Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Инновационная экономика и бизнес являются ключевыми факторами конкурентоспособности и
благосостояния стран в условиях современной глобализации. Поэтому повышение
инновационного потенциала территорий и различных заинтересованных сторон (предприятий,
сотрудников, университетов, исследовательских центров и т.д.) будет являться хорошим
способом подготовки к дальнейшему эконмическому, а соответственно и политическому
развитию, и росту.
Предстоит пройти еще долгий путь, пока Европейский Союз станет самой конкурентоспособной
и динамичной в мире экономикой, основанной на знаниях. Тем не менее, эта цель преследуется
всеми национальными, местными и европейскими политиками с 2000 года в рамках
«Лиссабонской стратегии», подтвержденной стратегией «Европа 2020» для разумного,
устойчивого и инклюзивного роста.
3
Во Франции накоплен опыт целенаправленного проведения региональной инновационной
политики. Во Франции существует ряд механизмов поддержки инноваций путем объединения
ресурсов науки, образования и бизнеса. На базе многих университетских центров созданы
технопарки; осуществляется целенаправленная поддержка молодых специалистов и носителей
проектов, а также предприятий, которые предоставляют рабочие места квалифицированным
выпускникам.
Глава 1. Общая стратегия инновационного финансирования и развития Европейского Союза
1.1. Программа инновационного развития Европейского Союза «Горизонт 2020»
Как подчеркивается в Промышленной политике ЕС, промышленность имеет решающее значение
для конкурентоспособности ЕС, а инновации являются ключевым фактором в этом отношении.
Промышленность составляет 80% европейского экспорта. Около 65% инвестиций в НИОКР
(научные исследования и исследования и опытно-конструкторские разработки) в частном
секторе приходится на производство . Поэтому промышленная модернизация в Европе должна
быть широкой и включать в себя: успешную коммерциализацию инноваций в продуктах и
услугах, промышленную эксплуатацию инновационных технологий производства,
инновационные бизнес-модели.
Около 79% компаний, внедривших хотя бы одну инновацию с 2011 года, к 2014 году увеличили
свой оборот более чем на 25%. Малые и средние предприятия являются особой целью
инновационной политики. Чем меньше компания, тем больше она сталкивается с
ограничениями инноваций или коммерциализации своих инноваций. Около 71% компаний с
числом работников от 1 до 9 столкнулись с трудностями в коммерциализации своих инноваций
из-за нехватки финансовых ресурсов, по сравнению с 48% компаний с 500 или более
сотрудниками .
Новые возможности роста появляются благодаря предоставлению новых продуктов и услуг от:
- технологических прорывов;
- новых процессов и бизнес-моделей;
- нетехнологических инноваций и инноваций в сфере услуг.
Генеральный директорат по внутреннему рынку, промышленности, предпринимательству и мсп
(малым и средним предприятиям) поддерживает инновационное развитие в приоритетных
областях и для малых и средних предприятий, в основном в рамках программы «Горизонт
2020»:
- способствует широкой коммерциализации инноваций в ЕС, включая государственные
закупки для инноваций, дизайн, политику инноваций в отношении спроса, инновации в
государственном секторе и социальные инновации.
- разрабатывает отраслевую политику для модернизации промышленной базы ЕС и
ускорения освоения на рынке ключевых стимулирующих технологий, таких как инновации на
рабочем месте.
- контролирует эффективность инноваций и их внедрение для выявления изменений.
Ключевые методологии включают Европейские табло инноваций, Иннобарометры,
Обсерватория бизнес-инноваций.
4
- улучшает регуляторные условия для инноваций с помощью мер для стартапов,
предпринимательства, доступа к финансам, цифровой трансформации, единого рынка,
интеллектуальной собственности и стандартов.
1.2.
1.3. Стратегия «Европа 2020»
В настоящий момент программным документом Европейского Союза в целом, определяющим
перспективные направления развития в долгосрочном периоде, является Стратегия «Европа
2020» – десятилетний план действий, одобренный в 2010 г.
