Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Раздел 1. Экономико–географическая характеристика Приволжского федерального округа 5
Раздел 2. Характеристика транспортной сети заданного федерального округа и направления основных грузопотоков 15
Раздел 3. Расчет густоты железнодорожной сети по областям, входящим в заданный федеральный округ, и по региону в целом 18
Раздел 4. Составление экономико–географической карты Приволжского федерального округа и картосхемы развития транспортной сети региона. 21
Заключение 33
Список использованной литературы 34
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы связана с тем, что многие современные промышленные центры осуществляют железнодорожные перевозки, которые позволяют им сэкономить средства на доставку грузов автомобильным транспортом. В виду ввода ограничений на автомобильный транспорт, например, системы «Платон», железнодорожный транспорт становится все более актуальным видом транспортом среди грузоперевозок. Железнодорожные перевозки — это хорошее соотношение цены и качества, чем они и привлекательны для грузоотправителей. Наиболее удобным способом перемещения груза, чтобы он не потерял свою сохранность, считается контейнерная железнодорожная перевозка. Железнодорожный комплекс является связующим звеном единой экономической системы, обеспечивает стабильную деятельность промышленных предприятий, и относится к наиболее доступным для населения видом транспорта, выполняя 58% междугородних и 59% пригородных перевозок.
Целью курсовой работы является экономическо-географическая характеристика Приволжского федерального округа.
Задачи работы:
1. Рассмотреть экономико-географическую характеристику Приволжского федерального округа.
2. Рассмотреть транспортную сеть Приволжского федерального округа.
3. Провести расчет густоты железнодорожной сети по областям, входящим в заданный федеральный округ, и по региону в целом.
4. Составить экономико-географическую карту Приволжского федерального округа и картосхемы развития транспортной сети региона.
Объект исследования – железнодорожный комплекс Приволжского федерального округа.
Предмет исследования – транспортная сеть Приволжского федерального округа.
Научной основой для выполнения работы послужили труды отечественных и зарубежных авторов в области рассмотрения проблематики развития транспортной сети Приволжского федерального округа.
Методы исследования: сравнительный анализ, графический и математический аппарат, функциональный.
Информационная база. Основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных авторов, нормативно–правовая база, информационные источники.
Раздел 1. Экономико–географическая характеристика Приволжского федерального округа
Приволжский федеральный округ занимает центральную и восточную часть европейской части России. Большая часть территории ПФО расположена в бассейне реки Волги.
На севере Приволжский федеральный округ граничит с Северо–Западным федеральным округом, на востоке – с Уральским федеральным округом, на юге – с Казахстаном и Южным федеральным округом, на западе – с Центральным федеральным округом.
На территории Приволжского федерального округа произрастают таежные и широколиственные леса, значительную часть занимают степи. ПФО богат такими залежами полезных ископаемых как нефть (13 % от общероссийских), газ (2 %), фосфориты (60 %), цинк (19 %), медь (16 %), серебро (14 %), золото (7 %).
Основные отрасли промышленности ПФО: многоотраслевое машиностроение; нефтегазовый и химический комплекс; приборостроение; электронное машиностроение и электротехническая промышленность; электроэнергетика; судостроение; производство строительных материалов.
В состав Приволжского федерального округа входят 14 субъектов Российской Федерации. Центром Приволжского федерального округа является г. Нижний Новгород.
С 2010 года наблюдается тенденция постоянного спада численности населения Приволжского федерального округа. Доля округа в общероссийском валовом внутреннем продукте превышает 15 процентов. Приволжский федеральный округ входит в число наиболее плотно населенных территорий России.
В Приволжском федеральном округе в декабре 2017 – феврале 2018 года уровень безработицы (отношение численности безработных к численности рабочей силы) составил 5,1% (в России – 5,8%). Данные статистики за период с 2010 по 2017 год представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Уровень безработицы в ПФО в процентном соотношении, 2010–2017 гг.
