Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Жители и гости любого большого города, так или иначе, достаточно часто или редко,
непосредственно сами, или опосредованно через родственников, друзей, знакомых,
соседей, коллег и т.п. сталкиваются с проблемой физической безопасности. Практика
показывает, что этот риск резко увеличивается во время проведения различных массовых
мероприятий. Массовые мероприятия имеют большое социальное и культурное значение
в жизни, подчеркивая функции, они удовлетворяют потребность горожан в культурном
отдыхе, повышая гордость граждан за свой город и статус в России. Организация
культурно-массовых, спортивных и общественно-политических мероприятий - один из
критериев, по которому жители города судят о деятельности Правительства Москвы,
общественных организаций, правоохранительных органов.
Тема работы " Особенности организации массовых мероприятий в открытом
пространстве городской среды" является актуальной на сегодняшний день, когда
довольно часто возникают различные опасные ситуации — беспорядки на стадионах во
время спортивных матчей, концертов, накаленная обстановка во время выборов.
Деятельность полиции при таких ситуациях имеет первостепенное значение.
3
Глава 1 Теоретические основы организации массовых мероприятий в открытом
пространстве городской среды
1.1 Открытое пространство городской среды: понятие, особенности, роль в жизни
городского населения
Современные города находятся на переходном этапе эволюции, в период смены
постиндустриальной эпохи на эпоху информационную, которая характеризуется не только
развитием новейших технологий, но и сменой философских воззрений, использованием
новых художественных средств в архитектуре и градостроительстве.
Общественные пространства как «фокусы» городской активности. В современном
градостроительстве усиливается значимость общественных пространств.
Общественные пространства выполняют важную коммуникативную и
структуроформирующую роль по отношению к городским территориям разного
назначения.
Это «фокусы» общественной активности, места концентрации притягательных для людей
функций.
Общественное пространство (public space) - пространство общего использования,
одинаково доступное для всех жителей и гостей города, за посещение которого не
взимается плата. Выделяются общественные пространства в помещениях (общественные
центры разного ранга и назначения, библиотеки, центры социальной поддержки,
подростковые и женские клубы и др.) и общественные пространства открытые
находящиеся на открытом воздухе (площади, пешеходные улицы, парки, скверы).
По композиционной значимости выделяются: главные общественные пространства,
имеющие общегородское значение (главные площади и улицы городов, парки городского
значения) и рядовые общественные пространства, входящие в состав городских районов
и комплексов (площади, улицы, парки районного значения, малые сады и т.п.).
В современном городе должна формироваться система общественных пространств -
линейно-узловая система с «узлами» (общественные комплексы и центры, городские
площади, сакральные и историко-культурные пространства, парки) и соединяющие их
линейные связи (пешеходные пути, линейные парки, велодорожки, линии общественного
транспорта) [1]
В планировании землепользования городское открытое пространство - области открытого
пространства для «парков», «зеленых зон» и других открытых областей.
Пейзаж городских открытых мест может колебаться от игровых площадок до высоко
сохраняемой окружающей среды к относительно естественным пейзажам.
Они обычно открыты для открытого доступа, однако, городские открытые места могут
быть частными. Области за пределами городских границ, таких как национальные и
национальные парки, а также открытое пространство в сельской местности, не считают
городским открытым пространством. Улицы, базарные площади, площади и городские
площади не всегда определяются как городское открытое пространство в планировании
землепользования.
1.2 Средства, методы и формы организации массовых мероприятий в парках
Соревнования, фестивали, концерты, флешмобы, конференции, туристские слёты, парады
и шествия заключают в себе определённую содержательную составляющую и, вместе с
тем, это массовые мероприятия, при проведении которых нужно придерживаться
определённых требований.
4
Массовое мероприятие – это сбор значительного числа людей с целью участия в какомлибо событии, которое носит характер патриотического призыва, праздника, рекламы,
зрелища, деловой встречи либо досугового времяпрепровождения. Места проведения
массовых мероприятий различны: скверы и парки; площади и городские улицы;
общественные корпуса; театральные залы; концертные площадки; спортивные залы.
Организация культурно-массовых мероприятий способствует реализации потребностей
жителей политического, культурного, экономического и религиозного характера.
Существуют различные группы и формы массовых мероприятий: Государственные и
политические: заседания акционеров, научно-практические конференции, конгрессы,
парады, шествия.
Культурно-массовые: общегородской вечер для выпускников, театрализованные
постановки, народные праздники, ярмарки и выставки, карнавальные шествия,
фестивальные выступления, концертные программы, шоу-программы.
Спортивно-зрелищные: спортивные матчи, спартакиады, автогонки и ралли,
легкоатлетические кроссы, олимпийские игры.
Мероприятия религиозного характера: праздники, церемониальные процессии.
Частные: банкеты, свадьбы, юбилейные торжества.
Все мероприятия могут проходить на муниципальном, региональном, всероссийском или
международном уровне.