Особое место в Стратегии , занимает вопрос исследований и инноваций. В частности, одной из
флагманских инициатив плана является «Инновационный Союз», основными задачами которого
являются:
1. создание рабочих мест для всех, в особенности молодежи,
2. повышение уровня занятости населения в возрасте 20–64 от сегодняшних 69% до не
менее 75%;
3. выход из экономического кризиса, достижение уровня инвестиций в НИОКР до 3% ВВП;
4. повышение конкурентоспособности европейских компаний на мировом рынке;
5. реакция на вызовы, связанные со старением населения;
6. борьба с глобальным потеплением, снижение выбросов парниковых газов до 20% по
сравнению с уровнем 1990 г. или до 30%, увеличение доли возобновляемой энергии в
энергопотреблении до 20%, увлечение энергетической эффективности до 20%;
7. развитие «зеленого» транспорта и многое другое.
В целом Стратегия нацелена на создание умного, устойчивого и инклюзивного роста. Кроме
Инновационного союза она включает такие инициативы, как Молодежь в движении (повышение
престижа европейского высшего образования и усовершенствование образовательных
стандартов), Цифровая повестка для Европы (повышение доступности высокоскоростного
интернета, а также развитие Интернета как рыночной площадки для предприятий) и некоторые
другие .
В 2000 г. в ЕС было образовано Европейское исследовательское пространство (ERA), как система
научно-исследовательских программ, объединяющих научные ресурсы Европейского Союза. ERA
включает в себя европейские технологические платформы, с помощью которых
промышленность и другие заинтересованные стороны разрабатывают общие долгосрочные
видения и стратегические программы исследований.
Глава 2. Инновационное развитие Франции и рассмотрение действующей модели французской
кластерной региональной политики
2.1. Инновационное развитие Франции
Когда дело доходит до инноваций, Франция отстает от других крупных стран Европы и занимает
15-е место в обзоре глобальных инноваций, проведенном Всемирной организацией
интеллектуальной собственности в 2017 году (см. Приложение №1), значительно отставая от
5
Швеции, Нидерландов, Соединенных Штатов, Великобритании и Швейцарии, которая
возглавляет список.
Крупные французские промышленные фирмы тратят большие средства на исследования и
разработки, но предприниматели и малые предприятия пытаются привлечь капитал для запуска
и масштабирования новых предприятий. Французские инженеры преуспели в производстве
очень сложных и дорогих промышленных продуктов, таких как атомные электростанции,
скоростные поезда и истребители. Этот вид промышленных инноваций становится все более
устаревшим, так как источник корпоративных и национальных преимуществ смещается с
физических продуктов на цифровые платформы, то есть такие, как Facebook и Airbnb, которые
создают, находят и делятся знаниями, а также являются связующим звеном потребителей с
товарами и услугами.
2.2. Действующая модель французской кластерной региональной политики
Недавно предоставленная регионам большая автономия в определении своей политики, в том
числе в области экономики и инноваций, дает им во многом равные шансы использовать
именно свою специфику. Поэтому инновационная политика Франции неизбежно привязана к
регионам. Во Франции накоплен опыт целенаправленного проведения региональной
инновационной политики.
Во Франции существуют платформы местной инициативы, которые путем определения
специфики региона или местного сообщества выбирают инструменты, которые позволяют
обеспечить стабильное развитие территории. Большая автономия при выборе решения
достигается благодаря местным фондам займов, разнообразию участников (экспертов,
инвесторов, носителей проектов), разделению финансирующих органов и органов управления, а
также самостоятельному определению типов поддерживаемых предприятий и их
специализации .
В развитых странах за прошедшие несколько десятилетий возникла сетевая модель, которая
проецирует производственные отношения на территорию. Эти сети, привязанные к месту,
включают в себя автономные и, что важно, взаимозаменяемые звенья - производственные
комплексы и предприятия. На основе кооперации они образуют производственный кластер.
Вместо жесткой специализации такие регионы способны к инновациям и отраслевой гибкости.
Разнообразие французских регионов в сочетании с их высококачественной инфраструктурой и
рабочей силой являются мощными факторами их привлекательности для инвесторов.
Инвестиционные решения, принятые в 2017 году, обеспечили занятость практически во всех .
В то же время географическая разбивка проектов отражает привлекательность крупных городов
и тот факт, что присутствие иностранных компаний часто привлекает новые иностранные
инвестиции в ту же область . В условиях конкуренции в Европе за привлечение иностранных
инвестиций процветающая экономика регионов и городов Франции часто является решающим
фактором.
