Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ ДВИЖЕНИЙ РУК В ЗАВИСИМОСТИ ОТ
СТИЛИСТИКИ БАЛЕТНОГО СПЕКТАКЛЯ ………….
4
1.1. Виды стилистики балетного спектакля …………………….. 4
1.2. Общая структура движений рук в зависимости
от стилистики балетного спектакля .……………..………….
9
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ ДВИЖЕНИЙ РУК В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТИЛИСТИКИ БАЛЕТНОГО СПЕКТАКЛЯ С.С. ПРОКОФЬЕВА
«КАМЕННЫЙ ЦВЕТОК» В ПОСТАНОВКЕ
Ю.Н. ГРИГОРОВИЧА............................................................
12
2.1. Стилистика балетного спектакля С.С. Прокофьева
«Каменный цветок» в постановке Ю.Н. Григоровича ..........
12
2.2. Структура движений рук в зависимости от стилистики
балетного спектакля С.С. Прокофьева
«Каменный цветок» в постановке Ю.Н. Григоровича …..…
14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………... 18
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ……………………….…. 20
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Балетом является вид искусства, в котором воплощаются средства хореографии в зависимости от стилистики произведения. Балетный спектакль всегда имеет сюжет, идею, тему, драматургическое наполнение, либретто. Танцор балета - актер, который при помощи танца передает взаимоотно-шение героев, их общение друг с другом, суть происходящего на сцене.
Балет появился в Италии в XVI столетии. В это время хореографические сценки входили как эпизод в музыкальное представление или оперу. Позже уже во Франции, балет уже получает развитие как пышное, возвышенное придворное действо. Первые французские балеты в своей базе имели при-дворные и народные мелодии и танцы. В спектакле, наряду с музыкальными были и разговорные и драматические сюжеты.
Актуальность исследования специфики движений рук в зависимости от стилистики балет-ного спектакля определена основной проблемой хореографии, как культуры радикального изме-нения оперно-балетных произведений. Например, как писатель пишет роман, оперируя словом; так и балетмейстер, оформляя творческую работу над произведением, формирует некую специфи-ку движений рук в соответствии со стилистикой балетного спектакля.
Объект исследования: стилистика балетного спектакля.
Предмет исследования: специфика движений рук в зависимости от стилистики балетного спектакля.
Цель исследования: изучить специфику движений рук в зависимости от стилистики балет-ного спектакля.
Для достижения поставленной цели нами были сформулированы следующие задачи:
1. изучить литературу по заданной теме;
2. описать виды стилистики балетного спектакля;
3. определить общую структуру специфики движений рук в зависимости от стилистики балет-ного спектакля;
4. охарактеризовать стилистику балетного спектакля С.С. Прокофьева «Каменный цветок» в постановке Ю.Н. Григоровича;
5. рассмотреть структуру движений рук в зависимости от стилистики балетного спектакля С.С. Прокофьева «Каменный цветок» в постановке Ю.Н. Григоровича.
Гипотеза исследования: специфика движений рук напрямую зависит от стилистики балетного спек-такля.
Для нашего исследования значение имели работы современных теоретиков и практиков балетно-хореографического искусства: Л.Д. Блок, А.Я. Вагановой, И.Я. Вершиной, В.М. Богданова-Березовского, Р.В. Захарова, Ю.Е. Соколовского, др. Эстетические проблемы формирования пла-стической культуры балета рассматривали В.В. Ванслов, А.Л. Волынский, П.М. Карп и др.; тему спе-цифики движений рук и правил их исполнения – Н.П. Базарова, В.С. Костровицкая, А.А. Писарев, Н.И. Тарасов и др.
В контексте изучения специфики движений рук в зависимости от стилистики балетного спектакля выделены труды Г.П. Блиновой, Т.И. Баклановой, Е.И. Григорьевой, Е.М. Клюско, Л.И. Михайло-вой, Е.И. Смирновой, Э.И. Петровой и др. В выше указанных исследованиях рассматриваются направления движений рук в зависимости от стилистики балетного спектакля.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных историков, исследователей балетного искусства, в основу которых положены идеи стилистики балетного искусства и специфи-ки движений актера на сцене.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
СПЕЦИФИКИ ДВИЖЕНИЙ РУК
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТИЛИСТИКИ
БАЛЕТНОГО СПЕКТАКЛЯ
1.1 Виды стилистики балетного спектакля
В период средневековья хореографическое искусство постепенно двигалось вперед. Ограниченный в свободе народ искал веселья в танцах. Именно народные пляски послужили основой для разви-тия придворных танцев, в частности балета.
