Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Выступая с очередным Посланием Федеральному Собранию, президент России В. В. Путин отметил: «В XXI веке на фоне новой расстановки экономических, цивилизационных, военных сил Россия должна быть суверенной и влиятельной страной. Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией» .
К нам пришло осознание того, что образование и общество – это одна целостная система, закладывающая основы грядущих изменений в обществе, предопределяя его развитие в прогрессивном или в регрессивном направлении.
Феномен идентичности в целом, российской гражданской идентичности в частности ставит перед учителем и системой образования множество вопросов. У студентов педагогических вузов отсутствуют практики, сопряженные с осознанным формированием идентичности личности. В психолого-педагогической подготовке педагогов не делается акцент на темы, посвященные психологическим основам и педагогическому обеспечению процесса формирования идентичности личности. А в настоящее время необходима информационная вооруженность и функциональная состоятельность педагога в формировании российской идентичности школьников.
Вопрос о феномене гражданской идентичности разрабатывается в целом ряде научных дисциплин. Можно упомянуть социологические (Е. М. Арутюнова, М. С. Заковоротная), политические (А. А. Айвазян, И. В. Конода, И. С. Семененко), исторические (Л. М. Дробижева, С. П. Перегудов) ее аспекты. Весомые аргументы для анализа гражданской идентичности содержатся в работах Т. Хайдеггера, Ю. Хабермаса, Ф. Фукуямы, рассмотревших особенности формирования идентичности в полиэтноконфессиональных сообществах, трансформацию систем идентификаций индивидов под влиянием социокультурных факторов.
Предметную основу для формирования гражданской идентичности обеспечивают, прежде всего, такие учебные дисциплины, как история, обществознание, краеведение.
История позволяет ребенку понять контекст культурного времени, дает возможность войти в мир реальных людей, живших до него и живущих рядом с ним на планете. Например, могут быть организованы беседы о жизни великих людей России; или по некоторым альтернативам отечественной истории, чтобы учиться видеть потенциальные варианты лучших сценариев развития своей страны.
Анализ существующей практики формирования гражданской идентичности в образовательных учреждениях обнаруживает недостаточность целенаправленной планомерной работы в данном направлении.
Объект исследования - процесс формирования гражданской идентичности у школьников.
Предмет исследования – методы, формы формирования гражданской идентичности на уроках истории.
Цель исследования - изучить особенности формирования гражданской идентичности средствами школьного исторического образования.
В соответствии с целью были определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть структуру и содержание понятия «гражданская идентичность».
2. Выявить значение формирования гражданской идентичности у школьников.
3. Изучить вопросы формирования гражданской идентичности средствами школьного исторического образования
Методы исследования: анализ педагогической литературы по теме исследования; интерпретация литературных источников; обобщение.
Глава 1. Теоретические основы формирования гражданской идентичности у учащихся
1.1. Понятие гражданской идентичности в психолого-педагогической литературе
В современных условиях реформирования российской системы образования всё более важной представляется задача воспитания молодежи в духе понимания и принятия ценностей гражданского общества, задача формирования юного человека, способного к социализации, уважающего историко-культурное наследие, приобщающегося к духовным ценностям и истокам народной культуры. Социальный заказ требует от системы образования осуществления подготовки активной, конкурентоспособной личности, компетентной в решении жизненных, профессиональных проблем, готовой к исполнению гражданских обязанностей, ответственной за собственное благополучие и благополучие своей страны. Общеобразовательные учреждения должны готовить выпускников, обладающих навыками практической деятельности в правовом государстве. Соответственно на одно из первых мест выдвигается проблема формирования гражданственности учащихся общеобразовательных школ. У подрастающего поколения наблюдается недостаток гражданского, патриотического самосознания и конструктивного общественного поведения.
По мнению Е. М. Арутюновой, состояние государственно-гражданской идентичности – не только призма, через которую рассматривают общество, но и важный фактор мобилизации людей, их солидаризации. Именно поэтому в последнее время институты государственной власти озабочены формированием идентичности с ценностями, в которых они заинтересованы .
В исследовании Е. А. Гришиной термин «гражданская идентичность» указывает на отождествление индивида с обществом во всех его типических социокультурных измерениях (язык, ментальность, картины мира, социокультурные ценности, нормы поведения) .
Л. М. Дробижева обращается к понятию государственно-гражданская или национально-гражданская идентичность, которое включает не только лояльность к государству, но и отождествление себя с гражданами страны, представления об этом сообществе, солидарность, ответственность за судьбу страны и чувства, переживаемые людьми (гордость, обиды, разочарования, пессимизм или энтузиазм) .
Одним из интересных современных исследований по проблеме формирования гражданской идентичности школьников в теории и практике образования мы считаем работу А. А. Логиновой. В ее исследовании разработана программа формирования гражданской идентичности школьников средствами интернет-проектов .
Под гражданской идентичностью мы понимаем тождественность индивида государству, своему статусу гражданина, личную оценку своего гражданского состояния, готовность и способность выполнять сопряженные с наличием гражданства обязанности, пользоваться правами, принимать активное участие в жизни государства и общества.
Структура гражданской идентичности представляется как единство когнитивного, эмоционального, ценностного и деятельностного компонентов. Важно отметить: когнитивный уровень в процессе формирования российской гражданской идентичности является необходимым, но не должен быть доминирующим; ведущую роль играют эмоционально-ценностная составляющая российской гражданской идентичности и деятельностный компонент. Идентичность – плод постоянных системных усилий .
Педагогам необходимо исходить из того, что потенциалом для формирования российской гражданской идентичности обладают все виды деятельности школьников – как учебная, так и внеучебная. Важно создание условий, необходимых для формирования гражданской идентичности, наличие в плане работы образовательного учреждения системы мероприятий, направленных на осмысление сущности гражданской идентичности и особенностей ее формирования у школьников разного возраста, их содержательные и методические особенности.
