Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования связана с тем, что тема реабилитации и защиты от дискриминации лиц с ОВЗ сегодня стала невероятно популярной в современном российском обществе. К сожалению, в связи с тяжелыми экологическими условиями растет число детей, которым уже при рождении ставится статус инвалидности или выносится определение ОВЗ.
Статус ОВЗ не позволяет ребенку, а в дальнейшем взрослому человеку вести полноценную жизнь сопоставимую с жизнью здорового человека. Более того сегодня в России складывается ситуация, что взрослые инвалиды, окончившие специализированные образовательные учреждения, оказываются никому не нужны. Другими словами, человек с ОВЗ окончив специальную школу для лиц с ОВЗ и другими формами инвалидности перестает быть интересен государству и переходит на полное самообеспечение.
К сожалению, довольно большой процент работодателей, принимая на работу инвалидов заранее готов их дискриминировать. Особенно ярко такая дискриминация проявляется в части размера заработной платы, а также обеспечении рабочего места инвалида необходимым оборудованием в рамках доступной среды.
К сожалению, часто работодатели обманывают инвалидов в части выплаты дополнительных денежных сумм, положенных инвалидам при трудоустройстве. Так же часто работодатели просто не осуществляют необходимые переводы инвалидам в пенсионный фонд и на полис ОМС.
Государство в лице чиновников так же стремится сократить количество инвалидов, которым необходимо начислять пенсию и проводить другие формы материального и социального обеспечения. Самое же печальное состоит в том, что современное общество медленно, но верно теряет способность к сопереживанию и готовности поддержать людей с ОВЗ.
В итоге, понятие о социально-культурной деятельности инвалида и соответствующих форм поддержки со стороны общества превращается в фикцию или механизм, не имеющий особой перспективы.
Все эти обстоятельства превращают курсовую работу в актуальную. Это делает курсовую работу злободневной и нужной для развития общества и государственного аппарата.
Цель работы – выявить особенности профилактики дискриминации и реабилитация лиц с ограниченными возможностями, средствами социально-культурной деятельности.
Цель работы – профилактика дискриминации и реабилитации лиц с ОВЗ.
Предмет работы – профилактика дискриминации и реабилитация лиц с ограниченными возможностями, средствами социально-культурной деятельности.
Задачи исследования:
1. Дать определение термину социально-культурная деятельность;
2. Охарактеризовать термин инвалидность и особенности защиты прав инвалидов;
3. Рассмотреть аспекты социально-культурной реабилитации лиц с ОВЗ;
4. Охарактеризовать современные подходы реабилитации лиц с ОВЗ;
5. Сделать выводы по итогам исследования.
1. Анализ теорий и концепций инвалидности, социально-культурной деятельности, дискриминации и реабилитации лиц с ОВЗ
1.1. Понятие об инвалидности
Стереотипы людей с ограниченными возможностями в обществе находятся в центре подхода к концепции инвалидности, которая, в свою очередь, определяет социальную политику в отношении людей с ограниченными возможностями и их положения в обществе. Стереотип можно определить как устойчивое представление о ком-то или о чем-либо, основанное на (личном) жизненном опыте или его отсутствии [8].
Стереотипы формируются, как правило, с детства и в той или иной степени присутствуют у всех людей. Например, «гаишник – это взятка», «чиновник – коррумпирован, бюрократ» и т.д.
Стереотипы могут быть как негативных, так и позитивных цветов. Существует два основных стереотипных подхода к инвалидности - это «традиционный» или, как его еще называют, «медицинский» подход (обратите внимание, что имя «доктор» не имеет отношения к медицине) и социальный подход.
Медицина – это подход, ориентированный на дефект, который существует у человека, его соматические или психические расстройства. На вопрос о том, что делает человека инвалидом (ограничивает его способности), согласно традиционному подходу, ответы будут такими: «Люди инвалиды, потому что они не могут ходить, слушать, видеть, говорить и т.д.» [1].
