Фрагмент для ознакомления
2
Аннотация
Представлена курсовая работа на тему: Мониторинг предприятий размещения Приморского края. Работа посвящена анализу состояния организации службы питания в гостиницах г.Владивостока и обзору тенденций развития услуг общественного питания в индустрии гостеприимства. В ходе выполнения работы представлены рекомендации по совершенствованию форм обслуживания потребителей в предприятиях питания города.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения. Общий объём работы составляет 45 страниц.
Данная работа содержит 3 таблицы и 4 рисунка.
Список литературы представлен 20 источниками периодической и непериодической литературы, ресурсов сети Интернет и статистических сборников.
Ключевые слова: мониторинг, предприятия размещения, удовлетворенность гостей, Приморский край, методы мониторинга, услуги.
Введение
В настоящее время ресторанный и гостиничный бизнес являются одним из перспективных в мире и в том числе в России. Как ни одна другая область, это направление деятельности требует серьезного осмысления мирового опыта и пристального внимания к перспективам его использования на российском рынке. В связи с этим чрезвычайно важным становится определение роли и значение данного вида бизнеса в современной экономике, определение динамики его развития в нашей стране, сравнение региональных тенденций становления этого бизнеса.
Рестораны, бары и иные предприятия питания отеля создаются исходя из нужд потребителей гостиницы. Эти предприятия работают только в том случае, если они включены в определенную систему конкретных типов предприятий, за каждым из которых закреплены определенные требования к предоставляемым ими услугами.
Система предприятий общественного питания отражает степень экономического развития той или иной страны или региона. Степень развития экономики отражается в доходах населения, в желании потратить некоторую часть на предлагаемые услуги, в том числе на предприятии общественного питания.
Высокая конкурентность заставляет руководителей гостиничного комплекса продумывать не только основную стратегию и стиль деятельности ресторана, но и детали, придающие заведению уникальность и неповторимость. Только при формировании грамотно разработанной концепции и последовательного комплексного внедрения всех составляющих ресторанного бизнеса в сочетании с услугами гостиницы, гарантирован успех в развитии деятельности гостиничного комплекса и предприятий питания частности, решения проблемы повышения его доходности.
Главным конкурентным преимуществом и определяющим фактором при выборе потребителями предприятия общественного питания является качество обслуживания. Предприятия общественного питания должно быть всегда готово к переменам, постоянно узнавать мнения гостей, их предпочтения, замечания и, в зависимости от этого, совершенствовать обслуживание. Только в этом случае в условиях постоянно растущей конкуренции предприятие общественного питания не потеряет своих постоянных посетителей и приобретет новых. Совершенствование процесса обслуживания является одним из главных путей развития предприятия.
Таким образом, тема данной исследовательской работы – организация общественного питания в гостиницах г. Владивостока является актуальной темой, поскольку постоянное развитие предприятия в этой отрасли предопределяет рост спроса потребителей.
Объектом курсовой работы являются предприятия питания гостиниц г. Владивостока, предметом – роль организации питания в индустрии гостеприимства.
Цель данной работы: на основании изучения теоретического и статистического материала, провести исследование особенностей организации питания туристов, изучить организацию системы предприятий размещения Приморского края, дать рекомендации по удовлетворению требований покупателей к гостиничным услугам.
В ходе исследования будет рассмотрена организация системы мониторинга предприятий размещения, проведен анализ организации системы мониторинга предприятий размещения Приморского края, разработаны рекомендации по удовлетворению требований покупателей к гостиничным услугам
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- ознакомиться с характеристикой предприятий общественного питания;
- рассмотреть нормативные требования к услугам общественного питания;
- изучить особенности организации общественного питания в гостиницах;
- ознакомиться с деятельностью объекта исследования, привести его краткую характеристику;
- провести анализ предприятий питания в гостиницах г. Владивостока;
- определить тенденции и пути совершенствования форм обслуживания потребителей в предприятии питания гостиниц.
