Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы. В условиях нестабильного развития отечественной экономики принятие того или иного управленческого решения в целях повышения эффективности производственной деятельности организации приобретает особую актуальность. Кризисные условия жесткого выживания диктуют свои правила: компаниям необходимо оптимизировать свои затраты и создать необходимые условия для обеспечения менеджеров своевременной и достоверной информацией о финансовом состоянии организации. В этом случае особую популярность приобретает управленческий анализ.
Управленческий анализ - это анализ изучения зависимости финансовых результатов деятельности предприятия от затрат и объемов производства. Данную разновидность анализа также называют анализом CVP (Cost - Volume - Profit), то есть «издержки - объем - прибыль». Анализ «CVP» позволяет выявлять оптимальные соотношения между постоянными и переменными затратами, ценой продукции и объемом ее продаж, сводить к минимуму предпринимательские риски.
Основными категориями, используемыми при управленческом анализе, являются маржинальный запас прочности, точка безубыточности и операционный рычаг.
Целью работы является характеристика применения категорий маржинального анализа (критический и оптимальный объёмы производства) на практике.
В соответствии с целью сформулированы исследовательские задачи:
1. Определить понятие критического и оптимального объёма производства.
2. Охарактеризовать методику расчёта точки безубыточности и максимизации прибыли.
Глава 1.Общие положения гармоничного производства
1.1.Понятие оптимального объёма производства
Основной целью деятельности предприятий в условиях рыночной экономики является максимизация прибыли. Анализ безубыточности предполагает исследование затрат, объёма производства и прибыли. При этом определяется влияние на доход за счёт изменения одного или нескольких параметров производственного процесса.
Безубыточность предприятия - это финансовое состояние, при котором расходы компенсируются за счёт реализованной продукции или услуг, а его доход равен нулю.
К анализу безубыточности прибегают в следующих случаях:
1. При организации нового предприятия.
2. Принятие решений, связанных с выпуском нового продукта.
3. Изменение объёмов производства или номенклатуры выпускаемых изделий.
4. Модернизации производственных мощностей.
5. Производственной и маркетинговой стратегии.
6. При анализе безубыточности предприятия, специалисты основываются на зависимости между доходами от продаж, издержками производства и прибылью.
Точкой безубыточности (мёртвой точкой) называют значение, которое показывает объём производства и продажи продукции, при котором предприятие не имеет ни прибыли, ни убытков, а полученная прибыль полностью покрывает все затраты.
Для выявления «мёртвой точки» используют математический, графический и маржинальный метод.
Метод уравнения (математический метод) позволяет использовать несложные формулы для глубокого анализа параметров «затраты-объём-прибыль» и обеспечивает безубыточную деятельность организации.
Маржинальный метод показывает насколько можно снизить выручку от продаж прежде, чем предприятие станет нерентабельным и начнёт нести убытки. Мёртвая точка будет достигнута при условии, что предприятие получит прибыль от реализации продукции, достаточную для покрытия постоянных затрат. Значение в точке безубыточности равно 0, поэтому значение суммарных затрат равно маржинальному доходу за единицу продукции умноженной на объём реализации.
Формула, которая используется при расчётах с использованием маржинального анализа:
Точка безубыточности=суммарные постоянные затраты/маржинальный доход на единицу продукции.
Графический подход очень распространён и наиболее нагляден. Метод помогает путём построения двух прямых или одной, описать общие затраты, отражающей выручку от продаж в зависимости от изменения объёмов реализации и найти точку безубыточности.
При построении графика на горизонтальной оси абсцисс отмечают значение объёма производства в единицах измерения, а по вертикальной оси ординат - стоимостное выражение критического объёма деятельности.
Деление затрат на переменные и постоянные, расчет маржинальной прибыли позволяют определить влияние объема производства на величину прибыли от реализации продукции (работ, услуг) и тот объем продаж, начиная с которого предприятие получает прибыль. Это можно рассчитать на основе анализа модели безубыточности.
Рисунок 1. Графический способ маржинального анализа с помощью точки безубыточности
При построении графика необходимо руководствоваться:
1. Графически отметить точку реализации и найти точку переменных затрат, выбрать точку пересечения. Через точку пересечения и начало координат провести сплошную прямую.
2. На вертикальной оси ординат найти точку постоянных затрат и провести линию, параллельную оси абсцисс.
3. Необходимо отметить точку дохода согласно выбранному объёму реализуемой продукции. Провести прямую линию через эту точку и начало координат.
4. Точкой безубыточности будет пересечение линий дохода и постоянных затрат.
Объём производства, соответствующий точке безубыточности, называется критическим. Основной погрешностью этого метода является то, что цены напрямую зависят от эластичности спроса, а график безубыточности это не отображает. Анализируя, безубыточность предприятия, перед руководителем стоит вопрос о настоящем состоянии дел и прогнозов на будущее. Поэтому прежде чем принять решение лучше проанализировать и сравнить все возможные варианты и подобрать наиболее эффективный.
В настоящее время, когда спрос и предложение взаимосвязаны, а на конъюнктуру рынка оказывают влияние различные социально-экономические факторы, большую роль в хозяйственной деятельности играет ее анализ.
Методика маржинального анализа широко применяется в западных странах в отличие от традиционной методики анализа прибыли, применяемой на отечественных предприятиях. Она позволяет точнее измерить влияние факторов и полнее изучить взаимосвязи между показателями. Основной задачей маржинального анализа является максимизация прибыли.
Маржинальный анализ является одним из важнейших способов оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основе изучения и аналитики причинно-следственной связи себестоимости, объема продаж и прибыли, а также классификации затрат на постоянные и переменные.
Он был разработан в 1930 г. американским инженером Уолтером Раутенштрахом как метод планирования, известный под названием «График критического объема производства». Данный вид анализа впервые был подробно описан в отечественной литературе в 1971 г. Н.Г. Чумаченко, а позднее - А.П. Зудилиным.
Сущность маржинального анализа состоит в анализе соотношения объема продаж (выпуска продукции, оказании услуг), их себестоимости и прибыли на основе прогнозирования уровня этих величин при опре
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Волкова О. Н., Кузнецова Е. В. Управленческий учёт //Проблемы теории и практики управления. – 2012. – №. 11-12. – С. 103-112.
2. Денисов В.Н. Некоторые аспекты управления прибылью. Образование и наука в современных условиях. 2016. № 4 (9).
3. Денисов В.Н., Журавлева Н.С. Эффективность производства и ее измерители. //Инновации в бизнесе, науке и технологиях сборник научных работ по итогам очно-заочной научно-практической конференции. 2016.
4. Ковалев В. В., Ковалев Вит. В. . Корпоративные финансы и учёт. Понятия, алгоритмы, показатели. – М.: Кнорус, 2010. – 768 с.
5. Колесова А.В. Процессный подход к анализу затрат предприятия //Научные труды Вольного экономического общества России. 2011. № 1
6. Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г. Управление проектами. — М.: Изд-во «Экономика», 2011., 574 с.
7. Рассказова-Николаева С.А., Шебек С.В., Николаев Е.А. Управленческий учёт: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2013. - 496 с.
8. Семенова О.В. Особенности цен на современном этапе // Налоговый вестник. - 2008. - № 5
9. Суйц В.П. Управленческий учёт: учебник. - М.: Высшее образование, 2007. - 371 с.
10. Финансовый менеджмент теория и практика /Под ред. Е.С. Стояновой. — М.: Изд-во «Перспектива», 2014.,655 с.
11. Экономика предприятия /Под ред. С. Г. Фалько. — М.: Изд-во «Дрофа», 2013., 367 с.