Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. На сегодняшний день нет другого аспекта экономической реформы, который подвергался бы такой же серьезной критике и был бы предметом таких же жарких дискуссий и объектом анализа и противоречивых идей по реформированию, как система налогообложения. Главные принципы налогообложения - это равномерность и определенность.
Для России исследование вопросов налогообложения, практики взимания налогов в настоящее время имеет особую актуальность в связи со сложившимися проблемами национальной экономики и государственной политики, ведущим элементом которой является налоговая политика.
В современной России бюджетно-налоговая политика является одним из основных инструментов макроэкономического регулирования посредством изменения налогообложения и государственных расходов.
Эффективная бюджетно-налоговая политика является одним из ключевых условий благополучного в политическом и экономическом отношении существования государства, субъектов РФ, отдельных муниципальных образований, обеспечивая не только пополнение бюджета, но и сохранение социальной стабильности, отсутствие серьезных социальных противоречий между различными группами населения, которые рискуют подорвать политический порядок страны.
Предоставление налоговых стимулирующих механизмов и налоговых льгот конкретным отраслям, в частности, влияет на уровень совокупного спроса, соотношение между издержками производства и ценой продукции (работ, услуг), принятие решений об инвестировании свободных денежных средств, тем самым содействуя сохранению и развитию территориального пространства. Вместе с тем, налоговые льготы и прочие стимулирующие налоговые инструменты справедливо рассматривать как выпадающие доходы бюджетной системы РФ, которые бюджет недополучает в результате снижения налоговых ставок, применения налоговых освобождений и других мер.
Целью данной курсовой работы является изучение бюджетно-налоговой политики в современной экономике России. Цель является достаточно объемной и требует постановки в работе следующих задач исследования:
1. Изучить понятие, функции и классификация налогов;
2. Провести общую характеристику бюджетно-налоговой политики: понятие, цели, инструменты и виды;
3. Раскрыть характеристику отдельных видов налогов
4. Выделить особенности бюджетно - налоговой политики на современном этапе и ее перспективы.
Объект курсовой работы – бюджетно-налоговая система и основные составляющие бюджетно-налоговой политики в рамках приоритетов социально-ориентированной рыночной экономики.
Предмет исследования - совокупность бюджетно-налоговых отношений, возникающих в процессе реализации налогово-бюджетной политики, государственное регулирование формирования, расходования, динамической сбалансированности и обеспечения социально-экономической направленности бюджетно-налоговой системы.
При написании курсовой работы применялись такие методы исследования, как анализ документов, синтез, индукция и дедукция, системный, логический, статистические методы.
Теоретико-методологическую основу исследования составили положения и концепции, содержащиеся в работах отечественных и зарубежных ученых в области налогообложения, теории государственного и муниципального управления.
Исходную методологическую основу работы составляют труды таких отечественных и зарубежных ученых, как: И.П. Рязанцев, Д.Г Черника, Л.Р.Слепнева, А.Г. Буланова, М.В. Иванова и пр.
Также в рамках данной работы использовалась правовая, аналитическая, научная литература, содержащая информацию об объекте исследования. Использованы публикации в таких периодических изданиях, как электронный научно-практический журнал «Государственное и муниципальное управление», «Вопросы экономики», «Налоги», которые целесообразно использовать в процессе изучения налоговой политики.
Нормативную основу исследования составили Конституция РФ, Налоговый кодекс РФ, законодательство в области налогов и сборов.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что сформулированные выводы и предложения формируют научную базу для дальнейшей разработки мероприятий, направленных на эффективную реализацию налоговой политики.
Структура курсовой работы. Структура курсовой работы соответствует общей логике исследования и включает в себя введение, основную часть, включающей две главы, заключение, список литературы.
Глава 1. Теоретические основы налогов и налоговой политики
1.1 Понятие, функции и классификация налогов
Налоги в современной экономической системе значимы. Они служат не только основой доходной части федерального бюджета. Налоговая система в настоящее время является основным инструментов регулирования экономической и социальной сферы, так как с ее помощью правительство сможет воздействовать на распределение национального дохода. В РФ роль налогообложения за последнее время значительно выросла, что связано с развитием негосударственного сектора экономики и сокращением сферы непосредственного государственного регулирования.
Нормативное определение налога содержится в Налоговом кодексе РФ, согласно которому, налог – «обязательный, персональный безвозмездный платеж, взимаемый с субъектов хозяйствования и физических лиц в виде отчуждения денежных средств с целью финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований» .
Безвозмездность налога говорит о том, что его уплата не сопровождается ответным обязательством со стороны налоговых органов. Безвозмездность налоговых платежей относительна, так как полученные данным способом доходы применяются органами власти для реализации расходов, предоставления налогоплательщикам общественных благ.
По объекту налогообложения налоги делятся на :
- налоги на доходы;
- налоги на имущество;
- налоги на потребление;
- налоги на капитал.
По субъекту-налогоплательщику выделяются такие виды налогов, как :
- налоги с физических лиц (НДФЛ, налог на имущество физических лиц и др.);
- налоги с организаций (налог на прибыль организаций, НДС и пр.).
Следующий признак классификации - способ изъятия. В таком случае налоги подразделяются на два вида - прямые и косвенные. Прямые налоги - налоги, которые вносятся в бюджет действительными плательщиками налогов, а косвенные налоги вносятся в бюджет прочими лицам. К косвенным - налоги, взимаемые с потребления (расходов, пользования имуществом). К прямым налогам можно отнести налог на имущество, НДФЛ, налог на прибыль организаций, а к косвенным налогам — НДС, акцизы.
В развитых странах от 20 до 55% ВВП перераспределяется в форме налоговых и иных отчислений (в частности, взносов на социальное страхование), что позволяет говорить о достаточно высоком уровне государственного регулирования. В РФ доля налоговых поступлений в бюджет страны составляет около 23% от ВВП .
Социально-экономическая сущность налогов, их внутреннее содержание проявляется посредством выполняемых функций :
- фискальная - обеспечение финансирования затрат государства на содержание государственного аппарата, обороны страны и др.;
- распределительная - перераспределение доходов между разными слоями населения;
- социально - воспитательная - сдерживание потребления вредных продуктов для здоровья через установление на них высоких налогов;
- конкретно - учетная - реализация учета доходов граждан и организаций;
- контрольная.
Основная задача исполнения фискальной функции — обеспечение устойчивости и стабильности доходной базы бюджетов разных уровней.
Регулирующая функция имеет главное значение в современных условиях антикризисного регулирования, активного влияния государства на экономико - социальные процессы. Налоговое регулирование воплощается на практике посредством применения льгот и реализации системы налоговых платежей и сборов.