Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Досуг представляет собой важное социо-культурное явление. Во все времени досуг занимал важное место в жизни общества. И сегодня досуг занимает важное место не только в жизни каждого отдельного человека, но и в развитии и функционировании общества в целом. Правильно организованный досуг как культурный вид деятельности сближает людей, формирует идентичное, торжественное настроение, возникает чувство единства. Возникает праздничное настроение, которое объединяет в себе реальность и искусство [1].
Досуг оказывает преображающее воздействие на человека, человек раскрывается духовно, происходит формирование общечеловеческих чувств, ценностей и идеалов. При этом такие ценности являются основой формирования эстетических чувств, нравственных идеалов, физического совершенства и гармоничной личности. Под современным идеалом, обладающим различными ценностями, понимают всестороннюю реализацию интеллектуально-нравственной свободы, эстетической, творческой самостоятельности и высокой активности [2].
Досуг обладает огромным воспитательным потенциалом. Он позволяет решить проблему духовно-нравственного воспитания, приобщения человека к общечеловеческим социокультурным ценностям и морально-нравственным идеалам. На протяжении всего исторического развития общества эта проблема никогда не теряла своей актуальности [1].
Не утратила актуальности эта проблема и сегодня. Современное российское общество переживает глубокий кризис духовности и нравственности. Едва ли не на первое место выходит необходимость возрождения духовных традиций, поддержание морали, нравственных идеалов и патриотических чувств. Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое.
Особую значимость имеет организация досуга детей, подростков, молодежи. Организация социально-культурной деятельности будет способствовать социокультурному, моральному и нравственному развитию детей региона, а также способствовать приобщению детей и их родителей к духовным и социокультурным ценностям Российской Федерации, формированию нравственности, этики, вежливого общения. Также организованные массовые и индивидуальные мероприятия способствуют приобщению ребенка к международным традициям и ценностям, расширению кругозора [13].
Повышение занятости, вовлечение детей в активную деятельность, способствует профилактики таких социально неблагоприятных факторов, как безнадзорность, беспризорность, развитие у детей отклоняющихся форм поведения [16]. Это связано с тем, что сегодня эти проблемы весьма остро беспокоят современное общество. В последние годы наблюдается рост детской преступности, увеличивается проявление неконтролируемой агрессии. Наибольшая общественная опасность такого положения состоит в том, что недостаточная занятость влечет за собой различные отклонения в поведении и характере ребенка, способствует развитию агрессивности, неудовлетворенности жизнью [13].
Необходимость разработки различных мероприятий, вовлечение детей в совместную деятельность, привлечение к творчеству, традициям, затрагивает не только личность, семью, и школу, но и общество в целом, способствует возрождению моральных и нравственных ценностей.
Проблематика исследования. Организация культурного досуга людей – достаточно сложный и трудоемкий процесс, который существовал во все времена и прошел долгий путь своего развития. В основе любой социально-культурной деятельности лежит необходимость удовлетворить потребности населения в области культуры. Сделать мероприятие, которое будет соответствовать всем требованиям и запросам общества, достаточно сложно. Такая организация требует длительной подготовки, тщательных репетиций, временных и материльных затрат. Важно не только организовать культурное мероприятие, но и максимально приблизить ее к условиям современности, отвечающим потребностям общества, края, региона.
Для этого перед организацией досугового мероприятия целесообразно проводить социологические исследования, которые позволят оценить круг интересов и ожиданий публики, и максимально удовлетворить потребности общества [3]. Для достижения устойчивого интереса у широкой публики к различным видам проведения досугового времени, учитываются различные вкусы и предпочтения аудитории. Для оценки потребителей и изучения общественного мнения населения проводится опрос населения. В анкетировании учитывается возраст респондента, наличие досугового времени, частота посещения общественных мест.
Объект исследования – досуг как социально-историческое явление.
Предмет исследования – досуг в исторической ретроспективе и в современном понимании.
Цель исследования – рассмотреть исторический путь развития досуга, как социокультурного явления от его зарождения до современности.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность досуга, его основные черты и виды.
2. Рассмотреть исторический путь развития досуга как социокультурного явления.
3. Рассмотреть современное состояние досуга как социокультурного исторического явления
4. Обобщить результаты исследования и сформулировать выводы.
Методы исследования: теоретические (изучение и анализ литературных источников по теме исследования, научных публикаций, нормативно – правовых актов, исторических источников).
