Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что все государства, от архаичных до постиндустриальных держав, заинтересованы в соблюдении установленных ими правил поведения. Однако принятие нормативных правовых актов не всегда означает, что они будут исполняться. В результате возникает разрыв между идеальной стороной законности, закрепленной в правовых актах, и реальным положением дел. Но эта проблема будет существовать, пока существует публичная власть. В современной юридической науке понятие законности не имеет единообразного определения и по-прежнему носит достаточно дискуссионный характер.
Законность как метод государственного руководства, управления реализуется посредством принятия норм регулирующего, запретительного характера. Посредством данного метода обеспечивается установление базисных начал, при правильной реализации которых в целом реализуется весь принцип законности как таковой.
Объектом данной работы является институт законности и правопорядка.
Предметом данной работы являются нормы действующего законодательства, регулирующие принцип законности, а так же научная и учебная литература по теме исследования.
Целью данной работы является изучение законности и правопорядка в современной юридической теории.
Задачами работы является:
• рассмотреть понятие законности;
• исследовать правопорядок и общественный порядок;
• проанализировать значение обеспечения безопасности, правопорядка и законности для государства;
• исследовать охрану законности и правопорядка;
• определить соотношение законности и правопорядка.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Понятие законности и правопорядка
1.1. Понятие законности
Законность как социальное явление имеет правовую, политическую, идеологическую, нравственную и психологическую составляющие.
Основой законности как правовой категории традиционно считается строгое соблюдение и исполнение законов. При таком подходе первопричиной возникновения идеи законности как правовой категории считается «необходимость легализации деятельности политической власти как условия поддержания баланса интересов человека - общества - государства», что обусловлено восприятием действующего закона в качестве действительного выразителя всеобщей справедливости.
Однако такое понимание идеи и основы законности в условиях всеобщего признании принципа верховенства права как передового внутригосударственного способа организации жизни общества, международного консенсуса и выживания цивилизации вообще не учитывает современного состояния понимания права. Поэтому ученые много раз обращались к исследованию данного явления как правовой и научной категории.
Режим конституционности, означающий соответствие всех законов конституции, и режим правоконституционности, означающий соответствие самой конституции всеобщим принципам свободы, равенства и справедливости, так же как категории «законность», «правозаконность» или «конституционная законность», не охватывают в своем содержании такого явления, как закономерности постоянного возникновения в правовом государстве несогласованности внешнего проявления воль субъектов общественных отношений. Проявление такой несогласованности обусловлено конституционными положениями, устанавливающими свободу в экономике и плюрализм в политике, которые нельзя отменить или запретить в условиях правового государства. Из этого, в свою очередь, вытекает потребность в непрерывном властном интегрировании указанной несогласованности путем постоянного творения равновесия, выступающей в современную эпоху важным легитимным внешним выразителем меры справедливости, свободы и равенства с позиций понимания их исходя из общечеловеческих идеалов и ценностей.
Равновесие как правовое явление в современный период выражает состояние подлинной законности и конкретно-предметное проявление права в действующем законодательстве и жизнедеятельности субъектов общественных отношений. При таком понимании понятие «равновесие» включает три составляющие, это: баланс в правонаделении и правоограничении субъектов права в сфере действующего законодательства; баланс в дозволенном и должном в сфере поведения этих субъектов в общественных отношениях; судебный контроль в восстановлении равновесия в случае малейшего отклонения от него как в первой, так и во второй сферах.
Из изложенного следует, что понятия «правонарушение, несоблюдение конституции» в современную эпоху включают и отсутствие законов, востребованных конкретным практическим состоянием общественных отношений, и отсутствие законодательных механизмов реализации субъективных прав личности.
Важное значение для правильного понимания категории «законность» в современный период имеет подход к соотношению законности и целесообразности.
Законность в современную эпоху представляет собой имеющий свою структуру, содержание и свойства важный системообразующий элемент (фактор) правовой системы общества, в котором функционирует правовое государство; в этом качестве законность предполагает не только наличие развитой системы законодательства, но и юридических механизмов выявления потребности в принятии, отмене или изменении законов; наличие постоянно действующего государственного органа, уполномоченного принимать законы (парламента), и закрепленных в законе процедур инициирования, обсуждения и принятия законов; наличие юридических механизмов контроля со стороны независимой судебной власти за соответствием законов действующей Конституции; закрепление в законе определения, согласно которому отсутствие законов, востребованных обществом, квалифицируется как нарушение закона (режима законности) и рассматривается как несоблюдение Конституции; наличие системы постоянного воспроизводства состояния полной обеспеченности законности путем выявления, исследования и вытеснения нарушений закона из правовой жизни общества и государства.