Фигура педагога – определяющий фактор формирования новых компетенций подрастающих поколений . В условиях усиления роли образования в развитии экономики страны, потребности общества в талантливых людях, способных обеспечивать его прогресс, конкурентноспособность, актуализировалась проблема подготовки нового учителя для новой школы. Особенно возрастают требования общества к компетентности педагога в сфере гражданского образования обучающихся, его способности к дальнейшему профессиональному росту в соответствии с запросами общества и государства. В ряде документов требования к учителю «новой школы» четко сформулированы.
В частности, в Профессиональном стандарте педагога говорится о необходимости усвоения учителем понятий, определяющих результаты образовательного процесса, уровень и показатели социализации личности, ее развития, в том числе такие, как гражданская и социальная идентичность .
Как показывает практика, у многих учителей накоплен значительный опыт в области гражданского и патриотического воспитания, вместе с тем, он плохо дифференцирован и в большинстве случаев нерефлексирован; доминирует представление о синонимичности понятий «гражданственность, патриотизм» и «российская гражданская идентичность». Для научной организации деятельности по формированию гражданской идентичности личности школьников педагог должен ознакомиться с документами, которые являются методологической основой разработки технологий формирования гражданской идентичности на современном этапе развития средней школы: «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (2014); «Фундаментальное ядро содержания общего образования» (2009); «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) образования» (2012) и др. Необходимо грамотное педагогическое сопровождение становления российской идентичности школьников. Для этого важно знание педагогами сущности базового понятия, структуры, процесса формирования гражданской идентичности
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арутюнова Е. М. Формирование государственно-гражданской идентичности молодежи: (на примере московских студентов): автореф. дис. … канд. социол. наук. – М., 2007
2. Асмолов А.Г. Как будем жить дальше? Социальные эффекты образовательной политики / Лидеры образования. – 2007. – № 6. – с. 4-10.
3. Бармин Н. Ю. Повышение квалификации педагогических работников как условие формирования человеческого капитала инновационного развития // Нижегородское образование. – 2012. – № 1. – С. 4–11
4. Гришина Е. А. Гражданская идентичность российской молодежи: Опыт мониторинговых исследований 90-х годов: автореф. дис. … д-ра социол. наук. – М., 2000.
5. Громова, О.Н. Пирог моей страны: Что стоит за словами «воспитание культуры межнациональных отношений» // Библ. в школе. – 2001. № 17, с. 24.
6. Дробишева Л. М. Процессы гражданской интеграции в полиэтническом российском обществе // Общественные науки и современность. – 2008. – № 2. – С. 68–77
7. Иоффе А.Н. Подготовка учителя к сопровождению процесса гражданского становления школьника [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.hse.ru/data/2013/03/22/1295145580/Иоффе%20А.Н.-1.doc
8. Историко-культурный стандарт. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rushistory.org/wpcontent/uploads/2013/11/2013.10.31-Концепция_финал.pdf, свободный. – [Заглавие с экрана]. – Яз. рус.
9. Историческая идентичность гражданина России в условиях реализации Историко-культурного стандарта: теория и практика: сб. науч. докладов и сообщений Межд. науч.-практ. конф., посвященной 100-летию со дня рождения Героя Советского Союза А.П. Маресьева (г. Волгоград, 7 апреля 2015 г.) / ГАУ ДПО «ВГАПО»; кафедра обществ. наук; редкол.: Д.В. Полежаев (отв. ред.) и др. – М.: Планета, 2016. – 280 с.
10. Кеннет Дж. Социальное конструирование и педагогическая практика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.edc.bsu.by/tekst/alm4/dg.html
11. Корчагина О.И. Пространство СО-ПРИЧАСТНОСТИ как способ формирования гражданской идентичности в условиях индивидуализации образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: /http://gimnaziya3perm.ucoz.ru/2015/ Uchit_goda/Korchagina_O_I_Poyasnitelnaya_zapiska.pdf
12. Логинова А. А. Формирование гражданской идентичности школьников средствами Интернет-проектов: дисс. канд. пед. наук. – Самара, 2010
13. Лукьянов О. В. Проблема становления идентичности в эпоху социальных изменений. – Томск: Изд-во Томского ун-та, 2008
14. Махинин А. Н., Шакурова М. В. Педагогические условия формирования российской гражданской идентичности старшеклассников во внеучебной деятельности. – Воронеж, 2012
15. Место встречи – библиотека. Беседа в настоящем времени // Первое сентября. – 2004. – № 20. – с. 8-11.
16. Методика обучения истории в средней школе: Пособие для учителей / отв. ред. Ф.П. Коровкин. – М., 1978. – Ч. 1. – С. 161–162.
17. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
18. Послание Президента РФ Федеральному Собранию. 12 декабря 2012 года [Электронный ресурс]. – URL: http://kremlin.ru/events/president/ news/17118
19. Профессиональный стандарт педагога [Электронный ресурс]. – URL: http://www.ug.ru/ new_standards/6
20. Садовая Е.С. Социально-экономические факторы этнополитической конфликтности / Е.С. Садовая // Полис. Политические исследования. – 2016. – № 4. С. 41-53.
21. Семененко И.С. Нация, национализм, национальная идентичность: новые ракурсы научного дискурса / И.С. Семененко // Мировая экономика и международные отношения. – 2015. – № 11. С. 91-102.
22. Соловейчик А.С. Простое – непростое слово // Первое сентября.– 2004 .– № 20. – с. 9-10.
23. ФГОС основного и среднего общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://минобрнауки.рф/документы
24. Эриксон Э. Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Издательская группа “Прогресс”, 1996. – 344 с.