Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы состоит в том, что информационные процессы в товароведении и коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг - это достаточно широкое понятие, включающее сбор и передачу, накопление и хранение, а также - поиск и выдачу данных о товаре. Результат таких процессов - обеспечение субъектов рынка товарной информацией (далее - ТИ). Ситуация на современном рынке товаров и услуг объективно требует более качественного информационного обеспечения, которое соответствовало бы потребностям всех его субъектов. Исходя из этого, научно обоснованная ТИ, во-первых, может и должна защитить покупателей от потенциального вреда из-за потребления недоброкачественных и фальсифицированных изделий и, таким образом, обеспечить их право на получение товаров надлежащего качества. Во-вторых, соответствующее современным рыночным требованиям информационное обеспечение товаров надлежащего уровня качества, при прочих равных условиях, способно существенно повысить их конкурентоспособность, и обеспечить им преимущества перед товарами- аналогами, для которых такая информационная поддержка отсутствует или же она недостаточна.
С другой стороны, в современной экономике уже сформировался и стремительно развивается рынок информации. На данном рынке информационный продукт является товаром с общими, касающимися всех товаров на рынке, и специфическими свойствами, которые характерны только для ТИ. С позиций современного товароведения эти свойства информационного продукта практически не исследованы и, поэтому, требуют дальнейшего изучения.
Официальные данные подтверждают объективную необходимость немедленного улучшения информационного обеспечения отечественного потребителя.
Исходя из вышеизложенного, общей целью нашей работы является научное обоснование и практическое решение на основе теоретических и экспериментальных исследований важной для товароведческой науки, потребителей, проблемы информационного обеспечения товаров - как средства, а товарной информации - как критерия идентификации товаров на основе комплексного исследования системы «товар - информация о товаре».
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие общие задачи:
научно обосновать целесообразность товароведческого исследования товарной информации;
осуществить комплексный товароведческий анализ имеющейся в отечественных и зарубежных информационных источниках терминологии в области ТИ;
сформулировать определения и внедрить новые термины, усовершенствовать определения существующих терминов и понятий.
В качестве товара, являющегося объектом исследования, выбран кофе. Лидерами по производству растворимого гранулированного кофе являются компании Nescafe Classic (более 50%), Maxwell House и Pele. Среди производителей сублимированного кофе можно выделить торговые марки Nescafe Gold, Jacobs Monarch, Carte Noire.
Предмет исследования – товарная идентификация кофе.
В связи с этим дополнительная цель работы - экспертиза качества кофе. Соответственно этой цели выделены специальные задачи:
1. анализ упаковки и маркировки растворимого кофе;
2. определение органолептических показателей качества кофе растворимого;
3. определение физико-химических показателей качества кофе растворимого;
4. сопоставление полученных результатов с требованиями нормативных документов.
Глава 1.Теоретические основы определения средств товарной информации
1.1.Основные понятия в сфере товарной информации
Основоположником информационного обеспечения товаров как нового направления современного теоретического товароведения является проф. М.А. Николаева. Весомый вклад в исследование этой проблемы внесли, Г.В. Белов, Г.Б. Белова, Е.В. Жиряева, И.С. Поликарпов, Г.Ф. Пугачевский, Н.И. Осипенко, Н.В. Омельченко, В.П. Федьков и др. Ими, в частности, исследованы виды и формы ТИ, общие требования к ТИ (принцип «Три Д»); отдельные ее средства и носители, товарная маркировка и упаковка как средства ТИ, отдельные виды информационных знаков и т.д. Проблемы использования в маркировке некоторых видов информационных знаков активно изучают ученые-товароведы Восточной Европы (Польши, Болгарии и др. ) [12].