С точки зрения этого подхода было бы логично сделать вывод, что «люди с ограниченными возможностями всегда больны», «люди с ограниченными возможностями не подпадают под определение стандартов и поэтому не могут работать, не могут посещать обычные школы, не могут иметь детей, они иждивенцы и являются бременем для окружающих». Следовательно, если вы сосредоточены только на проблемах со здоровьем и учитываете людей с ограниченными возможностями, особенно больных, действия по улучшению их положения будут в первую очередь медицинскими (физическая реабилитация, лечение, благотворительная помощь).
Следовательно, человек с инвалидностью лишается права на самостоятельный жизненный выбор (он не врач, он не специалист), и он становится «больным», «опекаемым», чья жизнь подвергается многочисленным ограничениям со стороны специалистов. В конечном итоге это приводит к социальной изоляции людей с ограниченными возможностями, создавая идею о том, что люди с ограниченными возможностями не считаются полноправными членами общества [20].
Социальный подход – это подход, который фокусируется на барьерах и препятствиях в окружающей среде человека, ограничивает реализацию его или ее прав и возможностей и на тех же самых возможностях. Таким образом, ответ на вопрос о том, что делает человека инвалидом (инвалидом) с точки зрения социального подхода, будет: «Люди инвалиды из-за физических барьеров в окружающей среде, из-за отсутствия доступа к информации и связи, из-за отсутствия доступа к обычным школам и университетам, потому что они не имеют одинаковых возможностей найти работу, из-за недоступного жилья, транспорта, из-за негативного отношения к себе и дискриминации со стороны общества и т. д.» [11].
Инвалидность с точки зрения этого подхода является основной проблемой прав человека. Чтобы увидеть различия между этими двумя подходами и то, как они влияют на отношения в обществе, достаточно обратиться к простому примеру. Представьте себе человека в инвалидной коляске, который хочет взять книгу в публичной библиотеке. Он не может войти в библиотеку. Рассматривая эту ситуацию через призму медицинской модели, логичным ответом на вопрос будет: «Потому что он в инвалидной коляске». Проблема в инвалидной коляске. Суть проблемы заключается в инвалиде, поэтому мы должны ее «исправить». К сожалению, большинство людей с ограниченными возможностями не могут быть «отремонтированы». Тогда он не сможет попасть в библиотеку. Эту проблему нелегко решить.
Однако если посмотреть на ту же ситуацию с точки зрения социальной модели мы увидим совершенно другую реальность. Становится очевидным, что человек не может войти в библиотеку из-за шагов, которые он не может пройти на инвалидной коляске. И это единственная причина, по которой он не может войти в библиотеку.
Архитекторы, дизайнеры, строители, построившие здание библиотеки, не считали людей с ограниченными возможностями частью общества, они не учитывали их потребности. Отношение и действия этих специалистов создали среду, которая ограничивала возможности человека с ограниченными возможностями. Если бы была построена рампа, очевидно, что этот человек в этой ситуации не будет считаться инвалидом и, следовательно, может посещать библиотеку, как и все остальные, «не инвалидом» [2].
Социальная модель признает, что люди с ограниченными возможностями, как и все другие, время от времени нуждаются в медицинской помощи. Однако эта модель предполагает, что людей с ограниченными возможностями не следует рассматривать исключительно как объекты медицинского вмешательства.
Таким образом, мы можем упомянуть следующее определение инвалидности с точки зрения социальной модели: «Инвалидность – это препятствие или ограничение деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными или умственными нарушениями, вызванного условиями, существующими в обществе, в которых люди исключены из активной жизни».
Исходя из приведенного выше определения, международное движение за права людей с ограниченными возможностями рассматривает
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Антонов Д.П., Бессонов В.И., Гурин Я.В., Чернов Д.Н. Частные т государственные социальные центры для лиц с ОВЗ. Вчера, Сегодня. Завтра. – Новосибирск: Эдельвейс, 2014. – 557 с.
2. Власова А.О., Богданова Е.А. Социо-культурная деятельность в реабилитации лиц с ОВЗ. Про и Контра. – Казань: ДЛТ, 2016. – 374 с.
3. Герасимов П.С., Беляева Н.С. Частные и государственные реабилитационные центры для инвалидов с ОВЗ. Правовые аспекты деятельности. – Воронеж: Альянс, 2017. – 322 с.
