Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Качество товара – это степень достижения установленного технического уровня при
производстве конкретной единицы товарной продукции. Оно определяется органолептическим методом (при помощи органов чувств) или лабораторными исследованиями с использованием приборов, аппаратов, реактивов. Качество товара пропорционально его конкурентоспособности – чем выше качество, тем товар более конкурентоспособен на рынке. При наличии товаров-конкурентов одного вида потребитель чаще всего отдаст предпочтение более качественному товару.
Важнейшими задачами государственного регулирования внешнеэкономической деятельности при направленности на импортозамещение являются повышение конкурентоспособности отечественных товаров и услуг, защита внутреннего рынка от
недобросовестной конкуренции из-за рубежа, создание благоприятных условий для
развития внутреннего производства.
1. ТОВАРОВЕДЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ИДЕНТИФИКАЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА
КОЖАНОЙ ОБУВИ
1.1.Идентификационные признаки и классификация кожаной обуви
Обувь – неизменный атрибут в одежде. Для деловых и светских мероприятий предназначены туфли со шнуровкой. Шнуровка в туфлях бывает открытой и закрытой.
Попробуем разобраться, как отличать данные два вида шнуровок.
Оксфорды имеют два вида расцветок – коричневые и черные. Однако обувать их
следует в сочетании с деловым костюмом, смокингом или фраком.
Дерби принято считать менее официальными, чем оксфорды, они более универсальны и проще надеваются, как раз из-за своей открытой шнуровки. Дерби будут
сочетаться как в повседневной жизни с брюками или джинсами, так и на официальные мероприятия. Отсутствие лишних деталей – самое главное в этой обуви.
2
«Родственниками» оксфордов считаются оксфорды-броги. Этот вид обуви оснащен
декором в виде сквозных отверстий, которые называются перфорацией. Сторонники
данного элемента в обуви могут приобрести четвертные броги, в которых декоративные отверстия расположены вдоль заводских швов. Расцветка и материал могут
быть разными или комбинированными. Любителям стильной обуви подойдут полные броги с декоративными отверстиями по всей поверхности[5].
1.2 Анализ рынка обуви
Обувь является предметом первой необходимости и одним из важнейших товаров,
выпускаемых легкой промышленностью Российской Федерации, а также импортируемых из-за границы. Мировой товарооборот обуви составляет 14,3 млрд. пар в год
[2].
Большинство ведущих мировых обувных производителей находятся в Азии, а крупнейшим в мире экспортером обуви является Китай. Каждая вторая пара изделий
обувной промышленности производится в Китае. В Европе производится примерно
2,3 млрд. пар обуви, из которых 850 млн. пар – в Западной Европе и около 270 млн.
пар – в Восточной. Российская обувная промышленность производит порядка 0,4%
мирового производства обуви. [3]
Объем российского обувного рынка в 2016 г. составил около 320-370 млн. пар, в стоимостном выражении объем рынка оценивается в $8-8,5 млрд. По объемам производства обуви на отечественном рынке лидирует Китай. Если два-три года назад доля безмарочной китайской обуви на отечественном рынке составляла около 79%, то
теперь, она снизилась примерно до 60%.
Отечественные производители пока могут обеспечить лишь 20% необходимого количества обуви, поэтому большую часть приходится закупать за рубежом. По данным Минпромэнерго, в России за год производится более 50 млн. пар кожаной обуви. На данный момент времени в России обувь выпускают 320 крупных и средних
предприятий. Объемы производства неравномерны – до 85% обуви производится на
53 крупных предприятиях.
Лидерами в производстве обуви являются ООО «Брис-Босфор» (Краснодарский
край) и ЗАО «Обувная фабрика “Юничел”» (Челябинская область). Также в рядах ведущих российских производителей находятся такие предприятия, как «Антилопа»,
«Вестфалика», ООО «МУЕ Продакшн» (Владимирская область), ЗАО МОФ «Парижская
коммуна», ООО «Тульская обувная фабрика», Ralf Ringer и другие. В Минпромэнерго
утверждают, что качество российской обуви значительно превосходит подобные
виды импортной обуви.
1.3.Стандартизация кожаной обуви
Стандартизация в любой отрасли преследует цель упорядочения деятельности путем установления определенных норм и правил. В отраслях промышленности, производящей кожевенные изделия, действует большое количество стандартов и технических условий.
Часть стандартов на кожевенное сырье разрабатывается и вносится в Госстандарт
Министерством сельского хозяйства, а на кожи и изделия — Министерством легкой
промышленности.
Это вносит определенную несогласованность в содержание и требования нормативной документации. Всю нормативную документацию можно разделить по категориям (государственные и отраслевые стандарты, технические условия). Они классифицируются по видам, от которых зависит содержание документации. Основными и
3
наиболее объемными по содержанию считаются стандарты Технических условий
(ТУ).
Как правило, они имеют 5—б разделов и необходимые приложения. В их числе —
раздел «Виды и размеры» (или «Классификация»), содержащий обычно основные
признаки ассортиментной классификации, здесь же даются необходимые пояснения.