Способ возникновения подобных действ делится на две большие группы:
Спонтанные.
Организованные.
Они могут проводиться одноразово или периодически, обеспечивая возможность участия
ограниченного количества людей или общедоступность. Как провести массовое
мероприятие
Подготовкой и проведением мероприятий занимается целый ряд структур:
Органы местного самоуправления.
Учреждения, относящиеся к различным ведомствам и формам собственности.
1.3 Бенчмаркинг практик организации массовых мероприятий в парках г. СанктПетербурга
Бенчмаркинг (англ. bench — уровень, высота и mark — отметка) – это методика и
комплекс мероприятий, направленные на сбор и анализ информации об эффективных
способах ведения бизнеса для внедрения успешных стратегий на собственном
предприятии. Такая технология используется в области управления, в маркетинге,
ведении бизнес-процессов в самых разных сферах коммерческой деятельности.
Простыми словами, бенчмаркинг – это изучение успешного опыта конкурентов или
предприятий из других отраслей, для применения его в своей компании. Использование
чужих достижений позволяет учиться на ошибках других, перенимая успешный опыт для
оптимизации собственных бизнес-процессов.
Нужно отличать бенчмаркинг от маркетинговой разведки, т.к. в первом случае для
анализа используется открытая отчетность, а во втором – добывается любая полезная
информация, в том числе и конфиденциальная.
Цели и задачи бенчмаркинга – улучшение определенных показателей деятельности. Это
могут быть: оптимизация расхода материалов или применение новой технологии для
снижения себестоимости.
Глава 2 Совершенствование организации массовых мероприятий в парках г. СанктПетербурга
5
2.1 Выявление интересов и потребностей населения г. Санкт-Петербурга для определения
направлений проведения парковых мероприятий
Парки культуры и отдыха создаются с целью наилучшего использования природных
условий в интересах укрепления здоровья, культурного развития трудящихся и
организации их досуга на открытом воздухе. Первые парки были задуманы как
универсальные комбинаты культуры и отдыха трудящихся, соединяя культурнопросветительный и физкультурно-оздоровительный виды деятельности.
Парк культуры и отдыха являлся важным участком работы по идеологическому
воспитанию трудящихся, так как он имел универсальные возможности для обогащения
досуга людей - красочные стенды, выставки, кинолектории.
Используя природные условия, парк культуры и отдыха организует культурный отдых и
развлечения для различных групп населения. Они призваны удовлетворять потребности
людей в разнообразной и полезной деятельности для укрепления здоровья и
физического совершенства. Это потребности присущи людям всех возрастов и
удовлетворяются в различных видах спорта, играх, аттракционах.
В парках есть все условия для организации различных видов игровой и спортивной
деятельности.
Занятия спортом, прогулки развивают людей физически, повышают их жизненный тонус,
активизируют их участие в общественной работе. Физическое развитие – необходимое
условие формирование гармонической личности. Парки уделяют серьезное внимание
этой стороне своей деятельности.
В парк люди приходят после трудового дня или после напряженной работы в течение
недели с желанием отдохнуть, подышать свежим воздухом, побыть наедине с природой,
развлечься – все это также накладывает отпечаток на методы парковой работы. Она
должна проводиться в более масштабных, зрелищных и активных формах, строиться на
принципах разнообразия, конкретности, доступности и актуальности.
Только в таком единстве возможно успешное решение задач, стоящих перед парком. [1]
Во многих парках утверждается такие оправдавшие формы как: вечера трудовой славы,
недели и дни революционных и боевых традиций, фестивали. В проведении этих
мероприятий применяются наиболее сильные по эмоциональному воздействию
средства: художественные и документальные фильмы, музыка, песня, фрагменты из
спектаклей, световое оформление. Одной из задач, стоящих перед парком, является
всемирное развитие различных видов различных видов искусства – самого любимого
вида досуга. Работа в этой области ведется в 2х направлениях.
С одной стороны, парки являются трибуной для выступления профессиональных и
самодеятельных коллективов, с другой, организаторами самодеятельности посетителей.
Одной из распространенных форм этой работы в парке является фестивали и конкурсы
самодеятельных коллективов.
2.2 Рекомендации по организации массовых мероприятий в парке 300-летия г. СанктПетербурга на основе выявленных интересов и предпочтений
Одним из приоритетных направлений правоохранительной деятельности государства на
сегодняшний день является определение и реализация мер по охране общественного
порядка. Массовые мероприятия, представляющие собой скопление людей,
объединенных общими духовными, политическими или физическими потребностями,
таят в себе потенциальную опасность в связи с большой вероятностью конфликтов,
6
паники, жертв. Кроме того, любое массовое мероприятие (культурное, спортивное,
общественное, деловое и др.) может стать мишенью для преступных замыслов.
В процессе проведения массовых мероприятий могут возникнуть различного рода
нарушения, такие как:
- групповые нарушения правопорядка (обычно осуществляется двумя или более лицами,
характеризуется явным неповиновением законным требованиям представителей власти,
влечет нарушение работы транспорта и организаций);
- массовые беспорядки, ответственность за которые установлена ст. 212 Уголовного
кодекса Российской Федерации [1].
