Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Третье тысячелетие в России характеризуется переходом страны к инновационному пути развития. Инвестиции в человеческий капитал, реорганизация социальной сферы являются приоритетными направлениями современной стратегии развития экономики. Все эти процессы в российском обществе, как следствие, привели к изменениям в социально-культурной сфере.
Сегодня в современном обществе востребована личность творческая, неординарная, ответственная. Такая личность не возникнет из ниоткуда, ее надо формировать, воспитывать. Главная задача всех учреждений культуры – создание оптимальных условий для выявления и реализации творческих возможностей ребенка, для духовного, социального, познавательного, культурного развития человека. Ведь творческий потенциал подрастающего поколения – это один из гарантов благополучия страны.
Организация отдыха и развлечений является важнейшей функцией деятельности учреждений культуры. Эта сфера охватывает практические все формы культурно-досуговой деятельности, и не случайно большое количество исследований различных направлений отдыха и развлечений посвящено этому виду деятельности.
Досуг - это форма деятельности в свободное время, обеспечивающая отдых, органично совмещенный с разносторонним физическим и духовым развитием личности. В энциклопедии социологии досуга это понятие рассматривается как система различных видов человеческой деятельности, ориентированная на реализацию разнообразных потребностей людей и осуществляемая в свободное время индивида. Проведение досуга способствует как процессам рекреации человека, так и удовлетворению его потребностей в межличностном общении и различных развлечениях
Свободное время личности всегда являлось основанием для его реализации в различных учреждениях культуры – театрах, музеях, парках, туристических поездках, в том числе и в учреждениях культурно-досугового типа. В настоящее время выбор форм отдыха и развлечений чрезвычайно широк, однако приоритетное начало принадлежит учреждениям культуры – клубам, домам и дворцам культуры, паркам культуры и отдыха, культурно-досуговым центрам творческого развития, учреждениям дополнительного образования детей и подростков.
Культурно-досуговая деятельность проявляется в различных формах. Эти формы могут быть классифицированы по разным основаниям: по субъекту деятельности (культурно-досуговая деятельность в форме массовой, групповой или индивидуальной деятельности); по месту осуществления деятельности (домашние и внедомашние формы культурно-досуговой деятельности); по характеру организации деятельности (институциональные или общественно организованные и неорганизованные формы культурно-досуговой деятельности); по наличию творческого элемента (активные и пассивные формы культурно-досуговой деятельности).
Объект исследования – учреждения социальной сферы.
Предмет исследования - организация культурно-досуговой деятельности в учреждениях социальной сферы.
Целью данной работы является изучение особенностей организации досуга в учреждениях социальной сферы.
Для достижения поставленной цели необходимо выделить и решить ряд задач:
Изучить литературу по теме исследования;
Проанализировать историю вопроса;
Выявить особенности организации досуга в России и Республике Коми.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования
1.1. Анализ литературы по теме исследования
«Досуг – это часть социального времени личности, группы, общества, которая используется для сохранения, восстановления и развития физически и духовно здорового человека, его интеллектуального совершенствования» .
Досуг должен содержать не только развивающие, но и объединяющие элементы. Поэтому от его организации зависят отношения между близкими, разделяемые ценности, внутренний климат, модель общения и т.д. Важно, чтобы досуг приносил удовольствие всем членам семьи, раскрывал потенциал каждого и реализовывал потребности. В этом заключается его суть. Деятельность, которой человек занимается, исходя их своих соображений, и занятия, касающаяся развлечения или развития всей семьи – разные вещи. Отличительная особенность состоит в том, что семейный досуг не может удовлетворить потребности каждого человека в полной мере, так как увлечения у всех разные, но направлен на оптимизацию отношений, профилактику внутренних конфликтов, раскрытию личности.