Если рассматривать данные о численности безработных в Приволжском федеральном округе с 2010 по 2017 год в виде графика, можно заметить, что с 2012 по 2014 год данным показатель падал быстрыми темпами, что может говорить о грамотной социально–экономической политике в регионе на тот период времени (рисунок 2).
Рисунок 2. Численность безработных в ПФО, 2010–2017 гг.
Важным показателем социально–экономического развития региона является показатель средней рыночной стоимости квадратного метра жилой площади.
В 2017 году в ПФО на первом месте по данному показателю снова Нижегородская область – 42 744 руб. (таблица 1). Второе место в ценовом рейтинге по федеральному округу занимает Самарская область – 36 674 рубля. Татария расположилась на третьем месте – 36 207 рублей. Относительно второго квартала показатель в республике увеличился на 2,6%, или на 918 рублей. Между тем, в первом квартале 2017 года стоимость квадратного метра на вторичном рынке региона составляла 56 337 рублей, а на первичном – 56 343 рубля.
Следующий показатель – «строительство жилых домов», на графике представлены фактические значения (в тыс. кв. метрах) и процент к соответствующему периоду предыдущего года. Данные представлены на начало каждого года в период с 2009 по 2017 год (рисунок 3).
Рисунок 3. Строительство жилых домов в ПФО, 2009–2017 гг.
На графике видно, что в 2015 году в ПФО были максимальные показатели строительства жилых домов (1166,40 тыс. кв. метров)), а минимальные в 2010 году (579, 50 тыс. кв. метров). В 2017 и 2016 годах наблюдается спад по сравнению с 2015 годом.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Федеральный закон № 10 ФЗ «О государственном регулировании развития авиации» от 8 января 1998 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://base.garant.ru/175962 (дата обращения 07.04.2018).
2. Авиация / Под ред. Г.П. Свищева // Большая российская энциклопедия — М., 1994. — 736 с.
3. Аэропорты и аэродромы России // Приложение к информационно–аналитической газете «Транспорт России». — 2015. — Август. — 12 с.
4. Воздушный кодекс РФ. — М.: ООО «Редакционная группа», 2015. — 80 с.
5. Единая транспортная система: учебник для студентов вузов [В.Г. Галабурда, В.А. Персианов, Н.А. Троицкая и др.] / под ред. В.Г. Галабурды. — 2–е издание. — М.: Транспорт, 2015. — 302 с.
6. Дыбская В.В., Управление складированием в цепях поставок — М.: Изд. «Альфа–Пре». 2015. — 720 с.
7. Майоров Н.Н., Фетисов В.А.. Практические задачи моделирования транспортных систем. Учебное пособие. ГУАП. 2015. — 185 с.
8. Морской фасад — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://portspb.ru (дата обращения 06.04.2018).
9. Обслуживание к трапу // Транспорт России. 2017. — № 28. — С. 5.
10. Особенности и проблемы развития трубопроводного транспорта — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://spb–tei.ru/2008/09/17/truboprovodnyjj–transport (дата обращения 06.04.2018).
11. Стратегия социально–экономического развития Северо–Западного федерального округа на период до 2020 года. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://www.minregion.ru/pages/433?locale=ru (дата обращения 01.03.2018).
12. Терешина Н.П., Левицкая Л.П. Радиовидение., Шкурина Л.В.. Экономика железнодорожного транспорта. Учеб. пособие для вузов / Под ред. Н.П. Терешиной. — М.: ФГБОУ «Учебно–методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2016. — 636 с.
13. Чистяков А.Н., Соколов Ю.В. Балтийская трубопроводная система. (БТС) Окно в Европу. — 2016. – 351 с.
14. Копылова А.С., Амзеев А.Н., Ивакина И.Т. [и др.] АНАЛИЗ ТРАНСПОРТНОЙ СЕТИ САНКТ–ПЕТЕРБУРГА, ЕЕ ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч.–практ. конф. № 4(11). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/4(11).pdf (дата обращения: 06.12.2018)