1.2. Правопорядок
Несмотря на то, что категория «правопорядок» была введена в научный оборот более ста лет назад и широко используется как в законодательстве, так и на доктринальном уровне, она остается в том состоянии, которое позволяет исследователям использовать ее в различных значениях.
В советской юридической литературе правопорядок - понятие многоаспектное, позволяющее обозначить состояние упорядоченности, урегулированности общественных отношений, систему общественных отношений, урегулированных правом, реализацию правовых норм, право в действии. При этом для большинства исследователей (С.С. Алексеева, А.М. Васильева, И.С. Самощенко и др.) правопорядок - это в первую очередь состояние урегулированности общественных отношений нормами права. Через такой подход акцентируется внимание на том, что он вносит в общественную жизнь упорядоченность, организованность, устойчивость, характеризуя их степень. С другой стороны, правопорядок представляется состоянием общественных отношений, определенным или установленным правом.
В современных исследованиях правопорядок рассматривается как завершающий этап всех юридических форм и процессов, через который реально обеспечивается осуществление субъективных прав, исполнение юридических обязанностей всеми участниками правоотношений. В этом контексте понятие правопорядка конкретизируется через: (1) «определенную систему общественных отношений, складывающуюся на основе права и законности»; (2) «основанную на праве и законности организацию общественной жизни, отражающую качественное состояние общественных отношений»; (3) «состояние фактической упорядоченности общественных отношений, выражающих реальное, практическое осуществление требований законности», и т.п. Рассматривается правопорядок и как один из ключевых элементов такой социальной системы, какой является государство. В этом качестве, по мнению Ю.А. Тихомирова, правопорядок стоит в одном ряду с гражданами (народом, нацией, населением), публичной (государственной) властью, территорией и государственными границами, официальным представительством в международном сообществе. Связи
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Заключена в г. Риме 04.11.1950 // Собрание законодательства РФ, 08.01.2001, N 2, ст. 163.
2. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Заключена 18.12.1979. // Сборник международных договоров СССР. Вып. XXXVII.- М., 1983. С. 26 - 36.
3. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
4. Гражданский кодекс РФ. Часть первая: Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.
5. Кодекс РФ об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. I). Ст. 1.
6. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 20.11.1995, N 47, ст. 4472.
7. Указ Президента РФ от 09.10.2007 N 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ, 15.10.2007, N 42, ст. 5009.
8. Амирбеков К.И. Трансформация взглядов на понимание законности как правовой категории // Российская юстиция. 2016. N 4. С. 2.
9. Ашиткова Т.В., Бессарабов В.Г. Обеспечение законности в сфере здравоохранения мерами прокурорского надзора // Законность. 2014. N 3.
10. Бельянская А.Б., Беляев М.А., Воробьев Н.И., Кожевников О.А., Шашкова О.В. Комментарий к Федеральному закону от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2016.
11. Гулягин А.Ю. Законность как предмет правоохранительной функции // История государства и права. 2012. N 14. С. 33.
12. Емельянов А.С., Черногор Н.Н. Правопорядок: экономическое поведение и его правовая форма // Законодательство и экономика. 2016. N 8. С. 21.
13. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В.М. Лебедев. М., 2013. С. 592 (автор - В.П. Степалин).
14. Кононов А.М. О некоторых актуальных задачах совершенствования административно-правового регулирования сферы охраны общественного порядка в Российской Федерации // Административное право и процесс. 2017. N 8. С. 24.
15. Пивоваров А.С. Дискуссионные подходы к определению понятия «общественный порядок» // Российская юстиция. 2013. N 3. С. 52 - 54.
16. Протопопова Н.В., Мыльникова Ю.В., Дружинина Е.Б., Одарева Е.В. Реализация федеральных и областных программ для лечения бесплодия в браке // Бюллетень Восточно-Сибирского научного центра СО РАМН. 2012. N 3-1 (85). С. 107.
17. Рябцев В.П., Гулягин А.Ю. Законность как предмет правоохранительной деятельности в сфере административной юрисдикции // Российская юстиция. 2016. N 10. С. 6.
18. Хабриева Т.Я. Конституция как основа законности в Российской Федерации // Журнал российского права. 2009. N 3 (147). С. 3.
19. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2017. - 623 с.
20. Шибина А.В. Некоторые проблемы обеспечения законности в сфере здравоохранения, связанные с реализацией репродуктивных прав // Медицинское право. 2015. N 6. С. 40.