Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящей курсовой работы состоит в том, что современная Россия постепенно стремится изучить и восстановить особенности своей древней культуры. Одним из таких важных аспектов развития культуры в стране были – дворянские салоны.
Дворянский салон – это был и ключ, при помощи которого происходило проникновение в высший свет молодых дворян и богатых помещиков. Дворянский салон – это место где могли выступать знаменитые и начинающие поэты или композиторы, здесь читались фельетоны и рисовались карикатуры самого разнообразного содержания. Здесь могли заключаться сделки или проходить переговоры по экономическим или политическим вопросам и т.д.
Ни один город России не обходился без своих дворянских салонов. При этом обязательно существовало негласное деление таких салонов. В одних собирались представители родовитых дворянских сословий. Сюда обязательно приглашали руководство города или всей области. Попасть в число приглашенных в такой салон было особенно почетным. Здесь могли выступать уже состоявшиеся литераторы и композиторы. Часто здесь происходило представление публике новых произведений.
Были салоны менее официальные. Сюда приглашали небогатых дворян, помещиков, купцов. Здесь могли быть острые политические дискуссии. Сюда приглашали молодых литераторов и молодых композитов. Здесь часто обсуждали сплетни, делились слухами. Выступления литераторов скорее были сатирическими. Такой салон могли посещать молодые люди и революционеры.
К сожалению, до сих пор остается открытым вопрос именно о развитии культурной, научно-просветительской роли дворянских салонов. Конечно, великая французская революция оставила свой след в сознании молодых патриотов России. К сожалению, все они хотели больших перемен, не представляя себе последствий таких перемен для России в целом.
Цель – проанализировать роль салонов в дворянской культурной жизни России и Франции.
Объект исследования – дворянские салоны.
Предмет исследования – роль салонов в дворянской культурной жизни России и Франции.
Задачи:
Изучить литературу по теме исследования;
Выделить сущностные черты салонной культуры, определить ее место и роль в культурном наследовании;
Раскрыть специфику русской салонной культуры как отражение национальных особенностей российского общества, исследовать взаимосвязь русской салонной культуры с европейской, для чего проанализировать европейские традиции салонной культуры и их отражение в русской салонной культуре.
Методы исследования: анализ, синтез, дедукция, индукция.
Методологическая основа работы: курсовая работа опирается на труды таких ученых как Палий Е.Н., Бартенев П.И., Белозерская Н.А., Соллогуб В.А, и др.
1. Теоретическая часть
1.1. Функции русского дворянского салона
Салон являлся для аристократки окном во внешний мир. Пусть маленьким, но все же окном. А также своеобразным руслом, куда можно было направить свою энергию.
Если не считать балы и благотворительные мероприятия, кругом общения женщины-аристократки была в основном семья – ее близкая и дальняя родня. Большую часть жизни аристократка проводила в своих четырех стенах, окруженная персоналом и родственниками. Особенно изолированными от внешнего мира чувствовали себя молодые девушки. Зимой – городской дворец/дом, летом – поместье родителей или бабушки/дедушки.
В отличие от них большинство мужчин еще в юности имели возможность познать жизнь за пределами своих дворцов и поместий – благодаря службе, учебе, путешествиям. Некоторые состоятельные семьи намеренно посылали своих сыновей «повидать мир» – по Европе или даже через океан в Америку. Это называлось «туром кавалера» [1].
Салон же предоставлял аристократке возможность познакомиться с аристократами вне своего семейного круга. Гости салона могли пообщаться с хозяйкой в непринужденной атмосфере. Для посещения салона не требовалось личного приглашения (в отличие от частного визита или приглашения на обед/ужин). Посещение салона носило менее официальный характер, нежели обычный визит. В своем салоне аристократка могла принимать гостей, при этом, не входя чересчур серьезно в роль хозяйки дома, как при обычных визитах, где каждому гостю требовалось уделить достаточно внимания. Ведь в салон обычно приходило куда больше гостей, и всем уделить равное внимание было невозможно.
Дни и время салонных приемов каждая аристократка назначала по своему желанию. У одной салон был, скажем, по вторникам с 14 до 19 часов, у другой – по средам и пятницам с 15 до 20, у третьей – раз в две недели по понедельникам, и так далее. Расписания этих салонов были известны всем. В «салонные» дни гости приходили к хозяйкам без приглашения. Приходили те, у кого было желание и время пообщаться.
Обязанностью хозяйки было заранее позаботиться, чтобы всем гостям хватило посадочных мест. В салон приносили дополнительные стулья, кресла, диваны, а также маленькие приставные столики – ставить чашки и блюдца. Гостям предлагали чай, кофе, печенье, мужчинам – шерри. Гости постарше могли выпить рюмку анисового или тминного шнапса.