Последние десятилетия ХХ века – первое десятилетие ХХI века стали периодом бурного развития теоретических исследований в области досуга. В постиндустриальных странах Европы и Северной Америки теория досуга прочно утвердила себя как самостоятельная отрасль знаний. Об этом свидетельствуют монографии, сборники статей, публикации в международных журналах, посвященные проблемам досуга. Главные вопросы, которые выдвигаются сегодня на повестку дня научного дискурса: как в условиях внедрения новых технологий, усиления межнациональной коммуникации, процесса глобализации следует трактовать сформулированную еще Аристотелем дихотомию «работа-досуг» и как в досуге проявляются параметры культурного развития современных обществ.
Отличительной особенностью новых идей является отказ от концепции досуга как «остатка жизни», получившей распространение в 50–60-е годы ХХ столетия, особенно в Соединенных Штатах Америки. Ее социально-экономической базой явился период стабильного развития капитализма, в течение которого рабочим были гарантированы продолжительная работа, получение более или менее удовлетворительной заработанной платы и увеличение количества свободного времени. Подкрепляемая идеями основателя машиностроительного концерна Генри Форда работа воспринималась как «центральный жизненный интерес», а досуг – как структурное вознаграждение социальной системы, выражавшееся в возможности неограниченного потребления человеком товаров и услуг. Как отмечается в научной литературе, данное направление представляло категорию досуга как организованную потребительскую активность, а «свобода в досуге переопределялась в терминах способности реализовать потребительский выбор скорее, чем свобода отделиться от системы или подвергнуть сомнению ее моральные основания» .
Вступление экономически продвинутых стран в стадию постиндустриального развития поколебало прежние взгляды. Использование новых технологий в промышленном производстве имело своим следствием увеличение безработицы: постоянной и временной. Свободное от работы время воспринималось людьми уже не как благо, а как вынужденный перерыв в работе.
Более ярко проявился крах иллюзии неограниченного потребления: стало ясно, что огромные, заполненные товарами прилавки магазинов доступны не для всех. К тому же страны с высокоразвитой экономикой оказались не застрахованными от кризисов, что усиливало негативные явления в социальной сфере. Это послужило толчком к пересмотру учеными прежних позиций и стимулировало их к научным поискам новых подходов к определению понятия «досуг».
Критической оценке подверглась также и трактовка досуга как свободного времени, исходившая из предположения о том, что оно само по себе – высшая ценность. У. Купер, например, отмечает, что определение досуга как свободного времени – лишь концепт, дающий самое общее представление о предмете исследования и служит только основой для разнообразных концепций, призванных наполнить его конкретным содержанием. Среди этих концепций наиболее признанной является характеристика досуга как целенаправленной, осознанной деятельности, осуществляемой «ради нее самой», где важен не столько результат, сколько сам процесс (Т. Бартон, Э. Джексон, Дж. Келли, У. Купер, К. Роджек, Ш. Сильвестер, Р. Стеббинс и др.). Дж. Келли пишет: «Досуг есть большее, чем остаток и производное, он имеет собственное место в ритме и развитии жизни» и далее «... досуг может быть определен больше как деятельность, чем как пустое время» . Важным признаком досуга, по мнению ученых, является «свобода выбора» человеком своей деятельности, обусловленная личным желанием и стремлением к привлекательным занятиям. В этом смысле он может быть охарактеризован в большей степени свободой, чем необходимостью. Внутренняя мотивация – основополагающее начало в «самоопределении» человека в сфере досуга. Ученые приходят к выводу о том, что досуг не есть что-то «периферийное, отделенное или детерминированное экономической моделью». Это область жизни «с собственными целями и интеграциями».
Досуг, как и работа, может выступать в качестве «центрального жизненного интереса».
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Братухин А.В. К вопросу о классификации молодежных субкультур современной России / А.В. Братухин // IV Всероссийский социологический конгресс, 2014
2. Вчерашний Р. Энциклопедия развлечений: причуды, розыгрыши, головоломки, фокусы. М.: Рипол Классик, 2015
3. Гагин В.Н. Национальные праздники и обряды, или праздничность как феномен русской культуры. М.: Профиздат, 2015
4. Ганьшина, Г.С. Социально-культурная анимация: от идеи к воплощению. Сб.науч.ст./Г.С.Ганьшина – Тамбов: ТГУ, 2010.
