Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Налоговая политика влияет практически на все социально-экономические сферы страны и неразрывно связана со многими элементами государственного управления: кредитно-денежной политикой, ценообразованием, структурной реформой экономики, торгово-промышленной политикой и др. Манипулируя налоговой политикой, государство стимулирует экономическое развитие или сдерживает его. Однако главным направлением налоговой политики в конечном итоге является обеспечение экономического роста. Именно с экономическим ростом связываются показатели развития производства и его эффективности, возможности повышения материального уровня и качества жизни. Но Россия нуждается не просто в развитой налоговой политике, а именно в эффективной налоговой политике.
В современных условиях налоговая политика постепенно развивается и претерпевает многочисленные изменения, такие как: ужесточение ставки налогов, введение новых, пересматривают или отменяю те налоги, которые являются не оптимальными на данном этапе развития и улучшения налоговой политики. Основной проблемой налоговой политики является слишком медленное исполнение задач и меры в области налоговой политики.
Меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в плановом периоде для решения существующих проблем налоговой политики.
Для Российской Федерации налоговая политика - это молодая самостоятельная часть финансовой политики, и о грамотной налоговой политике говорить еще довольно-таки рано. Но правительство стремится к ее совершенствованию путем внесения различных изменений в нормативно-правовые акты, созданием новых и проведением различных реформ в данном направлении.
Таким образом, основные направления налоговой политики направлены на минимизацию налогового бремени, однако сейчас можно заметить увеличение налоговой нагрузки на население и организации, введением различного рода налогов в ближайшем финансовом году и плановом периоде .
Цель исследования – изучить и проанализировать формирование и реализацию налоговой политики на современном этапе социально-экономического развития России, стимулирующие и дестимулирующие эффекты налогообложения, нвестиционные льготы как способ привлечения инвестиций (на примере С.-Петербурга).
Задачи исследования:
1) изучить формирование и реализация налоговой политики на современном этапе социально-экономического развития России;
2) рассмотреть стимулирующие и дестимулирующие эффекты налогообложения;
3) проанализировать инвестиционные льготы как способ привлечения инвестиций (на примере С.-Петербурга).
Объект исследования – формирование и реализация политики.
Предмет исследования – налоговая политика РФ.
Работа по структуре состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
1 Формирование и реализация налоговой политики на современном этапе социально-экономического развития России
Для успешного развития дальнейшей деятельности в ФНС на протяжении ряда лет ведется работа по улучшению налоговой системы России. Рассмотрим мероприятия, реализация которых запланирована на ближайшую перспективу, в частности на 2019 год. В первую очередь, предполагается разработка основных направлений налоговой политики для создания условий, необходимых для устойчивой и эффективной налоговой системы. Безусловно, экономическая ситуация в России на сегодняшний день остается достаточно непростой, при этом налоговые органы стараются сделать всё возможное для того, чтобы стоящие перед ними задачи были решены на наивысшем уровне. Статистические данные отражают номинальный рост заработной платы и снижение уровня инфляции до 2,5% в 2017 году. При этом, как свидетельствует статистика, в России имеет место тенденция снижения роста реальных доходов населения, не является исключением и 2018 год. Безусловно, это находит отражение в замедлении темпов роста НДФЛ, так как рост номинальной заработной платы не превышает динамику снижения реальных доходов. Однако это не мешает НДФЛ из года в год показывать хорошие результаты своих поступлений на фоне других налогов налоговой системы РФ.
В 2016 году наибольшие поступления в бюджет были получены от НДФЛ, в отличие от 2014-15 годов, когда лидером являлся налог на добычу полезных ископаемых. Меньше всего из перечисленных налогов занимает доля доходов от налога на имущество, однако и его размер стабильно увеличивается с каждым годом.