Салонная комната была частью личных покоев хозяйки и отражала ее вкусы и интересы. Ее украшали личными фотографиями, картинами, цветочными композициями и комнатными растениями. На столе могла лежать книга, которую хозяйка читала в данный момент, или газеты. Во всем должна была чувствоваться рука хозяйки, но обстановке не следовало быть слишком интимной, как в будуаре.
Хозяйка салона никогда заранее не знала точное число гостей, поэтому в соседней комнате следовало держать наготове запасные стулья, столики, посуду. В назначенный час хозяйка усаживалась в салоне с рукоделием или книгой. Вскоре прибывали первые гости, и завязывалась беседа. Так как большинство гостей были знакомы друг с другом, атмосфера была веселая и непринужденная [12].
В салоне обсуждалось все и вся. После того как заканчивалось обсуждение возможных брачных комбинаций и предстоящих помолвок, гости принимались за другие темы: театр, опера, торжества при дворе, предстоящие балы. Излюбленной темой были сплетни о других аристократах, разумеется, в основном о тех из них, кто в данный момент отсутствовал. Гости спешили обменяться новостями, и каждая новость становилась источником нового потока слухов и сплетен. Дамы любили посплетничать во все времена. Почти каждое письмо аристократки содержало фразу: «Ходят слухи, что...».
Главной отличительной чертой салонного общения дам из высшего общества от клубных и прочих встреч их мужей был более тщательно отобранный контингент гостей. Двери аристократических салонов были открыты только аристократам. Таким образом, именно женщины были строгими хранительницами «эксклюзивности» мира аристократии.
Если мужчины встречались с кем-то из неаристократов, то делали они это вне дома. Что касается домашних визитов, то тут царило только «право рождения». Доступ в аристократические салоны был своеобразным мерилом положения в обществе [6].
Салон давал женщинам возможность весело провести время. Особенно тем из них, кто не был влиятелен или богат. Это были, вдовы и одинокие аристократки. Салоны были шансом разнообразить их скучные монотонные будни. Благодаря социальным контактам, которые поддерживались всю жизнь, пожилых аристократок в отличие от их ровесниц из других слоев общества не беспокоило одиночество.
Аристократки считали своим долгом открывать двери своего дома хотя бы изредка (минимум раз в две-три недели). И если женщина назначала свои «салонные» дни, то она могла быть уверена, что и к ней придут гости, какой бы скучной она ни была. Нормы приличия не позволяли игнорировать салоны, которые проводили близкие. Наносить визиты и посещать хотя бы иногда салоны полагалось этикетом, даже если хозяйка была скучна и глупа. Самую скучную женщину посещали, как минимум, ее родные, подруги и соседки. И, конечно, нельзя было и виду подать, что хозяйка неинтересна. С другой стороны, хозяйка салона не могла выбирать себе гостей и отказывать кому-то из аристократов.
Охотнее всего женщины посещали те салоны, где было интересно, где можно было завести полезные знакомства. Женщины-аристократки окружали себя людьми, разделявшими их интересы, и контингент посетителей салона часто «выдавал» предпочтения и увлечения хозяйки.
Рассмотрим светские салоны Санкт-Петербурга ХIХ века.
Если дворянин уже известный писатель или поэт, то его выбором, вероятно, был бы прием у одного из влиятельных чиновников. Например, в доме директора Публичной библиотеки и президента Академии художеств, должность эту в начале XIX века занимал Алексей Николаевич Оленин. Особое внимание стоит обратить на хозяина салона, который считался знатным меценатом и содержал дачу под Петербургом. Дача эта носила название «Приютино».
Представителям дворянской части общества эта дача была известна, как «приют русских поэтов». Там молодой человек получал собственную комнату и был полностью свободен в выборе досуга. Он мог гулять, кататься верхом, петь, плясать, участвовать в ярмарках и, конечно же, любоваться природой. Среди известных посетителей этого салона можно назвать Василия Жуковского, Александра Грибоедова, Александра Пушкина или Константина Батюшкова [8].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Аронсон, М. Литературные кружки и салоны / М. Аронсон, С. Рейсер. - СПб.: Академический проект, 2001. 400с.
2. Бартенев П.И. Биография И.И. Шувалова. – СПб., 1857. – С.29.
3. Белозёрова А. В., Михайлова А. Н. Литературные салоны и их роль в процессе развития русской культуры России XIX столетия // Молодой ученый. — 2017. — №22.1. — С. 3-5. — URL https://moluch.ru/archive/156/44298/ (дата обращения: 29.04.2019).
4. Берков П.Н. Ломоносов и литературная полемика его времени. 1750-1765. – М.-Л., 1936. – С.118.
5. Бродский, Н.Л. Литературные салоны и кружки: Первая половина XIX века / Под ред. Н.Л.Бродского. Москва : Аграф, 2001 . 495с
6. Булич, Н.Н.. Из первых лет Казанского университета (1805-1818) ) : рассказы по архивным документам Н. Булича / Н. Булич. - Санкт-Петербург : Тип. Императорского университета, 1887.