Основным в стандарте вида ТУ является раздел «Технические требования» к обозначенной в его названии группе или виду продукции. Здесь излагаются требования
к исходным материалам, к качеству изготовления, приводятся отдельные нормы
показателей. В стандартах ТУ также определяются особенности приемки партий товара, часто со ссылками на другую документацию [3].
В разделе о методах испытаний содержатся указания на показатели и номера соответствующих стандартов, иногда излагаются отдельные методики испытаний.
В разделе «Транспортирование и хранение» приводятся номера основных стандартов по этому вопросу и могут даваться дополнительные рекомендации. Иногда этот
раздел соединяется с разделом «Упаковка и маркировка».
В стандартах ТУ даются также гарантии изготовителя по гарантийным срокам эксплуатации, хранения, годности. Многочисленны стандарты на методы испытаний.
Это объясняется тем, что для производства кожевенных товаров используется
большое количество видов и марок материалов — основных и вспомогательных.
Каждый вид материала имеет свои особенности при отборе проб, в размере и форме
образцов, в методиках, не говоря уже о специфических показателях и приборах. Со
стандартами на методы испытаний связаны нормы показателей. Они могут быть
изложены в отдельных стандартах, но чаще приводятся в разделе технических требований в стандартах ТУ.
Нормы определяются или жестко в определенных цифрах, или ставится условие «не
более» или «не менее». Нормы стандартов построены на принципах обеспечения
долговечности материалов и изделий из них, что не вполне соответствует современным требованиям основного числа покупателей. Нормировать прочностные показатели более рационально для рабочей, повседневной обуви.
Для модельной обуви более актуальны эстетические показатели, показатели комфорта. Отдельные стандарты разработаны на номенклатуру показателей для групп
товаров — обувь кожаную, материалы синтетические для низа обуви, искусственные кожи, ткани и т. п. Здесь чаще всего они классифицированы на показатели потребительских свойств — надежности, эргономические эстетические, функциональные, а также технологичности и назначения. Число таких показателей часто довольно велико: для кож — до 50, для обуви — до 20, для кожгалантерейных изделий —
до 5[10].
2.ТАМОЖЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА КОЖАНОЙ ОБУВИ
2.1.Назначение экспертизы
Экспертиза является неотъемлемой частью управления качеством и безопасностью
товаров, работ и услуг [7]. При экспертизе кожевенно-обувных товаров большая
роль принадлежит их идентификации.
Основными направлениями при проведении идентификационной экспертизы обуви
являются проверка достоверности маркировки и определение материала верха и
низа образцов, представленных на исследование в рамках предварительного таможенного контроля [8].
Идентификация контролируемых товаров и технологий подразумевает
осуществление ряда процедур, в процессе которых определяются
технические характеристики товара и технологии, а также устанавливается
4
их принадлежность к продукции двойного назначения.
Сначала российскому участнику ВЭД необходимо установить
принадлежность экспортируемого товара или технологии к определенному
виду продукции. Это необходимо для того, чтобы определиться с органом
государственной власти, в который российский участник ВЭД будет
обращаться в случае необходимости получения разрешительного документа
на перемещение товара или технологии.
2.2.Методы и средства экспертизы товаров
Методы таможенной экспертизы являют собой совокупность методических приёмов, применяемых экспертами при исследовании потребительских свойств товаров,
которые отображены в документах экспертизы. Для того чтобы провести таможенную экспертизу, в том числе и экспертизу по безопасности, можно прибегнуть к использованию следующих методов:
1.Измерительного — определение параметров качества продукции, осуществляемого техническими средствами измерений и контроля. С его помощью определяется
масса товара, сила тока, скорость автомобиля, мощность двигателя и др.
2. Органолептического метода определения качества продукции анализом восприятия органами чувств внешнего вида (цвета, формы, консистенции), по запаху, вкусу,
звуку, восприятия на ощупь, по наличию дефектов. При органолептическом методе
можно использовать технические средства (лупу, линейку, весы, микроскоп, микрофон, слуховую трубку и др.), которые способствуют повышению восприимчивости и
разрешающим способностям органов чувств.
2.3.Отбор проб или образцов
В ассортименте обуви можно выделить пять основных ценовых сегментов – низкий,
три средних сегмента, высокий сегмент.
Как видно из рисунка 1, наиболее многочисленными в ассортименте являются средний сегмент (3500-7500 руб.). Он составляют 32% рассмотренного ассортимента.
Это продукция в основном российских и китайских производителей, как правило, из
кожзама, низкого качества. К низкому ценовому сегменту относится продукция китайского производства, низкого качества. К среднему сегменту – продукция России,
Италии. Средний плюс – это брендовые товары, но произведенные в Китае. А высокий сегмент – это товары, продающиеся исключительно в бутиках от ведущих брендов.
Рассмотрим материал обуви, рис. 2. В рассмотренном ассортименте обуви представлены в основном из кожи – 39%, искусственной кожи – 23% и эко кожи – 20%.
