Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Государство является главным субъектом политической жизни общества. Именно государство санкционирует применение тех или иных правовых норм и обеспечивает их исполнение гражданами, посредством наличия мер принуждения. Следовательно, границы, в рамках которых могут осуществлять деятельность политические субъекты, устанавливает государство посредством применения сложного механизма правотворчества. При этом государство, в соответствии с принципами законности и верховенства права, само не может выходить за эти границы.
В целом проблемой соотнесения политики и права занималось множество ученых. Среди них можно выделить Платона, Аристотеля, Н. Макиавелли, М. Вебера и многих других.
Все работы по данной теме сходятся в том, что право – это инструмент, позволяющий как узаконивать, так и контролировать проявления политики. При этом только политика может контролировать проявление право и останавливать правовые действия в тех случаях, когда они выходят за рамки правового поля.
Цель работы – выявить особенности политической природы (сущности) государства.
Объект исследования – государство.
Предмет исследования – политическая природа государства.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную литературу по теме исследования;
2. Дать определение государству;
3. Выявить особенности государственной природы;
4. Установить особенности государственного устройства;
5. Сделать выводы по итогам исследования.
1. Современные подходы к пониманию проблемы взаимодействия политики и права
1.1. Понятие о государстве, праве и законе
Древнеримские мыслители считали, что право – это искусство добра и справедливости Бога. Фактически, в полученной формуле дается нравственная характеристика закона. В идеальном случае взаимодействие политики и права должно привести к их взаимному подкреплению и политике воспитания, облагораживанию принципов добра и справедливости.
В России на протяжении десятилетий закон рассматривается как инструмент политики, как способ легализации политических решений, а не как самостоятельная социальная и культурная ценность. Тезис о примате политики над законом, политической власти над законом был нерушимым.
В общественном сознании идея социальной роли незначительного и незначительного права была имплантирована. Основными из них были экономика, политика, идеология, а не некоторые правовые ценности, правовые принципы .
Было упрощенное восприятие закона как команды, которая пришла сверху, как инструкции от политических лидеров. Цель закона как норм, которые могут защитить гражданина от произвола, защитить его честь, достоинство и неприкосновенность, была заглушена. Кроме того, закон не был задуман в форме реальной силы, способной ввести политику в определенных пределах, «сдерживая ее». Отсюда и обобщенный правовой нигилизм, скептицизм.
Право скорее переносилось как неизбежная и эфемерная реликвия прошлого. Были культивированы идеи исчезновения морали, быстрая замена правового регулирования не правовыми нормами «коммунистического» приюта .
В Западной Европе отношения между политикой и правом подошли по-разному. Тогда еще французские философы-материалисты восемнадцатого века. Гольбах и Гельвеций утверждали, что право, законодательство играет решающую роль в жизни. Основатель теории права установления норм Г. Келсен считал, что закон является самодостаточным и превосходит экономику или политическую власть .
Согласно ранней буржуазной правовой теории, закон более важен, чем государство и политика. Являются ли положения этой теории, которые были активно подтверждены в нашем общественном сознании в последние годы.
Кажется, что оба направления в определенной степени противодействуют этим явлениям друг другу. На практике, однако, оппозиция, столкновение законов и государств, политика и законы неизбежно приводят к их взаимному ослаблению.
На самом деле взаимосвязь политики и права сложна, многогранна. Их оптимальное взаимное влияние полезно и социально полезно.
Положительный закон не существует, когда нет политики и важнейшего политического учреждения: государства. Как уже отмечалось, стратегический политический курс страны, поддерживаемый народом на выборах, становится концептуальной основой законодательной деятельности. Государство официально оформляет его законно, подводит его к закону.
Еще более важная роль государства в осуществлении закона, его применении. В конце концов, нефункциональное и неосуществимое право мертво. И здесь во многих отношениях утверждение о том, что «закон - ничто без устройства, способного обеспечить соблюдение норм закона справедливо».
Верно, что функционирование правовых норм не может быть сведено к Государственному принуждению: на практике его осуществление происходит, как правило, не прибегая к государству. Может Активно развиваться, например, договорное право, основанное на согласии сторон, не может играть какой-либо важной роли в обществе, если к осуществлению каждого договора должны применяться суды .
