Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Феномен Ж. Санд связан с тем, что тона не желала включаться в какую-то моду, бороться за что-то и т.д. Она просто искренне боролась с моральными и нравственными устоями закостенелого общества.
Более того, Жорж Санд считала, что каждая женщина имеет право на личное счастье. Борьба за это счастье является важной задачей каждой женщины. На пути за личное счастье допускается любые формы поведения и действия. Любовь, как и счастье, необходимо заслужить или завоевать.
Далее важно отметить, что романы Ж. Санд пропитаны яркими психологическими образами или характерами. Автор прописывала в своих произведениях различные образы тиранов, деспотов, светских львов или салонных хлыщей. Нужно признать, что все эти образы Ж. Санд заботливо раскрывались на страницах произведения.
Актуальность настоящей работы связана с тем, что как в России, так и в Европе вновь начинает набирать силу движение за права женщин. Феминистки проводят различные акции, провоцируя власти и полицию на резкие действия. Точно так же в мире литературы появляются новые авторы, желающие написать на данную тему какие-то произведения.
Роман «Индиана» стал первым произведением посвященным проблеме женской борьбы за свои права. Собственно говоря, все произведение главная героиня Индиана борется как с обществом, так и с судьбой за счастье и право любить и быть любимой.
Кроме этого роман «Индиана» представляет большой интерес с точки зрения морально-нравственной оценки французского высшего общества переживающего очередной политический и морально-нравственный кризис. Здесь стоит заметить, что муж Индианы старый полковник Делмар представляется сторонником старого образа жизни, когда все решали и определяли родители, а возвышенные чувства не имели большого смысла. Все происходило по принципу – есть хорошо, а если нет, то как-нибудь проживем и без любви.
Его антипод – это Реймон де Рамьер. В данном случае – это общительный человек, который способен говорить на любые темы. Он обаятелен и обходителен. Любая девушка воспринимается им как объект для интриги. При этом Реймон как представитель того времени легко кружит голову необразованной гувернантке Индианы не задумываясь о последствиях своих действий.
Главная цель Реймона оставаться центром внимания высшего света, быть желанным гостем в любом салоне. Любовные интриги только добавляют внимания к его персоне. Отношения с низшими слоями – это возможность для Реймона повеселиться и все.
Цель исследования – проанализировать роман Ж. Санд «Индиана».
Объект исследования – феминистское творчество Ж. Санд.
Предмет исследования – роман «Индиана».
Методы исследования: анализ научной литературы, сравнительный анализ разных произведений Ж. Санд, историко-биографический анализ творчества Ж. Санд.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, основной части состоящей из трех пунктов, заключения и списка литературы. Суммарный объем работы 21 страница.
Обзор критической литературы.
Говоря о творчестве Ж. Санд нужно отметить, что ее работы критиковались. Еще Вольтер отмечал, что Ж. Санд пишет довольно однообразно. При этом ее произведения достаточно мрачны и несут идеи не только борьбы до конца, но и полной самоотдачи.
Похожей позиции придерживался О. Бальзак. При этом нужно отметить, что Бальзак имел большое влияние на Ж. Санд. Можно сказать, что труды Вольтера и Бальзака сформировали литературный стиль Ж. Санд.
В наше время можно выделить критические работы Трескунова М.С., Черневич М.Н., Шелгунова Н.В. Они дружно отмечали, что Ж. Санд полностью соответствовала представлениям о классическом французском психологическом романе.
Более того следует отметить, что психологическая составляющая романов Ж. Санд велика. Особенно сильно это заметно в описании жизни главных персонажей, а так же описании условий в которых они живут и развиваются.
Евнина Е.М., Н.А. Соловьева, Н.М. Михальская и Ю.С. Кузнецова поддерживают данный процесс и отмечают, что Ж. Санд смогла создать интересные социально-психологические романы с глубокой личной темой, и минимальным историческим анализом и оценкой событий.
1. Отображение эпохи в романе «Индиана»
Эра точно указана в самом романе: он начинается осенью 1827 года и заканчивается в конце 1831 года. Это были годы кризиса режима Реставрации, который, в конце концов, привел к падению этого режима.
В «Индиане» встречаются только отголоски этих событий. Кратко и скомкано упоминаются постоянные изменения в составе кабинетов, постоянные реакционные действия властей, о парижском восстании, о бегстве короля [11, с.46].
Эти факты упоминаются в романе с целью создания ощущения современности данного произведения, а также предоставить возможность читателям не запутаться в хронологии событий. Другими словами – эпоха у Ж. Санд своеобразный маяк для ее читателей.
Кроме этого нужно признать, что все политические дискуссии или просто разговоры о политическом будущем Франции представлены автором слишком обще, схематично или говоря простыми словами – это второстепенный элемент произведения. Такие разговоры представлены, как еще один способ описать главных героев и усилить различия между ними. Политика становится лакмусовой бумажкой, выявляющей истинные отношения между людьми, суть их противостояния, противоборства.