Также следует отметить и рост поступлений в бюджет акцизов, НДС, налога на прибыль организаций. Анализ статистических данных позволяет сделать вывод, что тенденции налоговой политики реализуются через механизмы исчисления отдельных видов налогов и находят свое выражение в показателях налоговой нагрузки . Объяснения этому могут быть разными. Например, имеет место такая тенденция, как фиксация созданных налоговых условий для коммерции в течение 4-х лет, начавшаяся в 2014 году. Учитывая снижение поступлений в бюджет от нефтегазового сектора, можно было наблюдать и сокращение налоговой нагрузки, т. е. уровня налогового бремени, на российскую экономику до 30% в 2015. На сегодня этот показатель уже составляет 47,4% (при этом средний по миру = 40,6%) .
Странами с самым низким указанным показателем, согласно рейтингу Paying Taxes 2018, составленного Всемирным банком совместно с аудиторской компанией PricewaterhouseCoopers по итогам 2017 года, признаны Казахстан и Кыргызстан, соответственно, с самым высоким - Таджикистан и Узбекистан. Согласно данным информационного агентства ТАСС, в 2017 году консолидированный бюджет РФ получил 17,3 трлн. руб. в виде доходов от налогов, превысив аналогичный показатель 2016 года на 20%. Также главой ФНС М.В. Мишустиным указано, что подобные темпы роста являются огромным достижением, так как подобных цифр не наблюдалось в течение последних 5 лет. Было упомянуто, что двузначные темпы роста, в свою очередь, показали акцизы - 1,5 трлн. рублей с ростом на 17,6%, имущественные налоги - 1,2 трлн. рублей с ростом на 11,9%, НДФЛ - 3,3 трлн. рублей с ростом на 7,7%, что выше роста заработной платы, которая в 2017 году увеличилась на 7,2%. Главой ФНС отмечено, что такой результат по нефтегазовым доходам вызван не только ростом ВВП в отличие от его уменьшения в 2015-2016 годах, но и переменами в нормативной базе. "Около 400 млрд. рублей, или 4-я часть от структуры прироста, наблюдаются благодаря налоговому администрированию, из чего следует, что значительно уменьшилась незаконная деятельность и деловая среда стала прозрачнее и эффективнее", - как указано в сообщении М.В. Мишустина.
В современных приоритетах РФ в области бюджетных расходов и бюджетных доходов в области налоговой политики содержатся следующие предложения:
1. ввести налог на добавленный доход (НДД) в нефтяной отрасли для пилотных месторождений (как новых, так и уже разрабатываемых);
2. обеспечить содействие малому бизнесу (например, с помощью введения налоговых каникул либо снижения налогообложения их расходов на приобретение ККТ и др.);
3. внести корректировки в налоговое законодательство относительно соглашений об избежание двойного налогообложения, наладить автоматический обмен налоговыми данными с налоговыми органами других стран.
4. внести ясность в процедуру налогообложения доходов, полученных самозанятыми гражданами до подачи ими уведомлений.
Чаще всего налоговая нагрузка в рамках проводимой налоговой политики обусловлена изменением элементов налогов, а именно: налоговой ставки или базы, а также введением повышающих коэффициентов на определённый период времени. Примерами такой политики в России могут служить имущественные налоги с использованием кадастровой стоимости, транспортный налог, земельный налог.
До сих пор наблюдается тенденция, включающая всё разнообразие путей обложения полезных ископаемых, особенно связанных с добычей нефти. В этом смысле прослеживается тесная связь налоговой и таможенной политик, так как, снижая экспортные пошлины на нефть, налоговые органы повышают долю НДПИ. Вместе с этим увеличиваются цены на нефть в стране, но, с другой стороны, бюджет нашей страны становится менее зависим от экспортных пошлин. Не менее сильной является взаимосвязь налоговой с бюджетной политикой.
К примеру, если раньше в федеральный бюджет от налога на прибыль организаций направлялось 2%, а 18% шли в бюджет региона, то с 1 января 2017 года до 31 декабря 2020 года включительно распределять налог нужно, учитывая новое соотношение ставок (п. 1 ст. 284 НК РФ в ред. Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ), соответственно 3% и 17%.