Применение государственной силы осуществляется в тех случаях, когда субъекты закона действуют незаконно. Одним словом, эффективность, жизнеспособность закона заключается не столько в принуждении государства, сколько в совпадение воли, интересы общества и государства и конкретных людей, которые вступают в правоотношения .
Закон, конечно, имеет политическое содержание. Поэтому положение «Закон - политическая мера, есть политика» в его первой части соответствует действительности. Однако нет оснований для определения закона и политики. Политика может быть незаконной, авантюрной и т.д.
Закон влияет на политику в разных направлениях. Во-первых, по закону социально-политическая структура общества конституционно фиксируется, определяется правовой статус (законодательные пределы) всех структурных элементов политической системы. В результате воздействия права на политику все виды политической деятельности осуществляются как права и обязанности соответствующих субъектов, а не как проявление их силы, авторитета или других качеств .
Закон дает легитимность политической власти и политическим решениям, дает властям поддержку населения даже в тех случаях, когда они принимают непопулярные решения. В правовой форме отношения с уважением государственная власть, отношения между государственными органами, политическими партиями, общественными объединениями и гражданами, отношения с другими государствами. Основные направления государственной политики также опосредованы законом. Закон делает политику более эффективной, гуманной и социально ориентированной.
1.2. Признаки и сущность государства
С незапамятных времен мыслители старались дать ответ на вопрос, что такое государство. Ещё древнеримский философ Цицерон спрашивал и одновременно давал ответ: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?». Несколько иного подхода придерживался известный российский правовед Н.М. Коркунов, утверждая, что «государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства» .
В ХIX веке обширное распространение получило определение государства как совокупности людей, территории, занимаемой этими людьми, и власти. Известный французский юрист Леон Дюги выдвинул четыре элемента, характеризующих государство :
1) суверенную власть;
2) определенную территорию;
3) правительство;
4) совокупность человеческих индивидов.
Русский юрист Г.Ф. Шершеневич, в свою очередь, писал: «Под именем государства понимается союз людей, осевших в известных границах и подчиненных одной власти». Приведённое определение, на наш взгляд, достаточно точно отражающее отдельные признаки государства, стало поводом для разнообразных упрощений. Так, одни авторы, опираясь на данное понятие, приравнивали государство к стране, другие — к обществу, третьи — к кругу лиц, занимающихся осуществлением власти .
Юрист Ф.Ф. Кокошкин утверждал: «Государство не совокупность людей определенного рода, а отношения между ними, форма общежития, известная психическая связь между ними». Тем не менее «форма общежития» — форма организации общества, является всего лишь одним из признаков, но не целым государством .
Большие сложности в формулировании о
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Антонова К.Н., Ваганова А.А. Философия права. Государство и право. – Воронеж: Фемида, 2016. – 381 с.
2. Власова А.О., Астахова О.И. Соотнесение понятий государство и право. – Казань: ТД Кодекс, 2017. – 406 с.
3. Демидова Е.Н., Попова Ю.В., Соколовская И.С. Государство и право. Анализ основных теоретических концепций. – Екатеринбург: ИД Пирамида, 2016. – 397 с.
4. Жилина Е.Ю., Панафидина М.Д. Государство и право. Современные концепции и особенности изучения. – Мурманск: Арктика, 2015. – 415 с.
5. Корнеева Е.А., Щукина Т.В. Государство и право. Соотношение понятий. – Самара: Пальмира, 2015. – 553 с.
6. Лебедева С.С., Петрова Я.М., Фомина О.Н. Политическая природа государства. – СПб.: Березка, 2016. – 476 с.
7. Михайлов К.Э., Яковенко А.М. Государство. Особенности развития и становления. – Ярославль: Азимут, 2016. – 485 с.
8. Сычева Ю.С., Новожилова А.Н., Григорьева А.П. Государство и право. Историография изучения. – Хабаровск: ИД Горизонт, 2017. – 631 с.
9. Терентьев О.Н., Круглов Н.В. Взаимосвязь государства и права. – Симферополь: ЮрЛитБук, 2016. – 598 с.
10. Фадеев Н.К., Петров М.Ю. Сравнительный анализ теорий государства и права. – Нижний Новгород: Левый берег, 2018. – 620 с.