношению к мушкену наказанием
за его членовредительство был всего лишь штраф. Таким образом, здоровье и жизнь мушкену
были не столь защищены законом, как жизнь и здоровье сыновей мужа. При этом мушкену могли
быть владельцами рабов, так что они тоже имели принадлежность к господствующему слою
4
населения. Однако рабы мушкенов по сути являлись их частным имуществом при том, что рабы
сынов мужа фактически являлись царским имуществом, поэтому охранялись соответственно [7].
2.2. Материальное положение авилумов и мушкенумов
В древневавилонском царстве земледелие всё ещё оставалось приоритетным направлением
хозяйственной деятельности. На юге страны развивалось крупное скотоводство, поскольку здесь,
в приморских районах, были расположены крупные пастбища на заболоченных территориях.
В растениеводстве основное место занимали посевы ячменя, пшеницы и кунжута. Среди садовых
культур первенство принадлежало финиковой пальме.
Как правило, в хороших погодных условиях земледелие обеспечивало богатый урожай. Эти
урожаи не только удовлетворяли потребности населения, но и предоставляли значительные
запасы, которые поступали в закрома правителя в качестве натуральных налогов и на продажу на
внутренних рынках [8].
В торговых отношениях с племенами арабов запасы хлеба в царских и в храмовых закромах также
пускались в оборот. При этом основными меновыми ценностями были кунжут и зерно [5].
Царю принадлежала рол верховного собственника всех земель и угодий в древней Вавилонии.
Однако в эпоху Хаммурапи частное землевладение получило значительное развитие и было столь
масштабным, что превысило не только предшествующие, но и будущие периоды. Однако частное
землевладение и частные хозяйства не имели существенного значения в экономике того времени.
Они были сравнительно небольшими (90% частных владений было представлено менее, чем 8,5
га). Самое крупное известное в наше время частное землевладение имело площадь 31, 5 га.
Основная масса земли, пригодной для сельскохозяйственной деятельности (80-90%), находилась
во владении общин, при этом доля частных хозяйств составляла 1-2%. Остальные земли
находились в пользовании царя и храмов (рис. 2.1).
Заключение
В период правления Хаммурапи экономическое и социальное развитие всё ещё было основано на
эксплуатации труда общинников и рабов. Это было типичное рабовладельческое общество, что
отражалось на законодательном уровне.
Однако в Вавилоне произошло экономическое и общественное реформирование, благодаря
действию законов Хаммурапи.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
Использованные источники
1. Волков И.М. Законы вавилонского царя Хаммураби. М., 1914.
5
2. Сборник Законов царя Хаммурапи // Источники права. Вып. 1 – Тольятти: ИИП «Акцент»,
1996
3. Тураев Б. - Законы Хаммурапи, 2015
Литература
4. Дьяконов И.М. - История Древнего Востока. Часть 1. Месопотамия. М, 1983
5. Дьяконов И. М., Магазинер Я. М. Комментарий к старо-вавилонским законам // Вестник
древней истории. 1952. № 3.
6. Ильин, А. В. Вопросы истории государства и права зарубежных стран / , - СПб - Пушкин,
2005. – 376 с.
7. Никольский Н.М. Культура древней Вавилонии. Минск: Изд-во АН БССР, 1959
8. Шарпен Д. Хаммурапи, царь Вавилона / Пер. с фр. Б.Е. Александрова. М.: РГГУ, 2013
9. Якобсон В. А. Законы Хаммурапи // История древнего мира: Ранняя древность. М., 1982.