Правда, есть части, где характеристики связей с общественностью и процессов даны более подробно и глубже. Это части, рассказывающие о политической роли Реймона де Рамьера, о его положении в высшем обществе, о его браке с аристократкой, которая, однако, получила в наследство «плебейский» капитал [12, с. 45].
На фоне всего остального романа эти части произведения могут многое рассказать современному читателю в части понимания эпохи и дальнейших событий в произведении. Однако в целом следует сделать вывод, что и эти части романа нужны для более четкого или глубинного понимания Реймона.
Такой вывод можно сделать опять-таки исходя из неоправданно малого внимания Ж. Санд к событиям, которые в то время сотрясали страну и общество. При этом нужно отметить, что автор смогла обрисовать в лице Реймона идеального персонажа для данной эпохи. Реймон – это герой, который постоянно балансирует между влечением и долгом. Сама атмосфера «Индианы» помогает этому персонажу идеально адаптироваться к «психологическому треугольнику»: легкомыслие в действиях – бытовой карьеризм – нравственный эгоцентризм [14, с. 90].
Таким образом, можно сделать вывод, что Ж. Санд создала роман, в котором все внешние события социально-политической жизни Франции обрисованы схематично и по своей сути являются только фоном для основных событий романа. При этом внутренний мир персонажей представлен ярко и детализировано. На страницах «Индианы» часто можно увидеть глубокий и философский анализ чувств, переживаний, поступков персонажей с пояснением первопричин того или иного поступка. Причем даны эти характеристики очень убедительно.
Примечательно, что в таком, на первый взгляд, сугубо психологическом, а в чем-то и драматическом романе оформились надежды и стремления, большого количества свободолюбивых граждан Франции. Это неудивительно если принять во внимание тот факт, что сама Жорж Санд, была воспитана на литературе, которая постулировала идеи свободы и гуманизма. Большое влияние на формирование ее позиции оказали работы Ж.Ж. Руссо [19, с. 100].
Жорж Санд своей «Индианой» смогла заставить женскую часть общества начать бороться против угнетения личности человека обществом через выработанные традиции и запреты. Так же важно заметить, что феномен романа «Индиана» состоит не только в том, что Ж. Санд вскрыла перед обществом проблему угнетения личности женщины. Дело в том, что Ж. Санд стала одной из первых феминисток, которые открыто, заговорили о борьбе за свои права. Однако в рамках романа это можно было бы назвать просто постулированием намерений, но не более того.
Суть же «Индианы» в том, что это роман-приговор всему обществу в целом. Идеи Ж. Санд приводили к пониманию того, что здесь речь идет не только об угнетении одной женщины, но скорее всего человечества в целом.
Такие идеи довольно быстро превратили роман «Индиана» из обычного произведения в революционный роман. Кто-то воспринимал его с негодованием, кто-то боялся, а кто-то поддерживал или даже боготворил.
Довольно скоро роман стал популярен не только во Франции, но и в России. Причем в России «Индиана» произвела эффект разорвавшейся бомбы. Именно в нашей стране проблема угнетения женщины, ее права на
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анненская А.Н. Жорж Санд /Рабле. Мольер, Вольтер. Гюго. Жорж Санд. Золя: Биогр. Повествования. – Челябинск., 2014. – 552 с.
2. Бальзак О. Собр.соч.в 15 т.Т.15. – М.,1957. – 775 с.
3. Белинский В.Г. Избранные письма: В 2 - т./ М., - 1957. – 843 с.
4. Евнина Е.М. Жорж Санд // История французской литературы: В 2-т., Т.2. – М., 1956. – 730 с.
5. Жорж Санд. Индиана; Валентина; Она и он. – Харьков, 1992. – С. 6.
6. История зарубежной литературы XIX века / под ред. Н.А. Соловьева. – Волгоград, 2014. – 471 с.
7. История зарубежной литературы XIX века / под ред. Н.М. Михальской. – Екатеринбург, 2013. – 488 с.
8. История французской литературы / под ред. Ю.С. Кузнецовой – М., 2016 г. – 526 с.
9. Лилеева И. Жорж Санд (1804-1876) http://www.russofile.ru
10. Моруа А. Жорж Санд. – М., 1968. – 287 с.
11. Обломиевский Д. Жорж Санд // Французский романтизм. – М., 1947. – С. 45-53
12. Реизов Б.Г. Французский роман XIX века. – М.,1977 г. – 433 с.
13. Реизов Б.Г. Французский роман XIX века. – М.,1997 г. – 495 с.
14. Санд.Ж. Собрание сочинений в 9 т.Т.1. – Л.,1971 г. – 957 с.
15. Санд.Ж. Мопра. Орас. – М.,1974 г. – 613 с.
16. Сент-Бев Ш. Литературные портреты. Критические очерки. – М.,1970. – 512 с.
17. Соколова Т.В. Июльская революция и французская литература (1830-1831) – Л., 1973. – 455 с.
18. Трескунов М.С. Жорж Санд. Критико-биографический очерк. – Л.,1976. – 334 с.
19. Черневич М.Н. История французской литературы. – М., 1965. – 720 с.
20. Шелгунов Н.В. Литературная критика. – Л., 1974 – 538 с.