5. Генкин Д.М. Массовые праздники: учеб. пособие для студентов ин-тов культуры. М.: Просвещение, 2009.
6. Горбачев А.А., Дмитриева А.В. Социально-культурная анимация как средство развития туризма: технологический подход // Научно-методический и информационный журнал: Курорты. Сервис. Туризм. / Под редакцией доцента А.А.Самойленко. – Краснодар: КСЭИ,2015. - № 2 (27). - С. 14-18
7. Дедурина, Т.В. О специфике сущностных свойств социокультурной анимации/Т.В.Дедурина // Вестник МГУКИ. — 2018. № 5. - С. 101-103
8. Дмитриева, А.В. Социокультурная анимация как средство развития творческих способностей у детей и молодёжи (на примере коммерческой организации агентства праздника «МАСКАРАД» г.Краснодара)/А.В.Дмитриева // Теория и практика развития социокультурной сферы сборник научных статей. Составитель и научный редактор Е.Б. Оселедчик. – Краснодар: КГУКИ, 2015. - С. 108-110.
9. Жарков А. Д. Теоретико-методологические основы культурно-досуговой деятельности: моногр. – М.: МГУКИ, 2016.
10. Звоновский В., Луцева С. Досуговые предпочтения молодежи // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2012. – № 5.
11. Исаева, И. Ю. Досуговая педагогика [Электронный ресурс] / И.Ю. Исаева - Режим доступа: http://www.kniga.com/books/preview_txt.asp?sku=ebooks310715
12. Кабадейцева О.В. Эволюция понятия «досуг молодежи» в истории социологических концепций // Современные исследования социальных проблем. – 2014. – Т. 7. – № 3
13. Левина И.Д., Опарина Н.А. Художественно- творческое развитие детей средствами народной культуры // Среднее профессиональное образование. 2016. № 3
14. Лисаковский И. Н. Художественная культура. Термины. Понятия. Значения: Сл.-справ. – М., 2013.
15. Мазаев А.И. Праздник как социально- художественное явление. Опыт историко-теоретического исследования. М.: Наука, 2012
16. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика: Учебник. — М.: Гардарики, 2015.
17. Мударисова А.А. Досуг как фактор формирования ценностно-смысловых компетенций молодежи // Наука и современность. – 2013. – №. 23
18. Опарина Н.А. Массовые праздники и зрелища в культурно-досуговой деятельности школьников. М.: Сентябрь, 2012
19. Опарина Н.А., Кайтанджян М.Г. Организация зрелищно-игрового досуга детей // Традиционная и инновационная наука: история, современное состояние, перспективы: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Уфа, 2015. Ч. 4
20. Опарина Н.А., Левина И.Д., Кайтанджян М.Г. Праздник в структуре досуга как уникальная воспитательная система // Среднее профессиональное образование. 2017. № 2
21. Рукша, Г.Л, Кудрина, Е.Л, Интеллектуальный досуг жителей мегаполисов: проблемы и пути решения / Г.Л. Рукша, Е.Л. Кудрина// Мир науки, культуры, образования. – 2011. - №6.
22. Руссо Ж.-Ж. Об искусстве. Л.; М.: Искусство, 2010.
23. Туманов И.М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта. М.: Просвещение, 2014.
24. Черный Г.П. Педагогическая технология массового праздника. М.: Молодая гвардия, 2014
25. Черный Г.П. Торжественно, красиво, памятно: массовые школьные праздники и театрализованные представления: кн. для учителя. М.: Просвещение, 2013.
26. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения. В 4 т. М.: Академия пед. наук РСФСР, 1962. Т. 1.
27. Kelly J. Leisure and society: a dialectical analysis / J. Kelly // Leisure studies State College. – PA: Venture Publishing, Inc., 1999. – P. 53–68
28. Rojek C. Deviant leisure: the dark side of free time activity / C. Rojek // Leisure studies State College. – PA: Venture Publishing, Inc., 2009. – P. 81–95