4. Измайлова В.П. Профилактика дискриминации и реабилитации инвалидов. – Волгоград: Пламя, 2017. – 377 с.
5. Ильин А.С., Суворов Д.Е. Принципы профилактики дискриминации инвалидов. – Мурманск: Полярные зори, 2016. – 389 с.
6. Ильина В.О. Альтернативные формы реабилитации инвалидов в России // Материалы международного научно-практического форума «Евразийский научный форум» - СПб.: МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2017 – С. 111-123
7. Казанцев А.А., Сорокина А.Л. Концепция защиты прав и реабилитации инвалидов в современном мире // Материалы международного научно-практического форума «Евразийский научный форум» - СПб.: МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2015 – С. 20-25.
8. Калдор М. Глобальная эпоха и дискриминация инвалидов. Мировой опыт. / пер. с англ. П. Бортник, М. Давыдов. – СПб.: ИД Черная речка, 2016. 446 с.
9. Карнаухов Г.З. Профилактика дискриминации инвалидов в России и Европе. – Хабаровск: Орион, 2015. – 287 с.
10. Кастрыкин М.В., Карелин А.С. Проблема применения социально-культурной деятельности в реабилитации инвалидов в России и заграницей // Материалы международного научно-практического форума «Евразийский научный форум» - СПб.: МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2015 – С. 34-49
11. Кирилова Т.А., Подгорная А.В. Социально-культурная деятельность в реабилитации инвалидов. – Екатеринбург: Капитолий, 2017. – 1476 с.
12. Корецкий В.И. Правовое регулирование реабилитации инвалидов – Новосибирск: Pro&Contra, 1986. — 386 с.
13. Котов М.С., Егоров С.С. Российский и европейский опыт защиты прав инвалидов. – Уфа: Курган, 2016. – 365 с.
14. Кревельд М. Защита прав и реабилитация инвалидов / пер. с англ. под ред. В. Петровой; 2-е изд. Калининград: Маяк, 2015. – 336 с.
15. Мартыненко Е.В., Сырхаев А.А. Ответственность за нарушение норм российского права за нарушение прав инвалидов в России // Материалы международного научно-практического форума «Евразийский научный форум» - СПб.: МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2017 – С. 78-93
16. Михайленко А.Н. Защита прав и реабилитация инвалидов в России. Проблемы и пути усовершенствования // Материалы международного научно-практического форума «Евразийский научный форум» - СПб.: МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2015 – С. 124-138
17. Михайлова Ю.С. Орлова Ю.И. Защита прав инвалидов. Опыт применения в России. – Казань: Пальмира, 2015. – 432 с.
18. Назарова А.М. Возможности регулирования деятельности работодателей в отношении соблюдения прав инвалидов / А.М. Назарова, Е.В. Тимофееева // Материалы международного научно-практического форума «Евразийский научный форум» - СПб.: МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2014 – С. 130-41
19. Суворов В.А. Современные тенденции социальной защиты инвалидов. - Воронеж: ИД Ярус, 2017. — 431 с.
20. Терентьева О.В., Логинова В.С. Современное правовое обеспечение лиц с инвалидностью. – Нижний Новгород: Фара, 2018. – 1723 с.
21. Титова Н.С. Дискриминация людей с ОВЗ. – Екатеринбург: Азимут, 2016. – 449 с.
22. Федорова О.Д. Правовые аспекты деятельности социальных служб. – Новороссийск: Акцент, 2015. – 380 с.
23. Фененко А. Современная история социальной работы: 1991 – 2015. Учебное пособие / М.: Аспект Пресс, 2015. 384 с.
24. Щербакова А.А. Исследование понятия «реабилитация людей с ОВЗ и дискриминация людей с ОВЗ» // Материалы международного научно-практического форума «Евразийский научный форум» - СПб.: МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2015 – С. 386-397
25. Ярцев Е.Н. Правовое регулирование реабилитации людей с ОВЗ // Материалы международного научно-практического форума «Евразийский научный форум» - СПб.: МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2016 – С. 412-425