Обобщенный критический анализ достижений упомянутых выше авторов в целом указывает на их преимущественную фрагментарность, что обусловливает фактическое отсутствие научно обоснованных, с товароведческой точки зрения, основ информационного обеспечения товаров, а именно:
1) перечень базовых понятий и ключевых терминов далеко не полон, то есть количественно и качественно не соответствует требованиям современного теоретического товароведения и реалиям практической товароведческой деятельности;
2) формулировка определений и содержание аппарата терминов и понятий не учитывает товароведческой специфики и не имеет логико-семантической связи с фундаментальными терминами информационной отрасли;
3) характеристика отдельных видов средств товарной информации (далее - СТИ), а также перечень и толкование их функций довольно поверхностны, имеют незавершенный или чисто описательный характер;
4) классификацию (группирование) информационных товарных знаков (далее - ИТЗ) можно считать практически не разработанной, а перечень их групп и подгрупп - не охватывающим все многообразие существующих знаков;
5) содержание и функции большинства ИТЗ фактически не исследованы с товароведческих позиций, а их характеристики представлены без учета специфики конкретных товарных групп [12, 13, 14].
Таким образом, комплексное исследование теоретических и практических аспектов информационного обеспечения товаров, в частности специфики свойств и средств товарной информации, информационных знаков как элементов СТИ - актуальное, целесообразное и перспективное направление развития современного товароведения.
Наши длительные исследования показывают, что терминологический и понятийный аппарат в сфере информационного обеспечения товаров требует существенного уточнения и дальнейшего развития [7, 10, 15]. Поэтому, исходя из профессиональных и юридического определений термина «информация», а также - разделения ее на определенные виды [3, 9], нами сформулировано собственное определение термина «товарная информация». По нашему мнению, это структурированная информация, которая является одновременно и совокупностью, и разновидностями справочно-энциклопедического, научно-технического и коммерческого видов информации; и предоставляется всем субъектам рынка во всех возможных формах, всеми возможными средствами и на всех возможных носителях [3, 12].
Исходя из лингвистических толкований термина «средства» и собственного - термина «товарная информация», мы сформулировали авторские определения терминов «средства товарной информации» и «функции СТИ» [3, 7, 13]. Средства товарной информации - это дуалистическая совокупность, приёмов, способов, мероприятий и действий по доведению до потребителя сообщений и данных о товаре, а также - материальное обеспечение таких действий.
Рис. 1 - Структурно-функциональная схема средств товарной информации
Выделяют 11 функций СТИ: собственно информационная, идентификационная, указательная, пропагандистская, приказная (распорядительная), регламентная, мотивационно-эмоциональная, рекомендательная, ограничительная, предупредительная и описательная [3, 7, 15]. Количественное соотношение функций СТИ для различных их видов очень отличается (рис. 1). Исходя из того, что в литературных источниках чаще всего встречаются определения только собственно информационной, идентификационной, мотивационно-эмоциональной и описательной функций [2], мы сформулировали авторские дефиниции 7 из 11 функций СТИ - указательной, пропагандистской, рекомендательной, регламентной, ограничительной, предупредительной и приказной (распорядительной) [3, 12-16]. Можно представить структурно-функциональную схему СТИ (рис. 1).
Может быть также выделена номенклатура свойств, определяющих степень полезности и ценности информационного продукта для рядового потребителя [10, 16, 17]. На этой основе впервые в отечественном товароведении предпринята попытка создания номенклатуры потребительных свойств ТИ и сформировано соответствие показателей основных групп потребительных свойств непродовольственных товаров и товарной информации (табл. 1).
Таблица 1 - Соответствие потребительных свойств товаров и товарной информации
№ Потребительные свойства: Толкование потребительных
п/п товаров товарной информации свойств товарной информации
1. Функциональность 1.1. Адекватность (тождественность) Уровень соответствия реального объекта и созданного с помощью получаемой информации образа объекта
1.2. Точность Степень близости реального состояния объекта и полученной потребителем информации об объекте
1.3. Аутентичность Действительность, соответствие первоисточнику
1.4. Адресность Целевая направленность на конкретного потребителя информационного продукта
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки». М.: Стандартинформ, 2017 - 22с.
2. ГОСТ 32776-2014 «Кофе растворимый. Общие технические условия». – М.: Стандартинформ, 2017. - 32с.
3. Бабурина, Д. А. Необходимость новых подходов к управлению товарными запасами торговогого предприятия [Текст] / Д. А. Бабурина II Научный альманах. - 2016. - № 7-1(21). - С. 32-35.
