Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Главной целью построения эффективной системы управления организацией является его развитие и получение максимальной экономической выгоды на рынке. В данной системе можно выделить объект и субъект управления, которые формируют определенные связи. Например, субъектом управления выступает руководство организации, а объектом – бизнес-процессы, которые проектируются в будущем.
Бизнес – процесс представляет собой совокупность различных мероприятий, которые направлены на выполнение конкретной цели, например, создать определенный продукт или услугу для основных клиентов и потребителей компании.
Таким образом, актуальность данного исследования заключается в том, что осуществление анализа и проведение планирования бизнес – процессов современных предприятий, стремящихся привести свою деятельность к более рентабельному и эффективному виду, позволяет компаниям в ходе анализа выявлять слабые стороны и проблемы в функционировании основных бизнес – процессов, а с помощью построения модели определять возможные пути совершенствования этих процессов.
Объектом работы является планирование бизнес - процессов на цифровом предприятии.
Предметом данной работы выступает управление и планирование бизнес - процессов цифрового предприятия.
Цель работы заключается в комплексном анализе системы бизнес –планирования и проектирования процессов на цифровых предприятиях, анализе алгоритма построения аналитических моделей.
В связи с этой целью ставится ряд задач:
определить экономическую сущность бизнес – процессов,
проанализировать с помощью различных моделей экономическое состояние цифрового предприятия с целью анализа эффективности организации его бизнес – процессов,
оценить эффективность модели и предложить мероприятия по ее улучшению в будущем.
Работа состоит из двух основных частей, в которых рассматриваются теоретические основы и задачи бизнес-планирования в современных организациях, а также реализация основ бизнес-планирования деятельности на примере конкретной цифровой компании.
Для раскрытия данной темы были использованы различные исследования современных специалистов в области бизнес – анализа и планирования, экономические и финансовые порталы и ресурсы Интернет.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕС – ПРОЦЕССАМИ СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
1.1.Основы построения эффективной системы управления предприятием
Построение эффективной системы управление предприятием является важной, но одновременной сложной задачей для формирования и всестороннего развития менеджмента организации.
Рис. 1.1.1. Понятие процесса управления компанией
Таким образом, процесс управления включает в себе процессы по обнаружению и анализу существующих проблем и вариантов решений проблем организации, т. е. по определению проблемной ситуации и процессу воздействия на нее.
В зарубежной теории менеджмента есть четыре основных школы, которые имели существенное значение для развития теории и практики управления предприятиями:
школа научного управления;
административная (классическая) школа;
школа психологии (школа человеческих отношений и школа поведенческих наук);
школа количественная, или новая (школа науки управления).
Школа научного управления развивалась в США в конце ХIХ – начале ХХ в. Ее основоположник - Ф. Тейлор, считавший менеджмент правильной наукой, которая основана на основе точных законов, принципов. Ф. Тейлор сформулировал знание о том, что работа по управлению предприятием является определенной специальностью менеджера и что организация будут успешной, если ее работники будут сосредотачиваться своих собственных функциях.
Вторая школа управления представлена концепцией административного управления. Благодаря этой школе было выявлено то, что организацией необходимо управлять систематично для эффективного достижения основных целей. Эта концепция называется классической школой управления.
Школа человеческих отношений, в свою очередь, сделала упор на персонал компании. Со второй половины 1930-х гг. стали также формироваться поведенческие концепции системы управления, в которых главным являются интересы, потребности и ожидания работников и менеджеров компании, цели и ценности компании.
Таким образом, теории управления предприятием подвержены постоянным изменениям. Они постоянно обогащаются, подчиняясь требованию более глубокого понимания управленческих взаимоотношений и процессов на предприятии.
Выделим основные подходы к управлению предприятием.
Процессный подход устанавливает связи между собой основными функциями управления. Менеджмент в этом случае рассматривается как система мероприятий, представляющая собой непрерывные взаимосвязанные действия и решения, с помощью которых достигаются основные цели организаций.
Процессный подход состоит из следующих функций:
- планирование,
- мотивация,
- организация,
- контроль.
Общая схема процессного подхода представлена на рисунке 1.1.2.
Рис.1.1.2.Процессный подход к управлению
Здесь элементы системы управления объединяются с помощью коммуникационного процесса и системы принятия управленческих решений. Руководство организаций при этом должно осуществлять самостоятельную деятельность. Оно располагает возможностью оказания воздействия на работников для направления достижения целей и общего успеха организации.
Процессный подход сегодня активно используется организациями для достижения качественной деятельности на всех уровнях.
Процессный подход имеет определенные преимущества, состоящие в непрерывности системы управления, обеспечивающееся на отдельных этапах управления.
При применении компаниями данного подхода внутри систем менеджмента особый акцент ставится на:
- понимание определенных требований организации;
- необходимость изучения процессов работы фирмы с позиции ценностного фактора;
- достижение оптимального результата в каждой рабочем процессе.
Таким образом, детальное рассмотрение процессного подхода в менеджменте современных организаций предполагает изучение определенных действий в рамках непрерывных технологических процессов, конечными результатами которых является производимая организацией продукция или услуга. При этом каждый работник вносит свое значение и вклад в общий успех фирмы.