По количеству проектов Иль-де-Франс (регион Парижа), Овернь-Рона-Альпы, Окситани и ГрандЭст вместе привлекли более половины всех инвестиционных решений. Ведущими регионами по
создаваемым или поддерживаемым рабочим местам были Иль-де-Франс (регион Парижа) (23%
всех рабочих мест по всей стране), О-де-Франс (15%), Овернь-Рона-Альпы (13%), Окситани (10%)
и Гранд Есть (тоже 10%) .
6
2.3. Инновационная политика Франции на примере региона Прованс–Альпы–Лазурный берег
В данной части работы автор рассмотрит французский Регион Прованс-Альпы-Лазурный берег и
его инновационную политику.
Регион Прованс-Альпы-Лазурный берег и правительство определили региональную стратегию
инноваций (SRI) по четырем основным направлениям:
1. Усиление стремления к инновациям посредством использования кластеров (11
конкурентных кластеров), инновационных платформ, извлечение выгоды из исследований
(создание SATT - компании для ускорения передачи технологий).
Примером являются живые лаборатории - это открытые, ориентированные на пользователя
инновационные экосистемы. Они объединяют процесс исследований и инноваций, благодаря
партнерству бизнеса, граждан и местных органов власти;
2. Поддержка всех региональных предприятий в их попытках вводить инновации;
3. Продвижение двух основных сфер, в которых регион обладает значительными активами:
креативная экономика и устойчивое развитие в Средиземноморье;
4. Применение подхода социальных и региональных инноваций, особенно в отношении
устойчивого развития (экологическое качество производственных материалов и процессов).
Заключение
Инновационная экономика и бизнес являются ключевыми факторами конкурентоспособности и
благосостояния стран в условиях современной глобализации.
Предстоит пройти еще долгий путь, пока Европейский Союз станет самой конкурентоспособной
и динамичной в мире экономикой, основанной на знаниях. Тем не менее, эта цель преследуется
всеми национальными, местными и европейскими политиками с 2000 года в рамках
«Лиссабонской стратегии», подтвержденной стратегией «Европа 2020» для разумного,
устойчивого и инклюзивного роста
Во Франции накоплен опыт целенаправленного проведения региональной инновационной
политики. Во Франции существует ряд механизмов поддержки инноваций путем объединения
ресурсов науки, образования и бизнеса.
Для Франции и Европы в целом характерно межрегиональное и межмуниципальное
партнерство в области инновационной политики.
Актуальность данной курсовой работы состоит в том, что крайне интересным автору
представляется изучение инновационной политики Европейского Союза и в частности Франции,
как одной из крупнейших стран ЕС и в последние десятилетия вкладывающей в региональную
инновационную политику большой объём инвестиций.
Целью данного исследования было изучение инновационного развития ЕС, регионов Франции и
более детальное рассмотрение инновационной кластерной политики на примере французского
региона Прованс–Альпы–Лазурный берег.
В Первой главе была рассмотрена и проанализирована общая стратегия инновационного
финансирования и развития Европейского Союза, стратегия «Европа 2020» и рамочная
программа – «Горизонт 2020».
7
С 1 января 2014 года началась реализация рамочной программы РП8 – «Горизонт 2020». Бюджет
программы «Горизонт 2020» составил около 80 млрд. евро. Программа предусматривает
реализацию мероприятий по четырем приоритетным направлениям:
1) генерирование передовых знаний для укрепления позиций Евросоюза среди ведущих
научных держав мира (объем финансирования до 2020 года – 24,4 млрд. евро);
2) достижение индустриального лидерства и поддержка бизнеса, включая малые и средние
предприятия и инновации (объем финансирования – 17 млрд. евро);
3) решение социальных проблем в ответ на вызовы современности, определенные в стратегии
«Европа 2020» (объем финансирования – 29,7 млрд. евро);
4) исследования, связанные с неатомной энергетикой, низкоуглеродной экономикой, зеленой
энергией (объем финансирования – 1,6 млрд. евро).
Во второй главе было рассмотрено инновационное развитие Франции и действующая модель
французской кластерной региональной политики.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Абашкин В. Французские уроки для пилотных кластеров в России. Электронный ресурс.
