Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Лето – это своего рода мостик между завершающимся учебным годом и предстоящим.
Воспитательная ценность системы летнего отдыха состоит в том, что она создаёт условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга школьников, восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, искусство, культуру, игру и другие сферы возможного самоопределения.
Для того чтобы отдых сделать полноценным разрабатывается программа досуга.
Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей основывается на:
– повышении спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;
– модернизации старых форм работы и введением новых;
– необходимости использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.
Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков является одним из приоритетных направлений государственной социальной политики по обеспечению защиты прав и законных интересов детей и подростков. Каникулярный отдых в настоящее время – социально-педагогическое явление, эффективность которого обусловлена разнообразием возможных форм воспитательной и образовательной деятельности, интенсивностью общения детей и взрослых в этот период. Самой привычной формой организации летнего отдыха детей на современном этапе являются детские оздоровительные лагеря загородного, санаторно-курортного типов, лагеря труда и отдыха.
Цель исследования – совершить анализ организации досуга детей в летних оздоровительных лагерях.
Задачи исследования:
1) Описать организацию досуга детей.
2.) Изучить организацию досуга детей в летних оздоровительных лагерях
Объект исследования – организация досуга детей.
Предмет исследования - организация досуга детей в летних оздоровительных лагерях.
Работа по структуре состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1. Особенности организации досуга детей
Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков является одним из приоритетных направлений государственной социальной политики по обеспечению защиты прав и законных интересов детей и подростков. Каникулярный отдых в настоящее время – социально-педагогическое явление, эффективность которого обусловлена разнообразием возможных форм воспитательной и образовательной деятельности, интенсивностью общения детей и взрослых в этот период. Самой привычной формой организации летнего отдыха детей на современном этапе являются детские оздоровительные лагеря загородного, санаторно-курортного типов, лагеря труда и отдыха .
Современные концепции организации летнего отдыха и оздоровления детей и подростков рассматривают детский отдых в летних оздоровительных лагерях не только как особую педагогическую систему или методику, но и как неотъемлемую составляющую всей жизнедеятельности ребенка, где гармонично сочетаются духовно-эстетические, рационально-познавательные, идейно-нравственные начала, это освоение жизни ребенком самым непосредственным, естественным образом. В лагере создаются благоприятные возможности для привлечения всех воспитанников к занятиям физической культурой и спортом, туризмом, природоохранной работе; для расширения и углубления знаний об окружающем мире, развития творческих способностей детей, организации общественно полезного труда. С учетом пожеланий детей и родителей могут быть организованы профильные отряды, смены, лагеря, а также разновозрастные отряды, группы, объединения. Важным инструментом реализации успешной деятельности ДОЛ является его образовательная программа. Образовательные программы летнего отдыха разрабатываются учеными и специалистами, обсуждаются и апробируются в ходе проведения занятий различных школ вожатского мастерства, мастер-классов и курсов повышения квалификации педагогических кадров, работающих в организациях отдыха и оздоровления детей. От того, насколько педагогически грамотно разработана программа лагеря, каким образом учитывается специфика детей, их потребности и интересы, принимаются ли во внимание стратегические направления воспитательной деятельности, как осуществляется непрерывное образование подрастающего поколения, зависит достижение целей и планируемых результатов .
Детский оздоровительный лагерь является внешкольным учреждением для детей в возрасте от 6 до 17 лет включительно. Лагерь существует для организации отдыха детей и их оздоровления. Согласно ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 21.12.04.№ 170 ФЗ отдых детей и их оздоровление – это «совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований». Данным законом определен статус детских оздоровительных учреждений – это «организация отдыха детей и их оздоровление — детские оздоровительные лагеря (загородные оздоровительные лагеря), основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления» .
Досуг следует рассматривать как сложное социальное явление, включающее: отдых, развлечение, праздник, самообразование и творчество. Цель досуговой деятельности – найти эффективный способ педагогического
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авраменко К.Б., Тарасюк О.Ю. ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ЛЕТНИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЯХ // Успехи современного естествознания. – 2011. – № 8. – С. 150-150
2. Воспитательная направленность работы детского оздоровительного лагеря. – М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2006. – 128 с.
3. Давлетчин И.Л. Развитие культуры досуга подростков в социально-культурной деятельности детского оздоровительного лагеря. Диссертация на соискание учёной степени к. пед. н. : 13.00.05 – Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. — Челябинская государственная академия культуры и искусств. — Челябинск, 2015. — 203 с.
4. Золотарева Ю.В. ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ НА БАЗЕ ПРИШКОЛЬНЫХ ЛАГЕРЕЙ В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2016. – № 4. – С. 9-12
5. Калашникова А.С. (сост.) Коченовские чтения Психология и право в современной России. Сборник тезисов участников Всероссийской конференции по юридической психологии с международным участием. М.: МГППУ, 2016. 339 с.
6. Каргина Н.Г. Эффективные практики летнего оздоровительного отдыха детей (диссеминация опыта организаций и учреждений, осуществляющих деятельность в сфере организации детского отдыха и оздоровления) : методические рекомендации / Н.Г. Каргина, И.Н. Жирова, С.В. Домникова. – Саратов : ГАУ ДПО «СОИРО», 2018. – 32 с.
7. Молодежь. Наука. Будущее: технологии и проекты. Том 3. Материалы международной науч.-практ. конф. молодых ученых и специалистов, 21-22 октября 2011 г.: в 3 т. — Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2012. — 644 с.
8. Нагорнова А.Ю. (ред.) Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации. Часть 1. Материалы 3-й научно-практической конференции (заочной) с международным участием: 20 — 21 апреля 2012 г. - Ульяновский государственный педагогический университет (УлГПУ) им. И.Н. Ульянова. — Ульяновск : УлГПУ, 2012. — 606 с.
9. Педагогическое образование и наука 2011 №08. Научно-методический журнал. — М.: Международная академия наук педагогического образования (МАНПО). — 112 с.
10. Особенности организации детского оздоровительного лагеря - http://dfparus.ru/особенности/