Системный подход в менеджменте представляет собой определенный способ управленческого мышления, который стал развиваться в конце 50-х годов и послужил огромным вкладом в научную школу управления.
Согласно данному подходу, система представляет собой некоторую целостность, которая состоит из частей, тесно связанных между собой. При этом каждая часть имеет свое предназначение и свое значение для общей работы всей системы.
Любая организация может быть представлена в виде системы. Это может быть как открытая система, взаимодействующая с внешней средой, так и закрытая система, которая имеет жесткие ограничения в своей деятельности и не зависит от окружающей среды.
Исходя из наличия в этой структуре разных подсистем, существуют различные школы управления в рамках данного подхода. Так, поведенческая школа занимается социальными подсистемами, техническая школа – управлением с использованием научных подходов.
Рис.1.1.3.Системный подход в менеджменте
Системный подход в менеджменте применяется, когда модели организаций соответствуют типам открытых систем.
Системный подход оказал огромное воздействие на теорию управления за счет применения различных научных подходов к определенным условиям функционирования компании как системы. В основе данного подхода находится непосредственно сама ситуация, которая характеризуется определенными обстоятельствами, оказывающими влияние на организацию в целом.
При применении данного подхода к управлению руководители могут эффективно определять, какие методы управления использовать для достижения поставленных целей организации.
Системный подход также позволяет связать между собой задачи, которые появляются при достижении поставленных целей. Другими словами, данный подход занимается следующими моментами:
- разработка целей организации, понятных всем сотрудникам организации;
- стратегическое планирование;
- построение культуры;
- анализ рынка сбыта;
- бизнес-планирование.
Таким образом, в рамках данного подхода организации рассматриваются как открытые или закрытые системы, которые имеют или не имеют сообщение с внешней средой.
В теорию управления ситуационный подход внес большой вклад. Центральным моментом этого подхода является ситуация – некий набор обстоятельств, что влияют на деятельность организации.
При использовании этого подхода руководители могут понять, какими приемами нужно пользоваться, чтобы достичь цели при определенной сложившейся ситуации.
Этот подход пытается связать воедино конкретные приемы с соответствующими им ситуациями, чтобы достигать целей компании наиболее эффективным методом.
В целом, именно так можно описать этот прием в управленческой деятельности: в фирме складывается какая-то ситуация, менеджер анализирует ее, применяет методы по устранению проблем и делает работу персонала более эффективной.
Рис.1.1.4.Методология ситуационного подхода
Ситуации, в которых приходится действовать менеджеру, настолько разнообразны, что существующие теории не могут удовлетворить практические запросы. Именно поэтому, сколько ни разрабатывай разнообразных теорий, менеджеры не будут на все 100% обеспечены практическим руководством к действию.
Разработка нового ситуационного подхода стала акцентировать внимание на исследовании реальных условий, в которых находится та или иная компания. На основании этих ситуаций должны разрабатываться специфические и уникальные организационные структуры.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Книги, монографии, диссертации
1. Бариленко В. И. и др. Основы бизнес — анализа: учебное пособие. / под ред. В. И. Бариленко. — М.: КНОРУС, 2014. — 272 с.
2. Башкатова Ю.И. Управленческие решения/ учебник для студентов экономических специальностей. – М: Инфра-М, 2014. – 271 с.
3. Бердников В. Основы бизнес – моделирования. – М.: КНОРУС, 2014. – 495 с.
4. Герчикова И.Н. Менеджмент организации. – М.: Юнити-Дана, 2014. – 162 с.
5. Елиферов В.Г. Бизнес – процессы: регламентация и управление. – М.: Дашков и К, 2016. – 386 с.
6. Зудина Л.А. Организация управленческого труда. Учебное пособие, 2014. – 546 с.
7. Колпаков В.М. Теория и практика принятия управленческих решений. – К.: МАУП, 2014. – 380 с.
8. Конрад К. Бизнес – моделирование. – М.: Вильямс, 2014. – 576 с.
9. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения. – М.: Дело, 2013. – 266 с.
10. Магданов П.В. Система управления организацией: понятие и определение// ВЕСТНИК ОГУ. – 2012. - №8(144). – с.56 – 67.
11. Нечаев Е.И. Организация производства и предпринимательской деятельности. – Краснодар: КубГАУ, 2013. – 266 с.
12. Поршнев А.Г., Румянцева З.П. Управление организацией/ А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 375 с.
13. Репин В.В. , Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 419 с.
14. Смирнов Э.А. Управленческие решения. – М.: Юнити – Дана, 2015. – 479 с.
15. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности. – М.: Инфра-М, 2014. – 504 с.
Электронные ресурсы
16. Экономический портал [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://institutiones.com/
17. Международный Институт Бизнес – Анализа. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.iiba.org/
18. Управление предприятием [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://consulting.1c.ru
19. Административно – управленческий портал. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.aup.ru/
20. Сообщество HR менеджеров. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://hr-portal.ru/