Практическая значимость работы состоит в том, что рекомендации по совершенствованию форм обслуживания потребителей в предприятиях питания гостиниц г. Владивостока могут быть использованы в практической деятельности организаций и являться частью мероприятий по улучшению обслуживания в предприятиях питания.
1. Теоретические аспекты организации общественного питания
1.1 Понятие общественного питания и его характеристики
Важнейшее социально-экономическое значение общественного питания – создание комфортных условий для удовлетворения потребности населения в различных видах питания по месту проживания, учебы или работы, улучшение культуры обслуживания, предоставление дополнительных услуг.
Наряду с коммерческими предприятиями развиваются социальное питание – столовые при промышленных объектах, студенческие и школьные столовые, которые дают возможность употреблять рабочим и служащим в течение рабочей смены горячую пищу, что способствует повышению работоспособности и сохранению здоровья, а в детских и учебных заведениях предоставляет сбалансированный по составу ежедневный рацион.
Органы государственной власти, безусловно, придают большое значение роли общественного питания в повышении уровня качества жизни населения.
Система общественного питания - важнейшая часть экономики города, состояние которой позволяет оценить социально-экономический уровень жизни горожан.[10]
Общие требования к предприятиям общественного питания различных типов определены ГОСТ 30389-2013 «Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования».
В зависимости от ассортимента, сложности и разнообразия предлагаемой продукции, технического оснащения, используемых методов и качества обслуживания, функционального назначения, степени квалификации персонала и перечня предоставляемых услуг предприятия общественного питания подразделяются на следующие типы: ресторан, бар, кафе, столовая, закусочная и другие.
Так, бары и рестораны по номенклатуре предоставляемых услуг и уровню обслуживания подразделяют на классы: люкс, высший и первый, и соответствуют следующим требованиям:
а) классу люкс соответствует выразительность художественная архитектурного ансамбля и интерьера торгового зала, высокую степень комфорта, разнообразный выбор услуг и ассортиментный перечень оригинальных, эксклюзивных фирменных и заказных блюд, кулинарных и кондитерских изделий, напитков, коктейлей и закусок для баров;
б) высшему классу соответствует оригинальный интерьер, выбор услуг, комфорт, разнообразие ассортимента изысканных, оригинальных заказных и фирменных блюд, напитков, коктейлей и закусок для баров;
в) первому классу присущи гармоничность, комфортность интерьера, широкий выбор услуг, различный ассортимент фирменных блюд, изделий и напитков сложного приготовления, а также коктейлей и напитков несложного приготовления, в том числе фирменных и заказных.
Кафе, столовые и закусочные на классы не подразделяются.
Бар - заведение общепита с барной стойкой, которое реализует смешанные алкогольные и безалкогольные напитки и коктейли, а также закуски, десерты, кондитерские мучные и хлебобулочные изделия, покупные товары.
Кафе - предприятие общественного питания, организующее питание и отдых потребителей и предоставляет ограниченный, по сравнению с рестораном, ассортимент продукции. В кафе предлагаются заказные, фирменные блюда, изделия и напитки, предоставляют широкий выбор горячих и холодных напитков, блюд и закусок, вторых горячих блюд, в том числе заказных и фирменных, с учетом специализации.
Кафе, как бары и рестораны, совмещают производство, реализацию и организацию потребления продукции с устройством отдыха и развлечений потребителей.
Столовая - самый популярный тип предприятия общественного питания, производящий и реализующий блюда в соответствии с разнообразным по дням недели меню.
От места расположения и обслуживаемого контингента столовые разделяют на общедоступные, обслуживающие всех желающих и столовые при производственных предприятиях, учебных заведениях. Перечень продукции общедоступной столовой включает холодные блюда и закуски, молоко и кисломолочные продукты, первые, вторые горячие и сладкие блюда, горячие и холодные напитки, хлебобулочные и мучные кондитерские изделия, также возможна реализация заказных и фирменных блюд.
Закусочная - это предприятие общественного питания с довольно ограниченным ассортиментом меню, реализует блюда несложного приготовления и предназначенное для обслуживания потребителей в короткий промежуток времени.