Принято такое решение было с целью увеличения доходной части федерального бюджета. Современная налоговая политика подразумевает меры по поддержке малого и среднего бизнеса, в основном с помощью использования специальных налоговых режимов .
Так, основные условия применения патентной системы для ИП определены в НК, но гораздо важнее здесь будет роль субъектов, которые самостоятельно определяют размер дохода за год, исходя из которого налогоплательщики исчисляют величину патента.
Также в 2016 году была введена новая льготная система налогообложения и регистрации бизнеса – патент для самозанятых граждан. Министерство финансов после выступления президента уточнило в «Основных направлениях налоговой политики» срок действия такой льготы - 2 года, также уточнив конечную дату – 31 декабря 2018 года. Нельзя не упомянуть о такой тенденции налоговой политики, как налоговый мониторинг, которая появилась в России с 1 января 2015 года (п. 8 ст. 1, ст. 2 Закона от 4 ноября 2014 г. № 348-ФЗ). Эта тенденция подразумевает форму предварительного контроля с оперативным общением между налогоплательщиками и налоговыми органами, указывая на процесс улучшения налогового администрирования в нашей стране. В настоящее время Министерством финансов РФ был разработан проект, затрагивающий основные направления таможенно-тарифной и налоговой политики государства на ближайшие три года.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 13.07.2015 № 214-ФЗ, №232-ФЗ (ред. от 10.10.2016)
2. Актуальные вопросы юридической науки, права и правосудия 2018. Материалы конференции. - Н.Новгород: НФ РГУП, 2018. - 787 с.
3. Державинские чтения в Республике Мордовия 2018 XIV. Часть 2. Материалы конференции. - Саранск: ЮрЭкс-Практик, 2018. - 244 с.
4. Ильин В. А., Поварова А. И. Проблемы регионального развития как отражение эффективности государственного управления // Экономика региона. 2014. № 3. С. 48–63.
5. Комарова Г.П., Ярунина А.Г., Быков С.С. и др. Налоги и налоговое администрирование. Учебное пособие. - Иркутск: БГУ, 2018. - 222 с.
6. Лыкова Л. Н. Налоговая политика и возможности экономического роста: региональный аспект // Федерализм. 2016. № 1. С. 107–120
7. Пинская М. Р. Оценка эффективности налоговых льгот: анализ имеющихся подходов // Налоговая политика и практика. 2014. № 8 (140). С. 24–28.
8. Право и правосудие в современном мире 2018. Часть 1. Сборник статей. - СПб.: РГУП, 2018. - 488 с.
9. Российское правоведение: трибуна молодого учёного 2018. Сборник статей. - Томск: ТГУ, 2018. - 356 с.
10. Сиделина С.В., Харченко В.И., Кузнецова В.В. Направления налогового регулирования на современном этапе в РФ // Хроноэкономика – 2018 - №3 – С. 137-143
11. Сидорова Е. Н., Татаркин Д. А. Финансовый потенциал регионов и их социально-экономическая привлекательность. Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 2013. 385 с.
12. Виды, сущность и функции налогов - https://businessman.ru/new-vidy-sushhnost-i-funkcii-nalogov.html
13. Налоговая политика России в современных условиях. - http://arbir.ru/articles/a_3486.htm
14. Налоговые льготы как фактор привлечения инвестиций в экономику региона. - http://naukarus.com/nalogovye-lgoty-kak-faktor-privlecheniya-investitsiy-v-ekonomiku-regiona
15. Официальный сайт Министерства финансов РФ. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов. - www.minfin.ru/
16. Официальный сайт Российской газеты. С.Белов: Федеральный выпуск №7513 (50) от 11.03.201 - https://rg.ru/ –8
17. Официальный сайт Федеральной налоговой службы - https://www.nalog.ru/