Режим доступа: https://issek.hse.ru/news/141026538.html
2. Инновационное развитие в ЕС: некоторые аспекты = Innovative Development in the EU:
Some Aspects / [под ред. Н.М. Антюшиной]. – М.: Ин-т Европы РАН, 2016. – 126 с. – (Доклады
Института Европы = Reports of the Institute of Europe / Федеральное гос. бюджет. учреждение
науки Ин-т Европы Российской акад. наук; № 332.
3. Информационный бюллетень. Стратегия инновационного развития Европейского Союза.
подготовлено АНО «Инновационный центр Кольцово», 2014. Электронный ресурс. Режим
доступа:https://ick.ru/materials/ick.ru_Стратегия%20инновационного%20развития%20ЕС_2014.pdf
4. Княгинин В., Щедровицкий П. От роста к развитию. // Эксперт, Љ 5, 7-13 февраля 2005 г.,
стр. 44-50.
5. Побирченко В.В., Майдонова Е.А. Институциональные особенности реализации
инновационной политики в странах Европейского Союза // Современные научные исследования
и инновации. 2016. № 4. Электронный ресурс. Режим доступа:
http://web.snauka.ru/issues/2016/04/65986
6. Томсен Б. Европейский опыт законодательного стимулирования снижения
энергоемкости. Журнал “Энергосовет”. № 5 (30) за 2013. Электроный ресуср. Режим доступа:
http://www.energosovet.ru/bul_stat.php?idd=426
7. AFIC-Grant Thornton (2013), “Activité des acteurs français du capital-investissement en 2012”,
French Association of Investors for Growth, April 2013.
8. Baldwin R. and T. Okubo, 2006, “Heterogeneous Firms, Agglomeration and Economic
Geography”, Journal of Economic Geography, 6, 323-346.
9. Barrot, J-N et al. (2011), Rachat de Jeunes Entreprises Technologiques Innovantes: Mesure et
analyse, Rapport au Ministère de l’Enseignement Supérieur et de la Recherche, September 2011.
8
10. CIADT: Comité Interministériel d’Aménagement et de Développement du Territoire. The
CIADT, chaired by the Prime Minister, sets the government’s guidelines for spatial planning and
development. Электронный ресурс. Режим доступа:
https://www.researchgate.net/publication/278824366_Cluster_policy_for_innovation_and_competiti
veness_Lessons_from_the_French_experience
11. COM (2013) MEMO/13/9, reducing the EU's dependency on raw materials: European
Innovation Partnership launched.
12. Europe 2020. A strategy for smart, sustainable and inclusive growth. COM (2010) 2020 final,
3.3.2010.
13. Europe 2020 Flagship Initiative. Innovation Union. COM (2010) 546 final, 6.10.2010.
14. European Commission Joint Research Centre. Электронный ресурс. Режим доступа:
http://ec.europa.eu/dgs/jrc/index.cfm
15. Fontagne L., Koenig P., Mayneris F., Poncet S. Clustering the Winners: The French Policy of
Competitiveness Clusters. 21.12 2010. https://www.tilburguniversity.edu/upload/d19d6723-ba60-
4b81-b530-8d072210f832_clusters-mayneris.pdf
16. Garnsey E., Longhi C. High Technology Locations and Globalization: Converse Paths, Common
Processes, Int. J. Technology Management, Vol. 28, 2004, Nos. 3/4.
17. Innovation Union Scoreboard. [Электронный ресурс]. URL.
http://ec.europa.eu/enterprise/policies/innovation/policy/innovation-scoreboard/index_en.htm
18. INSEAD, WIPO, Cornell University: The Global Innovation Index 2017. Электронный ресурс.
Режим доступа: https://gtmarket.ru/ratings/global-innovation-index/info
19. Invest in the Côte d'Azur. Электронный ресурс. Режим доступа:
http://www.investincotedazur.com/en/high-tech/aerospace/aerospace-cote-d-azur/
20. Martin R., Sunley P. Deconstructing Clusters: Chaotic Concept or Policy Panacea? Journal of
Economic Geography, 3(1), 2003, pp. 5-35.
21. The international development of the French economy. Business France. Report. 2017.
Электронный ресурс. Режим доступа:
https://www.businessfrance.fr/Media/Default/PROCOM/Dossier/Internationalisation%20de%20l'écon
omie%20FR%20(Bilan)/UK/2017_Annual_Report.pdf
22. Porter M., “Location, competition and economic development: local clusters in a global
economy”, Economic Development Quarterly, 14 (1), 2000, 15-34.