Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Джордано Бруно (1548 – 1600 гг.) является итальянским философом, астрономом, математиком и оккультистом эпохи Возрождения, чьи теории задолго опередили развитие современной науки. Наиболее известными из них были его теории бесконечной вселенной и множественности миров, в которых он отверг традиционную геоцентрическую (земно-центрированную) астрономию и интуитивно вышел за пределы коперниканской гелиоцентрической (солнечно-центрированной) теории, которая все еще поддерживала теорию о конечной Вселенной со сферой неподвижных звезд.
Джордано Бруно, в основном помнят за его трагическую смерть, которую он перенес на костре из-за упорства, с которым поддерживал свои неортодоксальные идеи в то время, когда как римско-католическая, так и реформатская церкви поддерживали жесткие аристотелевские и схоластические принципы в своей борьбе за евангелизацию Европы.
Актуальность исследования истории жизни, научных трудов и трагической судьбы Джордано Бруно, который стоял до самой смерти за свои идеалы и теории состоит в том, что в какое время бы ни жили великие люди, и в какие репрессии и политические процессы они ни попадали, все равно они останутся верны своим идеалам и убеждениям. Хотя иногда колеса истории могут и погубить великого учебного и философа.
Объектом исследования является великий итальянский философ-материалист Джордано Бруно.
Предметом исследования является инквизиционный процесс над Джордано Бруно.
Жизненная линия Джордано Бруно в отстаивании свободной мысли закончились, когда римская инквизиция объявила его «нераскаявшимся, настойчивым и упрямым еретиком», на что он характерно ответил: «возможно, вы боитесь выдвинуть это решение против меня больше, чем я, принять его». 17 февраля 1600 г. в Риме инквизиторы раздели Бруно догола, связали ему язык и сожгли заживо.
Хронологические рамки исследования в курсовой работе - с рождения в 1548 году до окончания инквизиционного процесса над Джордано Бруно, длившимся с осени 1593 г. до 1600 г.
Целью данного исследования является хронологическое и историческое изучение инквизиционного процесса над Джордано Бруно и анализ его особенностей.
Исходя из поставленной цели были выдвинуты следующие исследовательские задачи:
- охарактеризовать личностный портрет ученого Джордано Бруно;
- рассмотреть хронологию инквизиционного процесса над Джордано Бруно;
- рассмотреть особенности инквизиционного процесса над Джордано Бруно;
- исследовать и сделать выводы о влиянии эпохи на личность ученого и данного исторического периода на его судьбу.
Метод исследования. При написании работы автор опирался на принципы историзма, использовал проблемно-хронологический, аналитический и биографический методы.
Практическая значимость работы. Материалы и выводы можно использовать в различных учебных учреждениях на предметах и дисциплинах по всеобщей истории.
Структура работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав с подпунктами, заключения, списка используемых источников и литературы.
Территориальные рамки: Италия, Швейцария, Англия, Германия.
Историография. Для написания данной исследовательской работы и раскрытия темы личности философа и самого инквизиционного процесса над Джордано Бруно использовались труды таких исследователей как Визгин В. П. “Идея множественности миров”, Йейтс Фрэнсис Амелия. “Джордано Бруно и герметическая традиция”, Карсавин “Джордано Бруно”, Коробков А. А. “Джордано Бруно”.
Источниковая база исследования. Для подробного изучения различных аспектов тематики исследования использовалась следующая база источников: Легойда В. “За что сожгли Джордано Бруно?”, Adam Frank “The Constant Fire: Beyond the Science vs. Religion Debate”, Cicuttini L. “Giordano Bruno”, Gatti H. “The Natural Philosophy of Giordano Bruno», Lectures on the History of Philosophy by G.W.F.Hegel.
Теории Бруно оказали влияние на научную и философскую мысль 17-го века и, начиная с 18-го века, были поддержаны многими современными философами. Как символ свободы мысли, Бруно вдохновил европейские либеральные движения 19-го века, в частности итальянский Рисорджименто (движение за национальное политическое единство).
Космологическое видение Бруно, безусловно, предвосхищает некоторые фундаментальные аспекты современной концепции вселенной; его этические идеи, в отличие от религиозной аскетической этики, апеллируют к современной гуманистической активности; и его идеал религиозной и философской терпимости оказал влияние на либеральных мыслителей.
С другой стороны, его акцент на магическом и оккультном был источником критики, как и его импульсивная личность.
Бруно выступает как одна из важных фигур в истории западной мысли, как предшественник современной цивилизации.