В период средневековья все острее ощущается разделение между танцами простого народа и тан-цами аристократии. Придворные танцы представляли собой переработанные и видоизмененные согласно правилам этикета танцы. Попадая в дворцовые залы, они приобретали сдержанность, величавость, замедленность.
Балет – вид искусства, воплощенный в движении средствами хореографии. Согласно стилистиче-ским особенностям балет можно подразделить на несколько видов:
- романтический балет;
- классический балет;
- неоклассический балет;
- современный балет или модерн;
- драмбалет.
Романтический балет нашел свое воплощение в эпоху романтизма в начале и середине XIX века. Многие литографии данного периода склонялись к идее невесомости в балетах романтизма. Например, активно идея невесомости прослеживалась в таких балетах, как «Сильфида», «Жизель». Романтический балет всегда отличался отдельной идентичностью сценариста или автора от хорео-графа. Так же стилистика романтического балет всегда основывалась на музыке для балета конца XVIII и начала XIX веков .
Романтические балеты делятся чаще всего на два акта. Первый из них представлен зрителям в све-те дня, связан с реальностью. Второй же - в сверхъестественном мире, ночью, где чаще всего про-исходит трагическое окончание. Романтическая эпоха выделила роль танцора: главный герой женщины – основной компонент и важная часть всего балета. Полное подтверждение романтиче-ского балета произошло, когда Филипп Таглиони, отец Марии, создал специально для нее знаме-нитый балет «Сильфида». Для нее художник Эжен Лами создал легкий костюм, позже ставший эм-блемой романтической танцовщицы с именем пачки .
Балерина в эпоху романтизма являлась доминантой всего спектакля. Стиль движения для роман-тических балерин характеризовался мягкими округлыми руками передним наклоном в верхней ча-сти тела. В сюжетах многих романтических балетов принимали участие женщины-сильфы, вилисы, призраки, порабощающие сердца и чувства смертных людей, не дававши им жить счастливо в ре-альном мире.
Костюм романтической танцовщицы – романтическая пачка. Романтический балет в своей стили-стике много использует газовое освещение. Газовое освещение позволяет смягчать эффекты и другие тонкости.
В классическом балете движения танцора стремятся к геометрической ясности и выворотности. Самобытность русского исполнительства, который соединил в себе различные европейские спо-собности различных европейских школ привела к созданию знаменитого на весь мир классическо-го русского балета .
Сценарий классического балета сложно структурирован и подчинен шаблону. Основой языка клас-сического балета является классический танец. Он состоит из пар, которые создают алфавит. Ба-летная музыка была специальной профессией, требовала особых навыков, знаний, опыта. Музыка балета должна была ясно выражать жестикуляцию персонажей, их эмоциональные движения, об-ладать четким правильным ритмом, верным размером, длительностью, характером; она должна была быть острой и запоминающейся. А главное — удобной для танцев: учитывать и размечать прыжки, пируэты, позировки . Кроме того, писать балеты нужно было быстро — императорский театр работал как фабрика.
Классический балет показывает пирамиду идеального государства, цветущего своей красотой. Именно балерина в классическом балете символизирует фигуру монарха. Классический балет все-гда являлся любимым зрелищем императорской фамилии.
Неоклассическим балетом является танец, появившийся в 1920 году, развитие получил в XX веке. Балетмейстером неоклассического балета являлся Джон Баланчин. Взаимодействия Д. Баланчини с Пикассо, Матиссом, Шанель, Дебюсси, Стравинским, Прокофьевым и др. привели к исследова-нию неоклассицизма с помощью танца. В данном стиле балетного
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бекина, С.И. и др. Музыка и движение [Текст] / С.И. Бекина, М.; ЮНИТИ, 2015. – 302 с.
2. Блазис, К., Танцы вообще, балетные знаменитости и национальные танцы [Текст] / К. Бла-зис.- М.: Инфо, 2014. – 153 с.
3. Борисоглебский, М.В. Большая российская энциклопедия. РУССКИЙ БАЛЕТ [Текст] / М.В. Борисоглебский. - М.: ЮНИТИ, 2014. – 132 с.
4. Борисоглебский, М. В. Материалы по истории русского балета [Текст] / М.В. Борисоглеб-ский. – СПб.: Инфо, 2016. – 163 с.
5. Вальберх, И. Из архива балетмейстера. Дневники, переписка, сценарии. / Ред. и вступ. ст. Ю. И. Слонимского [Текст] / И. Вальберх. - M.: ИНФРО, 2018. – 145 с.
