Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современных условиях глобализации функционирование мировых товарных рынков представляется практически невозможным без структурированных мер государственного и надгосударственного регулирования объекта исследования. Мировой кондитерский рынок характеризуется особенной спецификой функционирования отдельных его сегментов, обусловленной конъюнктурными аспектами развития региональных рынков НАФТА, ЕС, СНГ и др.
Научный вопрос о разработке универсального механизма государственного регулирования кондитерского рынка приобретает актуальность в условиях гармонизации законодательства и стандартизированной документации.
Социальная рыночная экономика включает наличие потребительского суверенитета как одной из ключевых составляющих функционирующей экономической системы. Такая модель обеспечивает баланс интересов между личной ответственностью потребителя и обязанностями кондитерских компаний, основываясь на свободной рыночной конкуренции ограниченной соответствующей нормативно-правовой базой. Именно такой подход дает возможность обеспечить разнообразие кондитерской продукции на рынке, и обеспечивать потребителю право на свободу выбора. Высококачественные и безопасные продукты, основанные на инновациях, в сочетании с «разумной» ценой являются следствием эффективной, продуманной законодательной государственной политики.
Регулирование кондитерской отрасли направлено на создание сбалансированного функционирующего рынка кондитерской продукции, защиту, как потребителей, так и интересов компаний в равной мере. Деятельность компаний нацелена на повышение конкуренции, наиболее эффективного инструмента регулирования в социальной рыночной экономике. В современных условиях глобализации функционирование мировых товарных рынков представляется практически невозможным без структурированных мер государственного и надгосударственного регулирования объекта исследования.
Научный вопрос о разработке универсального механизма государственного регулирования кондитерского рынка приобретает актуальность в условиях гармонизации законодательства и стандартизированной документации.
Целью работы является: анализ правового регулирования рынка шоколада в России.
Для достижения намеченной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть нормативно-правовое регулирование рынка шоколада в РФ и на мировом рынке.
2. Провести анализ законодательной базы рынка шоколада.
Предмет исследования – правовое регулирование рынка шоколада.
Работа выполнена на основе анализа научной литературы и статистических данных рынка.
1 Функционирование рынка шоколада
1.1.Отрасль производства шоколада изделий в России
Отрасль производства шоколадных кондитерских изделий является традиционной для отечественной и зарубежной экономики, одной из наиболее экономически привлекательных [4].
В данном секторе ряд предприятий функционируют более 200 лет. Одними из первых фабрики и крупные мануфактуры кондитерских изделий появились в Петербурге и Москве в 18 веке. Среди продуктов, имеющих спрос в то время, были пирожные, нуга, конфеты, марципаны, шоколадный напиток. В конце 18 века в России начато промышленное получение сахара из свеклы, создавшее сырьевую базу для приготовления кондитерских изделий. Одна из лучших кондитерских фабрик г.Москвы основана вольноотпущенным крестьянином С. Николаевым; в дальнейшем приобрела известность как «Товарищество Абрикосов и сыновья» и переименована в советское время в «Фабрику имени рабочего Бабаева» [10].
В 1913 году в России зарегистрированы 142 кондитерских предприятия, а общий выпуск продукции, включая мелкое кустарное производство, составлял 125 тыс. тонн. Крупнейшие дореволюционные кондитерские предприятия России известны в настоящем: «Товарищество Эйнем» («Красный Октябрь»), «С. Сиу и К» («Большевик»), Братья Леоновы ( «РотФронт»).
Ассортимент кондитерской продукции на рубеже XIX и XX вв. включал практически все известные в настоящем виды изделий: конфеты, печенье, пастилу, нугу, мармелад, пряники, мороженое, шоколад. 50-е и 70-е годы отмечены строительством сотен новых советских кондитерских заводов, а особо востребованным стало производство печенья.
В настоящем развитие производства шоколадных кондитерских изделий в России сталкивается с рядом проблем. Речь, в частности, идет о санкционных мероприятиях, которые объективно отрицательно влияют на отрасль. К примеру, у ЗАО «НП «Конфил» (г. Волгоград), занимающегося производством кондитерских изделий, доля используемого импортного сырья составляет 38%.
Основные поставщики сырья – страны Евросоюза. Эмбарго распространилось на орехи из США и ЕС. В результате удорожания сырья, сокращения объемов поставок, с января по август 2015 года ЗАО «НП «Конфил» было вынуждено повысить стоимость выпускаемой продукции на 37%. В сентябре 2015 г. стоимость кондитерских изделий увеличились на 1,3%, в том числе шоколадные конфеты - на 1,5%, карамель - на 1,2%, шоколад - на 1,7% [9]. Кроме того, стоимость какао-бобов по состоянию на 01 января 2018 года возросла на 14%, что соответствует уровню 2014 года. Удорожание опосредовано падением урожая в Гане в связи с засухой [18].