- чрезвычайные ситуации техногенного или природного характера;
- террористические акты.
С целью недопущения возникновения экстремальных ситуация при проведении массовых
мероприятий сотрудникам полиции необходимо проводить наблюдение за
присутствующим контингентом лиц, пресекать торговлю спиртными напитками в
неустановленных местах и в неустановленное время, запрещать проход лиц, находящихся
в состоянии алкогольного опьянения, докладывать о групповых нарушениях
общественного порядка, массовых беспорядках, их организаторах, подстрекателях и
активных участниках, незамедлительно реагировать на подобные нарушения [2]. Если все
же чрезвычайная ситуация возникла, то, в первую очередь, должно проявиться
самообладание сотрудника.
Соблюдение им мер личной безопасности играет важную роль, т.к. непосредственно
связано с эффективностью выполнения профессиональных обязанностей.
Заключение
В настоящее время количество массовых мероприятий растет, количество людей на них
увеличивается и их поведение меняется. Попадая в толпу человек приобретает ее
свойства и ведет себя так, как того требует толпа. При этом эмоциональность
темперамента толпы схожа с темпераментом сангвиников, которые легко могут
объединяться в такие общности, и холериков, которые очень экспрессивны. Основную
роль в механизме развития толпы играет массовое общение, которое характеризуется
множеством непосредственных контактов незнакомых людей в процессе коммуникации,
опосредованной различными средствами массовой информации. Массовое общение
обладает свойством психологического воздействия на деятельность и поведение
участников толпы.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Барсукова, Н.И. Дизайн городской среды Тольятти - постановка проблемы / Н.И.
Барсукова, Е.В. Вишневская // Школа университетской науки: парадигма
развития.Тольятти: ПВГУС. -№1 (11) март, 2014. - С. 44-48.
2. Барсукова, Н.И. Дизайн городской среды: основы проектирования / Н.И. Барсукова.
- Сочи: РИЦ СГУ, 2012. - С. 128.
3. Барсукова, Н.И. Средовая парадигма современного дизайна / Н.И. Барсукова //
Дизайн и эргономика в современном мире. Мат Межд. Наун.-практ. Конф.,посвящ. 50-
летию ВНИИТЭ. - Москва, 2012. - С. 19-21.
4. Девятова.Н.Л, Парк как социокультурная форма // [Электронный ресурс] / URL
:https://cyberleninka.ru/article/v/park-kak-sotsiokulturnaya-forma/ (дата обращения:
05.08.17).
7
5. Лаппо, Г. Итоги и перспективы российской урбанистики / Г. Лаппо // Население и
общество. - 2005, № 94.
6. Михайлов, С.М. Дизайн современного города: комплексная организация
предметно-пространственной среды (теоретико-методологическая концепция): Автореф
... д. иск. / С.М. Михайлов. - М., 2011.
7. Нефёдов, В.А. Городской ландшафтный дизайн. Уч. пособие / В.А. Нефедов. - СПб:
Любавич, 2012.
8. Нефёдов, В.А. Ландшафтный дизайн и устойчивость среды / В.А. Нефедов - СПб,
2002.
9. Николаевская, З.А. Водоёмы в ландшафте города / З.А. Николаевская. - М:
Стройиздат, 1975. - 200 с.
10. Потаев, Г.А. Особенности архитектурно-ландшафтной организации прибрежных
территорий / Г.А. Потаев // Архитектура и строительство. - 2009. - № 6.
11. Потаев, Г.А. Рекреационные ландшафты: охрана и формирование / Г.А. Потаев. -
Минск, 1996.
12. Родионов парк культуры и отдыха как институт реализации познавательных
интересов детей и подростков / ВЕСТНИК МГУКИ – 2011, ISSN 1997-0803 -1 (39). – с. 130-
133.
13. Россия в цифрах. 2015: Крат.стат.сб./Росстат- M., Р76 2015 - 543 с. // [Электронный
ресурс] / URL : http://www.gks.ru/free_doc/doc_2015/rusfig/rus-15.pdf /(дата обращения
06.08.2017)
14. Тетиор, А.Н. Город и природа / А.Н. Тетиор. - М., 1996.
15. Тетиор, А.Н. Городская Экология / А.Н. Тетиор. - М.: Академия, 2007.
16. Фролов, С.С. Градостроительная реконструкция прибрежных промышленных
территорий крупнейших городов (на примере Волгограда): автореф.....к.арх / С.С. Фролов.
- 2009.
17. Чепурова, О.Б. Теоретические проблемы формирования художественного образа в
дизайне / О.Б. Чепурова // Вестник ОГУ - Сент., 2005. - С. 24-27.
18. Шимко, В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование городской среды / В.Т.
Шимко. - М.:Архитектура-С, 2006.