Фрагмент для ознакомления
2
Введение
По данным Министерства образования и науки РФ на 30 июня 2017 года в федеральном банке данных числилось 54,5 тыс. детей-сирот. В 2016 г. более 130 сиротских учреждений находилось в ведении Министерства труда РФ, в них проживало около 20 тыс. детей. Также в стране работает более 1,6 тыс. образовательно-воспитательных организаций для детей-сирот (детские дома, коррекционные детские дома, школы-интернаты). По данным на 2016 год, в России было более 90 тыс. приемных семей, в них воспитывалось более 148 тыс. детей (всего в российских семьях было более 400 тыс. приемных детей, в том числе под опекой).
На данный момент в России наметилась тенденция на снижение числа детей-сирот. И все же, несмотря на положительные изменения в сфере социальной работы и социальной защиты детей-сирот, в нашей стране в организациях для детей-сирот содержатся большое количество детей. Факторами, снижающими вероятность устройства таких детей в семьях, являются: наличие кровных братьев и сестер, большой возраст ребенка (как правило, усыновители отдают предпочтение детям младенческого или раннего возраста), разнообразные проблемы в области здоровья. Отсутствие достаточного количества персонала в организациях для детей-сирот не позволяет уделять каждому ребенку достаточное количество времени и внимания. Поэтому дети продолжительное время находятся в ситуации депривации, что сказывается на развитии ребенка.
В настоящее время данная проблематика вызывает высокий интерес со стороны отечественных и зарубежных исследователей. Объяснить причины возникновения девиации, условия и факторы, детерминирующие этот социальный феномен, стало насущной задачей современной науки. Исследование девиантного поведения детей-сирот подразумевает поиск решения многих проблем.
Девиантное поведение подростков – распространенный феномен, который сопровождается процессом социализации и снижается после 18 лет.
В детском возрасте закладываются все первичные навыки и умения, основы сознательного поведения, поэтому очень важно, чтобы социализация подростка была под контролем родителей и ближайшего окружения. Именно подростки больше всего подвержены стрессу, так как у них еще не сформировалось мировоззрение. На данном этапе возникают противоречия между духовными и материальными потребностями и реальными возможностями их удовлетворения, это может способствовать поведенческой девиации. Для подростков, например, характерна ориентация на материальное благополучие, на жизнь по принципу «жить как хочется» и многие готовы достичь это любой ценой, удовлетворить свои потребности преступным путем. Проблема девиантного поведения – это проблема общества в целом и ее решение способствует успешному духовному и нравственному развитию общества и государства. Человек, чтобы не выделяться из общего окружения «играет по правилам», т.е. ведет себя так, как принято в обществе, соблюдая существующие нормы, устои, однако не все люди ведут себя одинаково, есть такие, которые выделяются из общей массы, становятся «не как все». Поведение, отклоняющееся от установленных обществом норм и стандартов (психологических, правовых, культурных, норм морали) не удовлетворяющее социальным ожиданием данного общества, называют девиантным. Основы изучения девиантного поведения представлены в отечественных теориях: В.С. Афанасьева [6], Б.М. Левина [2]. Значительный вклад в изучение девиантного поведения подростков внесли такие российские ученые как: Б.Н. Алмазов [3], Г.Ф. Кумарина [25] и другие. Проблеме девиантных форм поведения у подростков, вызванных неблагоприятным семейным положением, посвящены работы В.Г. Бочаровой [10], Ю.Р. Вишневского [11], Е.Н. Заборовой [15].
Множество авторов занимаются изучением проблем данной категории детей, среди наиболее серьезных выделяют: задержку или специфичность развития эмоционально-психической и волевой сферы, отсутствие или недостаточность опыта семейной социализации, потребительское отношение к окружающим, неадекватность самооценки. Часто в научных работах приводятся результаты исследований, основанных на сравнении значимых характеристик детей, содержащихся в сиротских учреждениях и детей, воспитывающихся в семьях.
