Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Деятельность некоммерческих организаций приобретает большую значимость в экономике Российской Федерации. Некоммерческие организации ведут активную деятельность и оказывают услуги информационного, образовательного и социального характера. Повышение числа данных организаций, усложнение их функций и расширение сферы деятельности становятся причиной более жестких требований, которые предъявляются к налоговикам и бухгалтерам. В соответствии с налоговым законодательством налоговый статус некоммерческих и коммерческих организаций уравнен, так как к ним применяется единый подход в налогообложении. Налоговая политика страны в отношении некоммерческого сектора экономики ориентирована на поддержку организаций, осуществляющих деятельность в социально значимых областях. Главный инструмент ее реализации–предоставление некоммерческим организациям дополнительных налоговых льгот.
Таким образом, требуется совершенствование системы налогообложения некоммерческих организаций в зависимости от масштабов и видов осуществляемой деятельности, упрощения процедур налогового контроля в их отношении. Необходимо выработать целостную систему налогового учета в некоммерческих организациях, которая будет охватывать все стороны их деятельности. Этим и определяется актуальность исследования, направленного на совершенствование системы налогообложения некоммерческих организаций.
Цель исследования–рассмотрение особенностей налогообложения некоммерческих организаций. Для достижения поставленной цели решены задачи по рассмотрению теоретических и практических аспектов рассматриваемой темы.
Объектом исследования выступает Фонд развития культуры «Гармония» - некоммерческая организация, осуществляющая деятельность в г. Санкт-Петербург по популяризации культуры, организации мероприятий.
Предметом исследования выступают финансово–экономические отношения, которые складываются между некоммерческими организациями и государством. Проблемы налогообложения некоммерческих организаций рассмотрены учеными и специалистами: Ахиновым Г.А., Борей М.Р., Вареха Ю.М., Галимзяновым Р.Ф., Гуськовым С., Давликамовой Г., Евстигнеевым Е.Н., Жуковой Е.И.
При написании курсовой работы были использованы различные источники, такие как Налоговый кодекс Российской Федерации, периодические источники, учебно–методические пособия, учебники.
Методология исследования основана на методах системного, логического и анализа, а также синтеза практического и теоретического материала, научной абстракции, индукции и дедукции, моделирования, прогнозирования.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
1. Теоретические аспекты налогообложения некоммерческих организаций
1.1. Экономические и правовые особенности финансовой деятельности некоммерческих организации
В ст. 50 ГК РФ приведено определение некоммерческих организаций. В соответствии с данной статьей некоммерческие организации–это организации, которые в качестве цели своей деятельности не преследуют извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками.
Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке. Существуют следующие формы некоммерческих организаций:
– некоммерческое партнерство (НП),
– автономная некоммерческая организация (АНО),
–учреждение; общественное объединение,
– ассоциация (союз),
–фонд,
– благотворительная организация,
– садоводческое, огородническое, дачное объединение,
– кооперативы разных направлений
– саморегулируемая организация (СРО),
– и др.
Согласно ст.15 ФЗ «О некоммерческих организациях» учредителями некоммерческой организации, в зависимости от ее организационно–правовой формы, могут выступать граждане и (или) юридические лица. Некоммерческие организации формируют свою материальную базу за счет членских взносов, которые носят регулярный характер. Также возможно формирование материальной базы данных организаций за счет добровольных взносов в виде грантов, пожертвований и т. п.
Любая некоммерческая организация отвечает по личным обязательствам имуществом, которое находится в ее собственности. Стоит заметить, что деятельность некоммерческих организаций направлена на реализацию общественной миссии, достижение каких–либо общественных целей, выраженных в различных проектах и программах, а не на максимизацию прибыли от использования имущества. Но необходимо учитывать, что не все формы некоммерческих организаций соответствуют критерию «нераспределение прибыли между участниками». К примеру, в соответствии с ГК РФ потребительские кооперативы могут распределять доходы, полученные от предпринимательской деятельности между своими членами. В связи с этим п. 3 ст. 1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» не распространяется на потребительские кооперативы.
В соответствии с законодательством некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность, если доходы, приносимые этой деятельностью, используются для достижения целей, для которых они созданы. Подобная деятельность для большинства некоммерческих организаций носит вынужденный характер и осуществляется для поддержания нормальных условий работы. Если существует необходимость расширения предпринимательской деятельности, некоммерческие организации вправе быть вкладчиками в товариществах на вере и участниками хозяйственных обществ, хотя цели этих обществ могут не соответствовать целям некоммерческих организаций.
Не ко всем некоммерческим организациям может быть применена процедура банкротства, тогда как к коммерческим организациям данная процедура применяется. Федеральный закон № 127–ФЗ от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)» гласит, что действие данного закона не распространяется на учреждения, политические партии и религиозные организации.
