Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время в России существенно увеличилась роль инноваций в экономике. Без их использования практически невозможно произвести конкурентоспособную продукцию, которая обладала бы высокой степенью новизны. В условиях рыночной конкуренции производителям товаров или услуг постоянно приходится искать способы и методы уменьшения издержек производства продукции общественного питания и выхода на новый уровень ее реализации. Исходя из этого, предприятия общественного питания, первыми применившие в своей деятельности эффективные инновации, получают огромное преимущество перед конкурентами.
Зарубежные и отечественные специалисты предлагают различные системы классификаторов инноваций. Широко известны труды таких зарубежных авторов в области экономики, как И. Ансофф, Й. Шумпетер и П. Друкер. В отечественной литературе можно рассматривать инновационные классификации, предложенные В. В. Горшковым и Е. А. Кретовой, А. Н. Цветковым, А. И. Пригожиным, П. Н. Завлиным и А. В. Васильевым, Э. А. Уткиным, Г. И. Морозовой и Н. И. Морозовой и др. [3].
Наиболее перспективной сферой для развития инновационной деятельности является общественное питание. Этому способствуют высокая динамика роста и качественные изменения в развитии рынков производства продукции общественного питания. Понятие «инновация» обозначает новый метод работы предприятия, новый подход к ведению бизнеса, формирование нового стиля мышления, что является условием высокой конкурентоспособности предприятий отрасли общественного питания.
Для начала работы по теме исследования обозначим предмет, объект, цель, методы и задачи дальнейшей работы.
Объект исследования – мотивации инновационной деятельности в сфере общественного питания.
Предмет исследования –внедрение инновационных технологий в общественном питании на примере банкетного комплекса «Елизаветинский».
Цель – дать анализ инновационной деятельности данного предприятия.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить факторы, влияющие на развитие инновационной деятельности в сфере услуг;
- проанализировать современные направления инноваций в сфере ресторанного бизнеса;
- дать понятие основным конкурентным преимуществам в сфере услуг и общественного питания;
- охарактеризовать деятельность ресторанного комплекса «Елизаветинский;
- на основе полученных данных предложить мероприятия по внедрению инновационных методов работы предприятия.
Проблематика исследования заключается в значимости сферы общественного питания для государства, общества, населения и недостаточная разработанность темы повышения качества услуг предприятий общественного питания. Большое число игроков на рынке услуг общественного питания диктует необходимость постоянного улучшения качества предлагаемых услуг. Данным обстоятельством обоснован поиск и реализация инновационных направлений и методов повышения уровня качества услуг предприятий общественного питания.
Следует отметить, что в общественном питании система оценки качества услуг мало исследована, а от правильной их оценки во многом зависти выбор конкретных мер по повышению качества услуг.
Гипотеза исследования заключается в утверждении о существовании зависимости между внедрением инноваций и успешного ведения ресторанного бизнеса.
Теоретическую базу исследования составляет научная литература российских и зарубежных исследователей в области инноваций, экономики и управления предприятиями сферы услуг и общественного питания, систем менеджмента качества.
Методы исследования, которые я использовала в своей работе: наблюдение, метод обобщения и сравнения, анализ, анкетирование.
Структура работы соответствует поставленным целям и задачам исследования и включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Глава 1. Теоретические основы мотивации в инновационной деятельности
1.1 Понятие инновации в сфере услуг
Под инновацией подразумевается объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога, причем это объект, не просто внедренный и производство, а успешно внедренный и приносящий прибыль.
По определению из словаря инновационных терминов, - инновационный процесс– это процесс последовательного превращения идеи в товар, проходящий этапы фундаментальных, прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства, наконец, сбыта, — процесс коммерциализации технологий.
Инновационный процесс может быть рассмотрен с различных позиций и с разной степенью детализации.
Во-первых, как параллельно-последовательное осуществление научно-исследовательской, научно-технической, инновационной, производственной деятельности и маркетинга.
Во-вторых, как временные этапы жизненного цикла нововведения от возникновения идеи до ее разработки и распространения.
В-третьих, как процесс финансирования и инвестирования разработки и распространения нового вида продукта или услуги. В этом случае он выступает в качестве частного случая, широко распространенного в хозяйственной практике инвестиционного проекта.
В общем виде инновационный процесс состоит в получении и коммерциализации изобретения, новых технологий, видов продуктов и услуг, решений производственного, финансового, административного или иного характера и других результатов интеллектуальной деятельности. [3]
Если услуга предлагается данному рынку впервые и (или) отличается потребительскими свойствами от ранее предоставляемой услуги, то она считается новой. Прогрессивность формы обслуживания населения характеризуется следующими показателями:
- новой сферой применения;
- сокращением времени на получение услуги;
- созданием комфортных условий для потребителей.
К основным нововведениям относятся новые виды услуг и формы обслуживания заказчиков.
1.2 Основные направления инноваций в ресторанном бизнесе
Можно выделить следующие признаки, по которым классифицируются инновации в общественном питании, представленные в таблице 1.
Таблица 1 – Классификация инноваций в общественном питании
Признак Примеры
Новизна для рынка новые для общественного питания в мире;
новые для общественного питания в РФ;
новые для общественного питания в регионе; новые для конкретного предприятия общественного питания.
Место на предприятии на входе продукции на предприятие;
на выходе готовой продукции; инновации системной структуры управления предприятием.
Технологические
параметры инновации реализуемой продукции;
инновации предлагаемых услуг
Источник возникновения модернизация науки и техники;
потребности производства продукции;
потребности рынка общественного питания.
Глубина изменений радикальные;
модификационные;
улучшающие производство.