4. Беляков, К. С. Эффективность системы управления товарными запасами организации. [Текст] : материалы III Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы экономики и финансов в условиях современных вызовов российского и мирового хозяйства» / К. С. Беляков. - Самара : ООО «Офорт», 2015. - 295 с. - С. 24-29.
5. Блинникова О.М. Товароведение и экспертиза вкусовых товаров. [Текст] /О.М.Блинникова - Мичуринск: Изд. МичГАУ, 2017. - 234 с.
6. Гамидуллаев С.Н. Товароведение и экспертиза продовольственных товаров. [Текст] / С.Н Гамидуллаев, Е.В. Иванова, С.Л. Николаева, В.Н. Симонова. – СПб.: Альфа, 2017. – 432 с.
7. Гринько, А. П. Роль товарных запасов на предприятиях торговли и их классификация с целью бухгалтерского учета [Текст] / А. П. Гринько, Л. В. Ивченко II Экономическая стратегия и перспективы развития сферы торговли и услуг : сб. науч. работ. - Харьков : ХГУПТ, 2008. - Вып. 2(8). - Ч. 1.-С. 89-95.
8. Денисова А.Л. Теория и практика экспертной оценки товаров и услуг. [Текст] / А.Л. Денисова – Тамбов: Изд-во Тамб.гос.техн.унив., 2013. – 168 с.
9. Дубцов Г. Г. Товароведение пищевых продуктов. [Текст] /Г.Г. Дубцов. - М.: Мастерство, 2016. - 264 с.
10. Ермаков, А. А. Разработка методики совершенствования группировки товаров при прогнозировании спроса в управлении многономенклатурными товарными запасами [Электронный ресурс] / А. А. Ермаков, И. А. Ермаков // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». - 2015 -Т.7.-№1,-
11. Ивахненков, С. В. Информационные технологив организации бухгалтерского учета и аудита [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://uchebnikionline.com/buh-audit/informatsiyni_tehnologiyi_v_organizatsiyi_buhgalterskogo_obliku_ta_auditu_-_ivahnenkov (дата обращения 06.12.2018)
12. Кузнецова, Л. Н. Применение процессного подхода в организации учета [Текст] / Л. Н. Кузнецова II Проблемы современной экономики. - 2010. - № 2. - С.190-194.
13. Мазараки, А. А. Экономика торгового предприятия [Текст]: учебник / А. А. Мазараки, Н. М. Ушакова, Л. О. Лигоненко; под ред. Н. М. Ушаковой. - Киев: Крещатик, 1999. - 800 с.
14. Марцин, В. С. Экономика торговли [Текст] / В. С. Марцин. - Киев: Знание, 2006. - 402 с.
15. Наумов, А. А. Товарная дифференциация в условиях экологизации предпринимательской деятельности [Текст] / А. А. Наумов II Вестник Московского университета. Сер. 6. Экономика. - 2008. -№4,- С. 87-93.
16. Николаева М.А. Идентификация и фальсификация продовольственных товаров. [Текст] /М.А.Николаева. - М.: Экономика,2017 – 400 с.
17. Поздняковский, В.М. Гигиенические основы питания, качество и безопасность пищевых продуктов. [Текст] /В.М. Позняковский – Новосибирск: Сибирское университетское изд-во, 2015. – 522 с.
18. Позняковский В.М. Экспертиза пищевых концентратов. Качество и безопасность [Текст] / В.М. Позняковский, И.Ю. Резниченко, А.М. Попов. - Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2015. - 236 с.
19. Родина Т. Г. Дегустационный анализ продуктов. [Текст] /Т.Г. Родина - М.: Экономика, 2014. - 160с.
20. Тимофеева В.А. Товароведение продовольственных товаров. [Текст] /В.А. Тимофеева - Ростов - на - Дону: Феникс, 2013. - 448с.
21. Цифровая идентификация объектов: технология и не только [Текст] / Д. М. Белявский, С. С. Дарбинян.; под общей редакцией М. А. Медриша. - М.: АНО Издательский Дом «Научное обозрение», 2016. - 252 с.