Некоммерческие организации могут функционировать в некоторых случаях без государственной регистрации. В этом состоит отличие некоммерческих организаций от коммерческих. В соответствии с законодательством РФ о некоммерческих организациях для некоторых разновидностей общественных организаций, движений, учреждений, органов общественной самодеятельности и фондов разрешено создание без государственной регистрации. В подобных ситуациях организации не являются субъектами гражданских правоотношений и выполняют свои функции, не имея прав юридического лица. В остальном же к некоммерческим и коммерческим организациям предъявляются одинаковые требования, например действие Федерального закона № 128–ФЗ от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» распространяется и на некоммерческие организации. В формировании, распределении и контроле за финансовыми ресурсами проявляются особенности некоммерческих организаций.
Налоговый кодекс РФ гласит, что любые некоммерческие организации должны точно так же предоставлять налоговые декларации с включением всех расчетов по налогам и сборам в федеральный, региональный и местный бюджеты.
Также НКО должны вести бухучет и сдавать бухгалтерскую отчетность на общих основаниях, прописанных в российском законодательстве.
В бухгалтерской отчетности НКО, необходимой для налаживания системы налогообложения некоммерческой организации, должны содержаться сведения об уставной и коммерческой работе. НКО могут сами разрабатывать и принимать формы бухгалтерской отчетности на основе образцов, представленных Российским министерством финансов.
Если НКО не ведет предпринимательскую деятельность, соответственно, сведения об этом отсутствуют, организация может отказаться от предоставления следующих документов строгой отчетности:
• Отчета о корректировке капитала (форма №3);
• Отчета о движении финансов (форма №4);
• Приложения к бухгалтерскому балансу (форма №5);
• Пояснительной записки.
Организации, получающие бюджетное финансирование, также обязаны предоставлять сведения об использовании этих средств. Их вносят в форму, утвержденную Минфином РФ, и включают в общую бухгалтерскую отчетность. Подача отчетности сопровождается письмом, в котором указываются сведения обо всех документах, включенных в ее состав.
Эти два типа налогов чаще всего подлежат уплате при налогообложении некоммерческой организации. При их взимании в обязательном порядке учитываются льготы, обусловленные спецификой работы некоммерческих организаций. Эта специфика заключается в следующем
• Извлечение прибыли не является приоритетной задачей НКО (в соответствии с Гражданским кодексом РФ). А на предоставление некоторых видов услуг некоммерческие организации должны получать лицензию;
• НКО вынуждены предоставлять юридическим и физическим лицам определенные услуги на возмездной основе или осуществлять иную
Фрагмент для ознакомления
3
1. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 № 117–ФЗ (ред. от 25.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019)// «Парламентская газета», № 151–152, 10.08.2000
2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51–ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019)// «Российская газета», № 238–239, 08.12.1994
3. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7–ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О некоммерческих организациях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // «Российская газета», № 14, 24.01.1996
4. Приказ ФНС России от 19.10.2016 № ММВ–7–3/572@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в электронной форме» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.10.2016 № 44161)// Официальный интернет–портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 28.10.2016
5. Письмо Минфина России от 15.07.2016 № 03–03–07/41469 Об учете в целях налога на прибыль доходов (расходов) некоммерческих организаций // Справочно–правовая система «КонсультантПлюс»
6. Письмо Минфина России от 10.10.2016 № 03–03–10/58937 О налоге на прибыль при реализации некоммерческой организацией имущества, приобретенного за счет целевых поступлений// Справочно–правовая система «КонсультантПлюс»
7. Акимова Е.В. Налоговые льготы / под ред. Т.В. Гороховой. 3–е изд., перераб. и доп. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2016. 546 с.
8. Ермолова О.Н. Юридические лица как субъекты предпринимательской и некоммерческой деятельности // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. № 7. С. 10 – 14.
9. Киселева Т.Ю. Анализ формирования и использования финансовых ресурсов некоммерческих организаций в современных условиях // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2017. № 19. С. 34 – 47
10. Лермонтов Ю.М. Постатейный комментарий к главе 26.2 НК РФ «Упрощенная система налогообложения» // СПС КонсультантПлюс. 2017
11. Стародубцева И. Нюансы составления сметы некоммерческих организаций // Новая бухгалтерия. 2017. № 1. С. 104 – 114.
12. Спицына Т.В. Пониженные тарифы страховых взносов – 2017 для некоммерческих организаций – «упрощенцев» // Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение. 2017. № 10. С. 30 – 38.
13. Семенихин В.В. Налог на имущество организации. 6–е изд., перераб. и доп. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2018. 259 с
14. Семенихин В.В. Некоммерческие организации – налогообложение и бухучет. 2–е изд., перераб. и доп. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2017. 444 с.
15. Семенихин В.В. Налог на добавленную стоимость. 5–е изд., перераб. и испр. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2018. 2397 с
16. Официальный сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс]: https://www.nalog.ru/rn77/taxation/nkotaxes/ (Дата обращения 19.01.2019)