Главная цель стратегического плана развития г.Владивостока - обеспечение высокого и стабильно повышающегося качества жизни горожан, которая стимулирует решение вопросов о полном удовлетворении растущих потребностей жителей и гостей города в качественных услугах питания, основанных на современных формах обслуживания, ценовой доступности, комплекса дополнительных культурно-развлекательных услуг, необходимых для поддержания статуса города как делового и туристического центра. [18]
Экономические перемены и связанные с ними процессы приватизации в общественном питании привели к изменению организационно-правовых форм ресторанов, кафе, баров, столовых, закусочных. Смена собственности этих предприятий привела к расширению ассортимента и улучшению качества услуг, что способствовало обеспечению прибыльности предприятий общественного питания, созданию реальной конкуренции. В результате в нашей стране стал возрождаться рынок общественного питания, подчиняющийся экономическим законам спроса и предложения, а также конкуренции.
Анализ, проведенный на основе мониторинга организации работы предприятий общественного питания, показал наличие ряда проблем, сдерживающих достижение количественного и качественного преобразования отрасли: недостаточное количество общедоступных предприятий общественного питания различной специализации ценовой доступности для всех категорий населения, неравномерное их распределение. [6]
По результатам опроса потребителей установлено, что по их мнению, недостаточно специализированных предприятий, оказывающих услугу питания; необходимо сохранение и укрепление предприятий общественного питания по месту учебы и работы горожан, улучшения материально-технического состояния предприятий с целью сохранения системы организованного питания учащихся и студентов; сохранение дисбаланса между системой подготовки и переподготовки кадров, реальными потребностями в них из-за недостаточного уровня квалификации персонала, отсутствия учебных программ для формирования навыков общения на иностранном языке, отсутствия системы качества и безопасности услуг общественного питания с ориентацией на ожидания потребителя; несоответствие качества услуг и уровня сервиса ряда предприятий общественного питания современным требованиям из-за недостаточного технического перевооружения и внедрения современных технологий в процессы производства и обслуживания потребителей. [1]
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников:
1 Александрова А.Ю. (ред.) и др. Статистика туризма. Учебник. — М.: Федеральное агентство по туризму, Изд-во СПбГУСЭ 2014. – 464 с.
2 Афасижев Т.И., Тютюнников А.С.. Изд-во ДВФО // Направления модернизации российского гостиничного бизнеса в контексте повышения его конкурентоспособности // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. – 2012. – №1. – С. 189
3 Барчуков И.С., Баумгартен Л.И., Башин Ю.Б.. Гостиничный бизнес и индустрия размещения туристов: – М.: Изд-во Кнорус, 2012. – С. 76.
4 Баумгартен Л. В.. Управление качеством в туризме. Изд-во КНОРУС // Л. В. Баумгартен 2014. - 284 с.
5 Баукова Н. Г., М. И. Карпова, Л. Н. Кривобород, Е. А. Филонова, В. А. Храмкова Индустрия гостеприимства в Приморском крае. Статистический сборник/ Приморскстат, 2017. – 35 с.
6 Беликина З.И. Формирование туристского потенциала приморского края. Изд-во ДВФО // Академический вестник. – 2010. – №1. С. 69–74
7 Биржаков М.Б. Введение в туризм. – СПб.: Герда, 2014. – 358 с.
8 Биржаков М.Б., Марухнова П.И. Статистика туризма. Конспект лекций (рабочий). — Санкт-Петербург: Изд-во СПбГИЭУ, 2014. — 270 с.
9 География туризма. В.И. Кружалин, Н.С. Мироненко и др. // Кнорус. — М. : Федеральное агентство по туризму, 2014. — 336 с
10 Грашин С.А. (сост.). Учебно-методическое пособие по дисциплине / Индустриальная база гостиниц и туристских комплексов. – Тольятти. // Изд-во ПВГУС, 2012. – 56 с.