Требования к качеству кож зависят от вида и назначения изделий. Они должны
иметь лицевое покрытие, стойкое к действию света, влаги, к трению. Кожи должны
быть нежесткими на ощупь, полностью продубленными, без дефектов, нарезные
кожи должны иметь четкий рисунок по всей площади.
2.4.Исследовательская часть
Так, проверки рынков обуви показывают, что до 70% дешевой импортной обуви не
отвечают требованиям российских норм и стандартов [5].
По данным рисунка 5, можно сказать, что, выбирая обувь в магазине, большинство
покупателей наиболее важным фактором считают качество товара (63,7%), другими
значимыми факторами являются цена товара (38,2%), широта предлагаемого ассортимента (14,4%), степень удобства обуви (13,3%). В связи с популярностью и спро-
5
сом на обувь рынок заполнило большое количество подделок, имитирующих обувь
из натуральной кожи, а также известных брендов.
По данным таможенной статистики, доля подделок спортивной обуви составляет
около 35% от всего объема контрафактной продукции, а известных марок класса
«люкс» и «премиум» - больше 40%. Экспертиза является неотъемлемой частью
управления качеством и безопасностью товаров, работ и услуг [7].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конкурентоспособность товара — это способность продукции быть привлекательной для покупателя по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения, благодаря лучшему соответствию ее качественных и стоимостных характеристик требованиям данного рынка и потребительским оценкам. Для оценки конкурентоспособности используются косвенные показатели, которые можно разделить на две основные группы: экономические и потребительские. К потребительским критериям конкурентоспособности, прежде всего, относятся качество и ассортимент.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. ГОСТ 28455-90 Термины и определения.
2. Астафьева В.В., Сафронов С.Л. Экспертиза качества женской обуви реализуемой в торговой сети Санкт-Петербурга // В сборнике: Международная научнопрактическая конференция, посвященная 85-летию Уральской государственной
академии ветеринарной медицины и 100-летию дня рождения доктора ветеринарных наук, профессора Василия Григорьевича Мартынова. Сборник материалов. 2015.
- С. 88-92.
3. Бандурин Р.А. Особенности производства товароведческой экспертизы обувных товаров в таможенном деле // Экономика. Социология. Право. 2017. № 1 (5). С.
9-14.
4. Голубятникова А.Т. Исследование непродовольственных товаров/Учебное пособие - М.: Юнити, 2015 . – 125 с.
5. Демидова. Г.А. и д.р. Товароведение промышленных товаров/Учебник- М.:
Юнити, 2015 . – 365 с.
6. Дидковская Т.М., Пьяникова Э.А. Исследование регионального потребительского рынка одежды: Монография. - Федеральное агентство по образованию, Гос.
образовательное учреждение высш. проф. образования «Курский гос. технический
ун-т» - Курск, 2014. – 114 с.
7. Магомедов Ш.Ш. Товароведение и экспертиза обуви/ Учебник Москва: Дашков
и. К, 2014. – 336 с.
8. Иванова В. Я. Голубенко. О.А. Товароведение и экспертиза готовой продукции/
Учебник-Москва Дашков и. К, 2016. – 336 с.
9. Игнатенко В.Б. Товароведная экспертиза качества кожаной обуви – М.: РЭА,
2016. – 332 с.
10. Информационный портал межрегионального делового сотрудничества [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.marketcenter.ru/ 7 Абрамова Н.А. Экспертиза современной кожаной обуви // В сборнике: Актуальные проблемы и перспективы развития внешнеторговой деятельности материалы Интернет-журнал «eFORUM» № 1 (1) (сентябрь-декабрь 2017) http://www.eforum-journal.ru eforum@usue.ru
6
11. Рагозинникова, Е. В. Таможенная экспертиза непродовольственных товаров и
сырья [Текст] : учебное пособие / Е. В. Рагозинникова, Г. Г. Черенцова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. гос. экон. ун-т. - Екатеринбург: [Издательство
УрГЭУ], 2015. – 78 с.
12. http://lib.usue.ru/resource/limit/ump/15/p483345.pdf 40экз, 1 наим. 9 Буркин
А.Н., Долган М.И., Коновалов К.Г. Экспертиза качества материалов для низа обуви //
В сборнике: Сборник научных статей и воспоминаний «Памяти В.А. Фукина посвящается» Москва, 2014. С. 132-140.
13. Шестов А.В. Методы товарной экспертизы качества кожаной обуви // Новая
наука: Теоретический и практический взгляд. 2017. Т. 2. № 3. С. 122-127.
14. ERA expertise provides the route to perfect shoes // INSIGHT, 2015, Том: 42, Выпуск: 4. С.: 228-228.
15. Mamonov P.D., Vergeles A.V. Developing Complex Methodology Commodity Expertise Footwear // Науковий огляд. 2015. № 9 (19). С. 52-58.
16. Федеральная таможенная служба (ФТС) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://customs.ru