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования досуга как социально-исторического явления
1.1. Досуг как исторический вид социокультурной деятельности
Досуг — это часть свободного времени, используемая для товарищеского общения, потребления ценностей духовной культуры, прогулок, развлечений и других форм нерегламентированной деятельности, обеспечивающей отдых и дальнейшее развитие личности [20].
Досуг — это самодеятельная активность в свободное время. Именно активность, а не безделье [8].
Древнеславянское слово «досуг» происходит от глагола «досягать», то есть достигнуть чего-то, на что требуются усилия [11].
Досуг существовал еще в древности, в первобытном обществе. Зачастую игра и работа тесно переплетались между собой. Свободное время первобытные люди стремились провести с пользой для организма, для здоровья, чтобы укрепить силы, восстановиться и набраться сил для новой еще более эффективной работы. Также свободное время посвящали различным ритуалам, в ходе которых связывались с духами предков, с силами природы. Часто к ним обращались за помощью, советом. В жизни первобытных людей имели место различные ритуалы, религиозные празднования [8].
Зачастую для того чтобы ускорить и облегчить работу, в нее включали различные ритуалы, элементы праздника, игровые компоненты, что позволяло сбросить напряжение усталость, повысить работоспособность, быстро восстановить силы.
Ритуалы и празднования были связаны с временами года. Большинство праздников проводилось весной, что связано с началом земледелия. В основе многих современных традиций лежат древнеславянские праздники, обряды и традиции. Все праздники традиционно сопровождались песнями, плясками
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бирженюк Г.М., Бузене Л.В., Горбунова Н.А. Методическое руководство культурно-просветительской работы. Учебное пособие для институтов культуры.– М.-1989. – 256 с.
2. Борев Ю. Основные эстетические категории. М., Просвещение, 1960. - с.285.
3. Генкин Д.М. Массовые праздники. М.-1975. – 315 с.
4. Генкин Д.М., Конович А.А. Массовые театрализованные праздники и представления.– М.-1985. – 380 с.
5. Генкина Д.М. Организация и методика художественно-массовой работы.– М.-1987. – 130 с.
6. Глан Б. Н. Театрализованные праздники и зрелища. 1964-1972 – М., "Искусство", 1976. – 210 с.
7. Горбатова И. Приглашение к творчеству.– М.-1987. -85 с.
8. Гребенюк В.П. Публичные зрелища петровского времени и их связь с театром. - М.: 1976. – 240 с.
9. Еремеев А.Ф. Происхождение искусства. - М.: 1970. – 200 с.
10. Ерошенков И.Н. Работа клубных учреждений с детьми и подростками.– М.-1982. – 300 с.
11. Жарков А.Д. Организация культурно-просветительской работы. Учебное пособие для институтов культуры.– М.-1989. – 160 с.
12. Зазерского Е.Я. и Соломоника А.Г. Организация и методика клубной работы. Учебник – М., "Просвещение", 1975. – 190 с.
13. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с.
14. Иконникова С.Н. и член-корреспондент АПН СССР проф. В.И. Чепелева Клубоведение. Учебник – М. "ПРОСВЕЩЕНИЕ", 1988. – 300 с.
15. Календарные обычаи и обряды в странах Европы. - М.: 1977. – 277 с.
16. Камаева Г.И., Позднякова Т.С. Подросток в клубе. Об использовании различных форм театрализованной игры во внешкольной работе с детьми и подростками.– М.-1985. – 125 с.
17. Кузнецов Е. Из прошлого русской эстрады. - М.: 1958. – 285 с.
18. Лихачёв. Памятники литературы древней Руси. - М.: 1984. – 31- с.
19. Мазаев А.И. Праздники как социально-художественное явление. М.: Просвещение, 1978. – 156 с.
20. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4-е изд., дополнительное. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.
21. Плахотный Н. В поисках активных форм клубной работы. Из опыта культурно-просветительной работы. – М.: ВНМЦ НТ и КПР, 1989. – 400 с.
22. Савушкина Н.И., Дмитриев Ю.А. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. М.: 1984. – 120 с.
23. Сакович А.Г. Русский настенный лубочный театр XVIII-XIX века. - М.: 1985.
24. Туманов И. М. Режиссура массового праздника и театрализованного праздника. – М.-1976. – 102 с.