Многие предприятия в ответ на вызовы отраслевых факторов и снижение покупательского спроса вынуждены в целях оптимизации издержек перейти на выпуск кондитерских изделий с длительными сроками хранения [20].
Как результат, спрос на шоколадную продукцию сократился в среднем на 25- 30 %, в частности, спрос на продукцию ЗАО «НП «Конфил» в 2015 году снизился на 27%. Проведенный Компанией мониторинг удовлетворенности потребителей выявил увеличение интереса к дешевому ценовому сегменту - на 62%, на 27%- к среднему ценовому сегменту, на 11% - к продукции премиум – класса [16].
Переход предприятий отрасли на производство недорогой продукции объективно требует технологической перестройки производства, тестирования новых рецептов, разработки соответствующих технических условий [13].
Поскольку, шоколадные изделия не являются товарами первой необходимости, кондитерская отрасль - одна из самых высоко конкурентных в народнохозяйственном комплексе. Возрастание цен на изделия и сырье зарубежных производителей опосредует обратное явление: увеличение конкурентоспособности отечественных производителей сырья.
Ужесточение конкуренции среди российских изготовителей сырья стало неизбежной перспективой отечественного рынка. Среди товарных категорий основной объем приходится на порошок какао с добавлением сахара: в 1 кв. 2018 г. было произведено 2 930 тонн, что составляет 71% от совокупного объема производства в натуральном выражении.
Многие компании - производители кондитерских изделий для выживания в конкурентной борьбе реализуют стратегии удержания позиций, укрепления бренда. Реализация поставленных задач возможна через формирование стратегии развития, основанной на ключевых факторах успеха. При разработке стратегии принимаются в расчет меняющиеся потребности населения, обусловленные в последнее время приверженностью россиян к активному образу жизни, здоровому питанию.
Так, кондитерские изделия продукции «Бабаевский» составляет достойную конкуренцию своим конкурентам. Считать шоколад «настоящим» можно в том случае, если в нем присутствует не менее 55% (по ГОСТу) тертого какао и не более чем 33% какао-масла. Основными компонентами изделий данного производителя являются привычные для любой «здоровой» сладости тертое какао (в разных пропорциях – есть 55% шоколад, 75% и другие), масло и порошок какао (масса которых также зависит от вида шоколада) и сахар. Также в состав входит идентичный натуральному ароматизатору, во всех видах используется «Ваниль».
Шоколад горький «Красный октябрь» с 80% содержанием какао изготавливается в России по ТУ 9125-003-51938624. Молочный шоколад под торговой маркой «Конфил» произведен ЗАО «НП «Конфил» в России. Наконец, соотношение массовой доли молочного жира (3,3%) и сухого обезжиренного остатка молока (12,2 %) подтверждает использование в продукте молока. Товар содержит 41,3 % общего сухого остатка какао. Соотношение перечисленных ингредиентов соответствует идентификационным признакам молочного шоколада [35].
Фактором, влияющим на устойчивость компании на рынке, является также технологическое оснащение производственного процесса. При этом, кондитерские компании в основном закупают производственные линии за рубежом. В России, производство таких линий не развито. Основными поставщиками выступают известные компании Италии и Германии, При этом стоимость кондитерского оборудования крайне высока, особенно в условиях неустойчивости валютного курса.
Позитивная динамика сегмента оборудования для кондитерской промышленности связана с увеличением объемов производства шоколада для внутреннего рынка и крупных экспортных рынков, в первую очередь, Индии и Китая. При этом для дальнейшего наращивания мощностей потребуются производственные линии по обработке какао-бобов, на которые в ближайшей перспективе будет предъявляться спрос со стороны производителей шоколада.
В течение 2017 года кондитерская отрасль России продолжала испытывать на себе давление большинства кризисных явлений, оказавших существенное негативное влияние практически на все процессы: производство, потребление, продажи, экспорт, импорт, рост цен. Тем не менее в конце года ситуация стала выравниваться, продажи в предновогодний пиковый сезон пока оказываются вполне на уровне ожиданий и есть все предпосылки к улучшению ситуации уже в 2018 году.
Ожидается, что начнет восстанавливаться импорт кондитерских изделий вместе с восстановлением потребительского спроса на российском рынке.
К 2019 году ожидается, что потребление возрастет уже в первом квартале и в течение года достигнет пиковых значений, отмечавшихся в 2016 году на уровне 24-24,5 кг в год на человека. Данная цель планируется достигаться путем увеличения затрат на рекламу, а также улучшение качества изготовляемого продукта.