Сфера деятельности производственные;
технологические; экономические; торговые; социальные; управленческие.
Инновационные процессы в сфере развития общественного питания в нашей стране связываются с нововведениями в системе товародвижения, перестройкой оптового звена, инновациями в розничной торговле и маркетинге взаимоотношений с покупателями [6]. Основными направлениями развития инноваций в общественном питании являются:
1. Увеличение роста предприятий общественного питания.
2. Увеличение количества покупателей, посещающих предприятия общественного питания.
3. Продуктовые инновации − это производство и реализация новых видов продукции, вырабатываемой предприятиями, изменения их биохимического состава (синтетические продукты, генная инженерия, заменители и т. д.).
4. Инновации в технологии производства продукции – применение автоматизированного оборудования, новых способов обработки продукции, которые дают возможность сократить время производства продукции общественного питания и повысить эффективность работы производства.
5. Инновации в сфере маркетинговых исследований. Они широко применяются для выявления спроса, вкусов и потребностей клиентов и являются одним из главных факторов развития отрасли общественного питания.
6. Появление на рынке или выход монопольных фирм из отрасли общественного питания. Крупные компании приводят к конкуренции между существующими предприятиями в отрасли. Многие мелкие производители приходят к банкротству под их давлением, демпинговыми ценами и брендом.
7. Стоимостные изменения производимой продукции. При повышении стоимости сырья увеличивается цена готовых блюд, что приводит к уменьшению доли клиентов предприятий общественного питания.
8. Введение новых, улучшенных товаров в реализацию. Эта инновация оказывает положительное влияние на общественное питание в целом. Наибольшим спросом в последние годы пользуются более изысканные и качественные продукты питания, более дорогие сорта отдельной категории продукции, в частности хлеба (например, стандартные батоны и буханки хлеба уступают по спросу новым, более дорогим изделиям).
9. Изменения в законодательстве. Данный фактор вытесняет с рынка менее слабых участников, оставляя сильные, крупные предприятия торговли и общественного питания, что приводит к уменьшению конкуренции.
10. Изменение социальной обстановки и качества жизни населения региона. Этот показатель оказывает положительное влияние на общественное питание. Например, среди молодежи, и в категории среднего возраста становится все престижнее встречаться, проводить время в кофейнях, кафе, клубах, что благоприятно влияет на работу и производительность заведений общественного питания.
11. Снижение неопределенности и риска в бизнесе. В настоящее время отрасль общественного питания имеет средний уровень неопределенности и риска. Постоянная и первостепенная потребность человека в питании, а также соответствие требованиям моды и общества сокращает уровень риска неликвидности производимой продукции. Уровень риска отвержения повышается в случае ведения бизнеса непрофессионалами, дилетантами, как в менеджменте, так и в производстве. Современные стратегии менеджмента, экономики общественного питания, появление различных новых сервисов – способствуют стабильной и качественной работе предприятий общественного питания. Уровень риска пропорционален общему экономическому состоянию страны. [9]
Движущие силы отрасли имеют отрицательное и положительное значение. Отрицательные значения:
— изменения в ценовой политике производимой продукции;
— изменения в отрасли под действие законов и законодательных актов;
— вытеснение мелких предприятий общественного питания более крупными монополиями.
Положительное влияние оказывают:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ветракова Е.С., Симоненко Е.С. Управление инновациями: теория и практика: учеб. пособие. – М.: Эксмо, 2011. – 432 с.
2. Заднепровская E.JL, Матушевская Е.Г. Ресторан как система производства, реализации и организации потребления комплексного продукта ресторанной услуги // Аудит и финансовый анализ. - 2008.
3. Зайко Г.М., Джум Т.А. Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания. М.: Магистр, 2008. - 557 с.
4. Инновации: пер. с англ. / Э. Брюс, Д. Берчелл,. – М.: Дело и Сервис, 2010. - 240 с.: табл., рис. - (Секреты успеха)
5. Инновации: учебное пособие / А. В. Барышева, К. В. Балдин, И. И. Передеряев, Р. С. Голов, Н. А. Кочкин; под ред. А. В. Барышевой. - 3-е изд. – М.: Дашков и К°, 2010. - 380 с.
6. Инновационные технологии в ресторанном бизнесе. Ерохина А.А., 2012г, 36 с.
7. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 238 с. – (Высшее образование)
8. Казанатов М.Г., Цужба A.C. Методические подходы к оценке и управлению качеством в сфере услуг // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2010. № 4 (24).
9. Кучер Л.С. Ресторанный бизнес в России. Технология успеха // РосКонсульт, 2011, с. 468.
10. Лебедева Т.Е., Крайнова О.С. Формирование сетевого гостиничного продукта в свете тенденций глобализации / Т.Е. Лебедева, О.С. Крайнова // Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации: сборник трудов. Н. Новгород, 2014. С. 93–97
11. Медведев В. П. Инновации как средство обеспечения конкурентоспособности организации / В. П. Медведев; Ин-т междунар. экон. связей. – М.: Магистр, 2009. - 159 с.
12. Новиков В. С. Инновации в туризме: [учебное пособие] - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2008. - 208 с. - (Высшее профессиональное образование)
13. Окрепилов В.В. Менеджмент качества: в 2-х т. – СПб.: Наука, 2007. – 504 с.
14. Радченко Л.А. Обслуживание на предприятиях общественного питания // М.: Феникс, 2013, 347 с.
15. Чернова Е.В. Инновации в организации производства и обслуживания на предприятиях индустрии питания: Учебное пособие. – СПб.: СПбГТЭУ, 2014. – 52 с.