7. Веневитинов М.А. Франц Лист и граф Мих. Юрьевич Виельгорский в 1839 году. – С.489.
8. Воспоминания графа Владимира Александровича Соллогуба. – СПб., 1887. – С.128.
9. Вяземский П.А. Сочинения. Т.8. – М., 1886. – С.493
10. Голицын Ф.Н. Жизнь обер-камергера Ивана Ивановича Шувалова // Москвитянин. – 1853. – №6, отд. IV. – С.92.
11. Головина В.Н. Записки //Исторический вестник. – 1899. – №1. – С.58.
12. Жиглий, Ю.В. Казанское общество любителей отечественной словесности, 1806-1853 : (из истории литературного краеведения) : учебно-методическое пособие для студентов-филологов / Ю. В. Жиглий; Казан. (Приволж.) федер. ун-т, Ин-т филологии и искусств, Каф. истории рус. лит. Казань : [Казанский университет], 2012 . 82 с.
13. Житомирский Д. Роберт Шуман. – М., 1964. – С.493.
14. Ильина, Т. В. История искусств. Отечественное искусство / Т.В. Ильина. - М.: Высшая школа, 2009. - 408 c.
15. Ильина, Т. В. История искусства Западной Европы от Античности до наших дней / Т.В. Ильина. - М.: Юрайт, 2013. - 444 c.
16. Ильина, Т. В. История искусства Западной Европы от Античности до наших дней. Учебник / Т.В. Ильина. - М.: Юрайт, 2015. - 444 c.
17. Ильина, Т. В. История искусства Западной Европы. От Античности до наших дней. Учебник / Т.В. Ильина. - М.: Юрайт, 2014. - 448 c.
18. Ильина, Т. В. История искусства. Западной Европы от Античности до наших дней. Учебник / Т.В. Ильина. - Москва: ИЛ, 2016. - 446 c.
19. Ильина, Т. В. История отечественного искусства от Крещения Руси до начала третьего тысячелетия / Т.В. Ильина. - М.: Юрайт-Издат, 2013. - 480 c.
20. Ильина, Т. В. История отечественного искусства. От Крещения Руси до начала третьего тысячелетия / Т.В. Ильина. - М.: Юрайт, Юрайт, 2010. - 480 c.
21. Ильина, Т. В. История отечественного искусства. От Крещения Руси до начала третьего тысячелетия. Учебник / Т.В. Ильина, М.С. Фомина. - Москва: Огни, 2016. - 501 c. 34. Ильина, Т. В. История отечественного искусства от Крещения Руси до начала третьего тысячелетия / Т.В. Ильина. - М.: Юрайт, 2015. - 480 c.
22. История и культура Отечества. - М.: Академический Проект, Трикста, 2007. - 752 c.
23. История искусств. - М.: КноРус, 2012. - 680 c.
24. Казанские губернские ведомости. Часть неофициальная № 14. 1845г.
25. Кондырев, П.С. Историческое обозрение Казанского общества любителей отечественной словесности и о пользе оного // Труды Казанского общества любителей отечественной словесности 1815. КН.1. с 27..
26. Одоевский В.Ф. Взгляд на Москву в 1824 // Прибавление к «Московскому телеграфу». – 1825. – №.1. – С.87-88.
27. Одоевский В.Ф. О музыке в Москве и московских концертах в 1825 г. //Прибавление к «Московскому телеграфу». – 1826. – № 8. – С.100.
28. Палий Е. Н. Типы и виды салонов в России XVIII-XIX вв. / Е. Н. Палий // Международный научно-исследовательский журнал. — 2012. — №5 (5). — С. 11—14. — URL: https://research-journal.org/hist/tipy-i-vidy-salonov-v-rossii-xviii-xix-vv/ (дата обращения: 29.04.2019. ).
29. Палий, Е.Н. Салон как феномен культуры России XIX века: традиции и современность. докт.культ.наук: 24.00.01. - Москва, 2008. - 313 с.
30. Пиксанов, Н.К. Областные культурные гнезда: Историко-краведеный семинар. - М. - Л.,1928.- 81 с.
31. Соллогуб В.А. Воспоминания. – СПб., 1887. – С.132.
32. Тихонова М.С.Дом Фуксов - центр казанской интеллигенции: от литературных вечеров к губернскому салону / М.С. Тихонова // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств.- 2015. - № 1. - С 133-139.
33. Шувалов И.И. Письма И.И. Шувалова к сестре, Прасковье Ивановне Голицыной, урожденной Шуваловой //Москвитянин. – 1845. – № 10. Ч. V. – С.131-153.
34. Яковкина Н.И. История русской культуры. Первая половина XIX века : лекции: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности Культурология / Н. И. Яковкина . Санкт-Петербург : Лань, 1998 . 245 с.
35. Янкович Ф.И. // Русский биографический словарь. – СПб.,1913. – Т. 25. – С.127.