6. Валукин, Е.П. Проблемы наследия в хореографическом искусстве [Текст] / Е.П. Валукин. - М.: Инфо, 2016. - 231 с.
7. Ванслов, В. В. Балетный Театр Наталии Касаткиной и Владимира Василёва [Текст] / В.В. Ванслов. – СПб.: ИНФРО, 2017. – 132 с.
8. Глушковский, А., Воспоминания балетмейстера. / Публ. и вступ. ст. Ю. И. Слонимского [Текст] / А. Глушковский. - М.: ИНФРО, 2016. – 314 с.
9. Догудовский, В.В. Танцевальность как основа формирования пластической культуры хорео-графа // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств [Текст] / В.В. Долгудовский. - 2013. - № 6. – 212 с.
10. Догудовский, В.В. Балетная осанка как основа формирования пластической культуры уча-щихся хореографических училищ // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств [Текст] / В.В. Долгудовский. - 2012. - № 3. - 190 с.
11. Догудовский, В.В. Поиск пластических форм самовыражения исполнителей в балетных сту-диях 1920-х годов // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств [Текст]/ В.В. Долгудовский. - 2015. - № 5. - 170 с.
12. Красовская, В. Западноевропейский балетный театр от истоков до середины XVIII в. [Текст] / В. Красовская. – СПб.: ЮНИТИ, 2014. – 324 с.
13. Красовская, В.М. О классическом танце / в кн. Н. Базарова, В. Мей Азбука классического танца [Текст] / В.М. Красовская. – СПб.: ЮНИТИ, 2013. – 201 с.
14. Красовская, В.М. Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века [Текст] / В.М. Красовская. - М.: Инфро, 2018. – 245 с.
15. Красовская, В. Русский балетный театр начала ХХ века, Хореографы [Текст] / В. Красовская. – СПб.: ИНФО, 2017. – 263 с.
16. Красовская, В. Русский балетный театр начала ХХ века, Танцовщики [Текст] / В. Красовская. – СПб.: ЮНИТИ, 2017. – 212 с.
17. Левинсон, А. Мастера балета. Очерки по истории и теории танца // Издание 5-ое, допол-ненное [Текст] / А. Левинсон. – СПб.: ИНФРО, 2014. – 384 с.
18. Левинсон, А., Старый и новый балет [Текст] / А. Левинсон. СПб.: Инфо, 2014. – 284 с.
19. Мариинский театр. Каменный цветок 1957 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mariinsky.ru/about/exhibitions/prokofiev125/kamenny_1957
20. Мессерер, А.М. Танец. Мысль. Время [Текст] / А.М. Мессерер. - М.: Юнити-Дана, 2015. – 346 с.
21. Новерр, Ж. Ж. Письма о танце, пер. с франц. [Текст]/ Ж.Ж. Новерр. – М.: ЮНИТИ, 2016. – 328 с.
22. Позиции в классическом балете [Электронный ресурс]. Режим доступа: balletomir.com/основы-классического-танца/pozicii-ruk-v-klassicheskom-tance.html
23. Плещеев, А. Наш балет (1673−1899) [Текст] / А. Плещеев. - СПБ.: ИНФРО, 2015. – 643 с.
24. Слонимский, Ю., Дидло. Вехи творческой биографии [Текст]/ Ю. Сломинский. - М.: Юнити-Дана, 2018. – 312 с.
25. Слонимский, Ю. Мастера балета [Текст] / Ю. Слонимский. - М.: Юнити-Дана, 2017. – 512 с.
26. Слонимский, Ю. С.С. Прокофьев и балетный театр его времени [Текст] / Ю. Слонимский. - М.: Юнити-Дана, 2016. – 163 с.
27. Слонимский, Ю. Современный балет. Материалы к истории сов. балетного театра [Текст] / Ю. Слонимский. - M.: Юнити-Дана, 2017. – 147 с.
28. Тарасов, Н.И. Классический балет [Текст] / Н.И. Тарасов. - М.: ИНФРО, 2015. – 284 с.
29. Филатов, С.В. От образного слова — к выразительному движению [Текст] / С.В. Филатов. - М.: ЮНИТИ-М, 2013. – 342 с.
30. Чесноков, Б.И. Классики хореографии [Текст] / Б.И. Чесноков. – СПб.: ИНФРО, 2014. – 162 с.
31. Холфина, С. Вспоминания мастеров московского балета [Текст] / С. Холфина. - М.: Инфро, 2013. – 246 с.
32. Худеков, С. Н. История танцев [Текст] / С.Н. Худеков. – СПб.: ЮНИТИ - СПб, 2016. – 268 с.