Также стремительное развитие антикалорийной кондитерской продукции, с минимальным содержанием калорий. В 2018 году при сохранении текущих трендов по курсу рубля и динамике цен на основное кондитерское сырье рост потребительских цен на сладкое ожидается незначительным, на уровне продовольственной инфляции и возможно даже ниже. К 2020 году планируется открыть более 50 филиалов кондитерских фабрик по всей России, данные мероприятия будут поддерживаться со стороны государства.
Аграрный комитет Государственной Думы РФ рассмотрел проект «Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности РФ до 2020 г». В документе предусмотрен рост капитальных вложений в социально значимые отрасли пищевой промышленности к 2020 г. на 16,5% (до 103 млрд. руб.), в том числе на развитие собственно кондитерской отрасли будет израсходовано 79,9 млрд. рублей [30].
Таким образом, ограничения развития производства шоколадных кондитерских изделий связаны с множеством организационных и правовых причин, в частности: с несовершенством механизма государственного и таможенно-тарифного регулирования рынка продовольствия; неразвитостью инфраструктуры производства продукции; колебаниями мировых цен и др.
В настоящем на предприятиях, производящих кондитерские изделия, остается весьма низкая производительность труда. Для ее повышения необходимо структурное изменение функционирования отрасли. В первую очередь, речь идет о ликвидации мелких и неприбыльных предприятий инвестировании в крупные и наиболее эффективные на рынке фабрики.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/grazhdanskijkodeks-rf-gk-rf (дата обращения: 1812.2018)
2. . Федеральный закон РФ от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/12123875 (дата обращения: 1812.2018)
3. Федеральный закон РФ от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/ zakon-rf-ob-obshhestvah-s-ogranichennoj-otvetstvennostju (дата обращения: 1812.2018)
4. . Федеральный закон РФ от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/9000108 (дата обращения: 1812.2018)
5. Федеральный закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/9005388 (дата обращения: 1812.2018)
6. Федеральный закон РФ от 2.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/901751351 (дата обращения: 1812.2018)
7. Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 г. от 17 апреля 2012 г. № 559-р. (дата обращения: 1812.2018)
8. Федеральный закон от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://legalacts.ru/ doc/federalnyi-zakon-ot-28122009-n-381-fz-ob (дата обращения: 1812.2018)
9. Федеральный закон от 29.06.2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/bank/39815 (дата обращения: 1812.2018)
10. Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-27122002-n-184-fz-o/ (дата обращения: 1812.2018)
11. Регламент № 1021/2013 Европейского парламента и Совета от 9 октября 2013 «О внесении поправок в Директивы 1999/4/EC и 2000/36/ЕС Европейского парламента и Совета и Директивы Совета 2001/111/ЕС 2001/113/EC и 2001/114/EC» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://eur-lex.europa. eu/legal-content/EN/TXT/?uri=celex:32013R1021 (дата обращения: 1812.2018)
12. Постановление Госстандарта РФ от 28.04.99 г. № 21 «О правилах проведения сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zakonbase. ru/content/base/8756 (дата обращения: 1812.2018)
13. Технический Регламент ЕАЭС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru
14. Федеральный закон от 23 ноября 2015 г. № 310-ФЗ «О ратификации Международного соглашения по какао 2010 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot23112015-n-310-fz-o (дата обращения: 1812.2018)
15. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 550н от 17 августа 2015 г. «Об утверждении Правил по охране труда при производстве отдельных видов пищевой продукции» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/ orders/460 (дата обращения: 1812.2018)
16. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 7 сентября 2015 г. № 597н «Об утверждении профессионального стандарта «Кондитер»« [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fgosvo. ru/uploadfiles/profstandart/33.010.pdfKraft (дата обращения: 1812.2018)
17. Foods разделится на две компании [Электронный ресурс] – Электрон. текстовые дан. - Москва, 2017 – Режим доступа: http://lenta.ru/news/2015/08/04/kraft/ (дата обращения: 1812.2018)
18. Декларация всемирного саммита по продовольственной безопасности. Всемирный саммит по продовольственной безопасности. Рим, 16-18 ноября 2009 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/pdf/summit 2009_declaration.pdf (дата обращения: 1812.2018)
19. John Beghin and Amani Elobeid. The Impact of U.S. Sugar Program Redux, Iowa State University, Center for Agricultural and Rural Development Working Paper 13-WP 538, May.
20. Щетинина Е.Д., Дубровина Т.А. Социально-рыночная политика предприятий кондитерской промышленности // Белгородский экономический вестник. – 2014. – № 4. – С. 60–66.
21. Сурков И.В. Разработка интегрированной системы менеджмента качества и безопасности на примере кондитерского предприятия / И.В. Сурков, Г.А. Гореликова, В.С. Биндюк // Техника и технология пищевых производств. – 2015. – № 1. – С. 112–117.