Исследуются пути оптимизации работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, экспертами даются рекомендации с целью минимизировать негативные последствия пребывания детей в интернатных организациях. На исследуемую тему написано множество теоретических работ и проведено большое число исследований, однако данная тема не теряет своей актуальности и требует дальнейшего изучения.
Объект исследования: девиантное поведение подростков.
Предмет исследования: теоретические аспекты социально-педагогической деятельности с подростками с девиантным поведением из центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Цель работы: теоретический анализ социально-педагогической работы с подростками с девиантным поведением из центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
1. раскрыть трактовку понятия «девиантное поведение» в литературе;
2. описать формы девиантного поведения подростков;
3. охарактеризовать гендерно-возрастные особенности девиантного поведения подростков;
4. раскрыть причины девиантного поведения подростков из центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
5. определить специфику решения задач социализации подростков с девиантным поведением из центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
6. представить деятельность социального педагога с подростками с девиатным поведением из помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
7. проанализировать работу социально-педагогических служб как субъектов коррекции девиантного поведения подростков.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Девиантное поведение подростков как социально-педагогическое явление
1.1. Девиантное поведение: трактовка понятия в социально-педагогической теории
Рассмотрим различные понятия «девиантное поведение». М. И. Рожков считает, что девиантное поведение – это такое поведение, которое не соответствует правилам и нормам, установленным в официальном порядке или сложившимся традиционно в обществе (группе). Девиантное поведение проявляется в форме алкоголизма, беспризорности, пьянства, наркомании, преступности несовершеннолетних [27].
По мнению Г. В. Апинян девиантное поведение – это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали [5].
С точки зрения Ю. Б Можгинский, девиантное поведение – это специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним [24].
Ю.А. Клейберг рассматривает «девиантное поведение» исходя из отражения психологической сущности исследуемого понятия, и обозначает его как «...специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним» [20].
Девиантное поведение часто связывают с реакцией социума и, следовательно, определяют, как «отклонение от групповой нормы, влекущее за собой наказание законом нарушителя.
Так, например, с точки зрения В.Д. Менделевича, девиантное поведение человека является «системой поступков, противоречащих принятым в общественной организации нормам. Данные поступки проявляются как дисгармония психических процессов, неадаптивности, нарушении самоактуализации, а также в виде уклонения от контроля за собственным поведением» [23].
Ученые С.А. Беличева и В.Н. Кудрявцев под девиантным поведением подразумевают «поведение, с устойчивыми проявлениями отклонений от социальных норм, рассматривая отклонения двух типов ориентации: корыстной, агрессивной ориентации, и отклонений социально-пассивного типа» [7].
Е.В. Змановская рассматривает данное понятие как «отклоняющееся от важнейших социальных норм, устойчивое поведение личности которое причиняет ущерб обществу или самой личности, сопровождается социальной дезадаптацией» [17].
Исходя из различных видов норм (социологической, биологической и психологической), можно выделить несколько подходов к определению девиaнтного поведения.
Биологический подход рассматривает неблагоприятные особенности организма человека (филологические или анатомические) как затрудняющие его социальную адаптацию:
1) генетические особенности – предающиеся по наследству. Например, нарушения умственного развития, различные дефекты зрения и слуха, повреждения нервной системы;
2) психофизиологические, проявляющиеся через влияние на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, приводящих к различным соматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям и др.;
3) физиологические, проявляющиеся как дефекты речи, внешняя непривлекательность и прочее.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аксенов, А.М. Медико-психолого-педагогическое сопровождение ребенка-сироты / А.М. Аксенов // Современные проблемы науки и образования. – 2013. –№ 6.
2. Актуальные проблемы девиантного поведения : (Борьба с соц. болезнями) : Ежегодник / Рос. акад. наук, Ин-т социологии; [Отв. ред. Б. М. Левин]. - М. : ИС, 1995. - 200 с.
3. Алмазов, Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних / Б. Н. Алмазов. - Свердловск : Изд-во Урал. ун-та, 1986. – 150 с.
4. Антипова, Е.И. Инновационные технологии профилактики социального сиротства / Е.И. Антипова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2013. – №12, 2. – С. 20 – 26.