11 Джжаруж Ж., Никольская Е.Ю. Повышение качества обслуживания клиентов в гостинице: Наука XXI века: Актуальные направления развития / Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова. – Москва, 2016. – 133-136 с.
12 Исмаев Д. К. Маркетинг и управление качеством гостиничных услуг: Уч. пособие для вузов и колледжей. Изд-во СПбГУЭФ // Д. К. Исмаев. — М., 2010. – 235 с.
13 Исмаев Д. К. Маркетинг и управление качеством гостиничных услуг: Уч. пособие для вузов и колледжей. Изд-во СПбГУЭФ // Д. К. Исмаев. — М., 2010. – 96 с.
14 Маркетинг и управление качеством гостиничных услуг: Уч. пособие для вузов и колледжей. Изд-во СПбГУЭФ // Д. К. Исмаев. — М.: Наука, 2010. – 196 с.
15 Морозов В.Ю., Мурашова Ю.В. Современные проблемы гостиничного бизнеса в Российской Федерации: Журнал: Сервис в России и за рубежом / сост. Российский государственный университет туризма и сервиса. – Черкизово, 2017. – 6-13 с.
16 Морозова Л. С., Трусевич И. В. Исследование взаимосвязи показателей качества обслуживания и бизнес-процессов гостиницы, 2015. – 142 с.
17 Новые возможности развития гостиничного и ресторанного бизнеса в Приморском крае. Изд-во ВГУЭС // Н.С Мартыненко, Е.Е Катриченко. Экономика и предпринимательство. – 2013. – №3 – С. 281–285.
18 Обухова Н.А. Перспективы туристического рынка после краха крупнейших туроператоров // Материалы научно-практической конференции «Перспективы развития туристического рынка в России». – СПб.: Межрегиональный институт экономики и права, 2014. – С. 16–22
19 Отель AZIMUT Hotel Vladivostok [Электронный ресурс] // AZIMUT Hotel Vladivostok: официал. сайт организации – Режим доступа: https://www.booking.com/hotel/ru/azimutvladivostok.ru.html
20 Писаревский Е.Л. (ред.), Трофимов Е.Н., Мошняга Е.В и др. / Основы туризма: Изд-во МГУ // - М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. – 384 с.
21 Позиционирование пляжно-купального отдыха и туризма в Приморском крае. Изд-во ДВФО // Н.С. Мартышенко, А.Е Ильин. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2012. – №4. – С. – 113 –117.
22 Постановление Правительства РФ от 09.10.2015 N 1085 "Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации" http://www.consultant.ru
23 Сакун Л.В., Разуванов В.М. // Маркетинг в туризме. Изд-во-РИПО — Минск, 2014.- 268 с
24 Топольник В. Г., Крылова Л. В. Функциональное моделирование процессов оказания гостиничных услуг // Экономика, предпринимательство и право. 2017. - №3. С. 185-207.
25 Туризм и туристские ресурсы в Приморском крае: комплексный сборник / под ред. В.Ф. Шаповалов и др.; Изд-во ВГУЭС. Федеральная служба государственной статистики по Приморскому краю. - Владивосток: Приморскстат, 2014. - 80 с
26 Туризм как вид деятельности: Учебник для вузов / Под ред. И.В. Зорина, Т.П. Каверина. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 560 с.
27 Экономика и организация туризма: международный туризм / И.А. Рябова, Ю.В. Забаев, Е.Д. Драчева. Изд-во СГСЭУ - М.: КНОРУС, 2010. - 568 с.
28 Шкуропат С. Г. Гостиничное дело: учебник / под ред. д. иск., проф. Мышьяковой Н. М. – СПб.: Изд-во СПбГУЭС, 2013. – 314 с.
29 Рынок гостиничных услуг: объем и темпы роста [Электронный ресурс] // Деловые новости. – Режим доступа: http://delonovosti.ru/business/2722-rynok-gostinichnyh-uslug-obem-i-tempy-rosta.html
30 www.frio.ru - Федерация рестораторов и отельеров РФ