22. H.R.1947 – Federal Agriculture Reform and Risk Management Act of 2013 [Electron. resource]. – Access of mode: https://www.congress.gov/bill/113th-congress/house-bill/1947 (дата обращения: 1812.2018)
23. H.R.2642 – Agricultural Act of 2014 [Electron. resource]. – Access of mode: https://www.congress.gov/ bill/113th-congress/house-bill/2642 (дата обращения: 1812.2018)
24. Реформирование сахарной программы США. Reforming the U.S. Sugar Program. The national confectioners association USA [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.candyusa.com/ advocacy/sugar-reform-key-issues/ (дата обращения: 1812.2018)
25. Кодекс Алиментариус (Codex Alimentarius). Международные стандарты на пищевые продукты [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fao.org/fao-who-codexalimentarius/about-codex/ understanding-codex/ru (дата обращения: 1812.2018)
26. Кодекс Алиментариус (Codex Alimentarius). Международные стандарты на пищевые продукты [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fao.org/fao-who-codexalimentarius/shproxy/en/?lnk =1&url=https%253A%252F%252Fworkspace.fao.org%252Fsites%252Fcodex%252FStandards%252FCOD EX%2BSTAN%2B192-1995%252FCXS_192e.pdf (дата обращения: 1812.2018)
27. KraftFoods увеличила чистую прибыль в III квартале на 13% [Электронный ресурс] – Электрон. текстовые дан. – Москва, 2017. – Режим доступа: http://anyfoodanyfeed.com/ru/news/id/27537 (дата обращения: 1812.2018)
28. Маркетинговое исследование потребителей шоколада [Электронный ресурс] / Пресс-релиз FDFGroup. – Электрон. текстовые дан. – Москва, 2017. – Режим доступа: http://www.fdfgroup.ru (дата обращения: 1812.2018)
29. Мировой рынок шоколада стабильно развивается и обещает рост в течение ближайших пяти лет[Электронный ресурс] / Пресс-релиз КПМГ. – Электрон. текстовые дан. – Москва, 2016. – Режим доступа: http://www.kpmg.com/ru/ru/issuesandinsights/articlespublications/press-releases/pages/chocolate-of-tomorrow.aspx (дата обращения: 1812.2018)
30. Обзор российского рынка кондитерских изделий [Электронный ресурс] / Исследование компании «Ромир». - Электрон. текстовые дан. – Москва, 2017. – Режим доступа:
http://www.foodmarket.spb.ru/current.php (дата обращения: 1812.2018)
31. Обзор российского рынка кондитерских изделий[Электронный ресурс] / Исследование компании «TNS Россия». – Электрон. текстовые дан. – Москва, 2017. – Режим доступа:
http://www.foodmarket.spb.ru/current.php?article=1602 (дата обращения: 1812.2018)
32. Обзор российского рынка сахаристых кондитерских изделий [Электронный ресурс] / Исследование компании all-market. INFO. - Электрон. текстовые дан. – Москва, 2017. – Режим доступа: http://www.foodmarket.spb.ru/current.php (дата обращения: 1812.2018)
33. Потребление шоколада в России [Электронный ресурс]/ ВЦИОМ. – Электр. текстовые дан. – Москва, 2016. – Режим доступа: http://wciom.ru/press-releases (дата обращения: 1812.2018)
34. Российский шоколадный рынок как зеркало общественного благосостояния[Электронный ресурс] / Производство и хранение шоколада. - Электрон. текстовые дан. – Москва, 2017. – Режим доступа: http://www.shokolissimo.ru/proiz (дата обращения: 1812.2018)
35. Российский рынок шоколада и шоколадных изделий [Электронный ресурс] / AltoConsultingGroup. – Электрон. текстовые дан. – Москва, 2017. – Режим доступа: http://alto-group.ru/analitika/98-rossijskij-rynok-shokolada-i-shokoladnyx-izdelij.html (дата обращения: 1812.2018)
36. Сводный рейтинг креативности рекламных агентств [Электронный ресурс] / Ассоциация Коммуникационных Агентств России – Электрон. текстовые дан. – Москва, 2016. – Режим доступа: http://www.akarussia.ru/node/31626 (дата обращения: 1812.2018)
37. Стратегический отчет о деятельности компании KraftFoods[Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. – Москва, 2017. – Режим доступа: AdobeAcrobat; http://economics-files.pomona.edu/jlikens/SeniorSeminars/pandora/reports/kraft.pdf ;
38. Сегмент шоколадных плиток, Россия [Электронный ресурс] / AC Nielsen (дата обращения: 1812.2018)