5. Апинян, Г. В. О понятиях «девиантность», «девиантное поведение» / Г. В. Апинян // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2015. – № 118. – С. 121-128.
6. Афанасьев, В.С. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: учебное пособие / В. С. Афанасьев, Я. И. Гилинский. – СПб., 1993. – 167 с.
7. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева. – Москва: Редакционно-издательский центр Консорциума Социальное здоровье России, 2009. – 126 с.
8. Берн, Ш.М. Гендерная психология / Ш.М. Берн. – СПб: Питер, 2002. – 320 с.
9. Битянова, М. Р. Психология в школе: содержание и организация работы [Электронный ресурс] / М. Р. Битянова. - Режим доступа: psychlib.ru /mgppu/bit/bit-001-.htm
10. Бочарова, В.Г. Педагогика социальной работы : [Пособие] / В. Г. Бочарова. - М. : SvR-Аргус, 1994. - 207 с.
11. Вишневский, Ю.Р. Исследование девиантных форм поведения студенческой молодежи Свердловской области / Ю.Р. Вишневский, Л.Н. Боронина, А.Я.Пучков // Университетское управление. — 2002. — № 3−4(10−11).
12. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - Москва, «Эксмопресс», 2000. – 560 с.
13. Гендерная психология: практикум. – 2-е изд-е. / Под ред. И.С. Клециной. – СПб: Питер, 2009. – 479 с.
14. Ермолаева, С.А. Методология превентивной педагогики XX века: антропологический подход к исследованию: монография. – М.: МГОУ, 2007. – 320 с.
15. Заборова Е. Н. Городское управление [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Заборова Е.Н., Урал. федер. ун-т. - Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2014. – 296 с.
16. Зикратов, В. Девиантно-делинквентное поведение детей и подростков / В. Зикратов // Социальная педагогика – 2008. – №1 – С. 46 – 49.
17. Змановская, Е.В. Девиантное поведение личности и группы / Е. В. Змановская, В. Ю. Рыбников. – Санкт-Петербург: Питер, 2011. – 124 с.
18. Касаркина, Е.Н. К вопросу о психологической и социальной готовности молодежи к брачно-семейным отношениям / Е.Н. Касаркина // Вестн. по педагогике и психологии Южной Сибири. 2013. № 4. С. 108–113 [Электронный ресурс]. URL: http://bulletinpp.esrae.ru/205-916
19. Клейберг, Ю. А. Социальная психология девиантного поведения / Ю.А. Клейберг. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 240 с.
20. Клейберг, Ю.А., Конорева, Л.А. Теоретические и прикладные аспекты социальной психологии девиантного поведения / Ю.А. Клейберг, Л.А. Конорева // Ежегодник Российского психологического общества: материалы III Всероссийского съезда психологов. - СПб.: СПб ГУ, 2003. – 65 с.
21. Ланцова, Л. А., Шурупова, М. Ф. Социологическая теория девиантного поведения / Л.А. Ланцова, М.Ф. Шурупова // Социально-политический журнал. – 2010. – № 4. – С. 24 – 26.
22. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика / Л.В. Мардахаев. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 164 с.
23. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения / В.Д. Менделевич. – Санкт-Петербург: Речь, 2005. – 384 с.
24. Можгинский, Ю.Б. Агрессия ребенка: эмоциональный и кризисный механизм / Ю. Б. Можгинский. – Санкт-Петербург: Речь, 2009. – 264 с.
25. Педагогическая диагностика развития и обучения школьников в системе коррекционного обучения : Метод. пособие для учителей коррекц. классов / АПН СССР, НИИ общ. педагогики; [Г. Ф. Кумарина]. - М. : НИИОП, 1989. - 45 с.
26. Платонова, Н.М., Нестерова, Г.Ф. Теория и методика социальной работы / Н.М. Платонова, Г.Ф. Нестерова. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 328 с.
27. Рожков, М. И. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений /М. И. Рожков. – М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2004. – 364 с.
28. Холостова, Е.И. Технология социальной работы: учебник для бакалавров / Е.И. Холостова, Л.И. Кононовой. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 328 с.