Католические историки утверждают, что на инквизиционном процессе Джордано Бруно речь шла не о научных и философских вопросах, не о бесконечности и вечности вселенной, а о вопросах богословия и религии; что его судили не как мыслителя, а как беглого монаха и отступника от веры.
Изучение философского наследия Бруно должно рисовать сложную историческую фигуру, которая находилась под влиянием различных интеллектуальных тенденций того времени, в период, когда современная наука только начинала появляться.
Дело Джордано Бруно было значимым сразу по нескольким причинам.
С одной стороны, он был последней жертвой, сожженной римской инквизицией. С другой стороны, страх перед похожей судьбой заставил Галилея отречься от своей веры в гелиоцентрическую теорию несколько лет спустя.
И наконец, идеи Бруно повлияли на пантеизм еврейского философа Баруха Спинозы и монадизм немецкого мыслителя Готфрида фон Лейбница.
Глава 1. Личность Джордано Бруно и хронология его инквизиционного процесса
1.1. Личностный портрет ученого Джордано Бруно
Для того, чтобы лучше понять философа и ученого, необходимо рассмотреть путь его жизни и становления в конкретную историческую эпоху.
Итак, Джордано Бруно был сыном профессионального солдата. В 1562 году Бруно отправился в Неаполь для изучения гуманитарных наук, логики и диалектики, а в 1565 году он уже вошел в доминиканский монастырь Сан Доменико Маджоре в Неаполе и принял имя Джордано. Из-за его неортодоксальных взглядов его вскоре заподозрили в ереси . Тем не менее, в 1572 году он был рукоположен в священники. В том же году его отправили обратно в неаполитанский монастырь для продолжения изучения богословия.
В июле 1575 г. Бруно закончил предписанный курс, что вызвало у него раздражение по богословским тонкостям. Он свободно обсуждал арианскую ересь, которая отрицает божественность Христа, и, как следствие, провинциальный отец ордена приготовил против него ересь, после чего Бруно бежал в Рим в феврале 1576 года.
Бруно отказался от доминиканского ордена и, блуждая по северной Италии, в 1578 году решил отправиться в Женеву, где впоследствии зарабатывал на жизнь корректурой и формал
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы и источников
1. Визгин В. П. Идея множественности миров. — М.: ЛКИ, 2007.
2. Джордано Бруно // Авадяева Е. Н., Зданович Л. И. 100 великих казней. — М: Вече, 2000. — 171—176 с.
3. Йейтс Фрэнсис Амелия. Джордано Бруно и герметическая традиция. Перевод Г. Дашевского. М.: Новое литературное обозрение, 2000. — 528 с.
4. Карсавин Л. П. Джордано Бруно. — СПб: Наука, 2016.
5. Коробков А. А. Джордано Бруно // Православная энциклопедия. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2003. — Т. VI. — С. 269-273. — 752 с.
6. Легойда В. За что сожгли Джордано Бруно? // Журнал “Фома” Электронный ресурс. Режим доступа: https://azbyka.ru/za-chto-sozhgli-dzhordano-bruno.
7. Элиаде М. История веры и религиозных идей. Том III. От Магомета до Реформации = Histoire des croyances et des idees religieuses. Tome III. De Mahomet a l'age des Reformes / Перевод Н. Б. Абалаковой, С. Г. Балашовой, А. Д. Давыдова, H. H. Кулаковой и A. A. Старостиной. — М.: Критерион, 2002.
8. Adam Frank, The Constant Fire: Beyond the Science vs. Religion Debate. - University of California Press, 2009.
9. Cicuttini L. Giordano Bruno. Milano, 1950, Cтp. 46. Publicazioni dell' Universita Cattolica del Sacro Cuore. Nuova serie, voi. XXXI.
10. Gatti H. The Natural Philosophy of Giordano Bruno // Midwest Studies In Philosophy, V. 26, Issue 1, pages 111—123, 2002.
11. Giordano Bruno biography. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www-history.mcs.st-andrews.ac.uk/Biographies/Bruno_Giordano.html)
12. Giordano Bruno. Dictionary of the History of Ideas. Philip P. Weiner, editor in chief. New York: Charles Scribner's Sons, 1974.
13. Lectures on the History of Philosophy by G.W.F.Hegel, Volume 3, pages 115-116.
14. O'Connor J.J. and Robertson E.F. Catholic Encyclopedia. Giordano Bruno. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.newadvent.org/cathen/03016a.htm.