Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современных условиях, таможенный контроль после выпуска товаров дает возможность препятствовать неблагоприятным тенденциям в области ВЭД, не образуя дополнительных барьеров во внешнеторговых взаимоотношениях с иностранными контрагентами, что в свою очередь содействует ускорению совершения таможенных операций и формированию благоприятных условий для законопослушных участников ВЭД. При этом, формирование благоприятных условий подразумевает упрощение и гармонизацию таможенных процедур, уменьшение времени таможенного декларирования при одновременном увеличении результативности таможенного контроля и партнерский подход в отношении таможенных органов и бизнес-сообщества.
Таким образом, идеальная модель таможенных органов предусматривает сведение к минимуму временных и материальных издержек лиц, находящихся под таможенным контролем и одновременно экономию ресурсов таможенных органов, путем централизации внимания на наиболее важных направлениях их деятельности. Одной из эффективных мер для достижения таких результатов является смещение акцентов таможенного контроля на этап после выпуска товаров.
Объектом исследования выступают общественные отношения в сфере таможенного контроля после выпуска товаров.
Предметом исследования являются нормы таможенного права, регулирующие таможенный контроль после выпуска товаров.
Целью исследования является комплексный анализ контроля после выпуска товаров.
Исходя из цели исследования в работе решаются следующие задачи:
– раскрыть понятие и цели осуществления таможенного контроля после выпуска товаров;
– исследовать правовое регулирование таможенного контроля после выпуска товаров в Российской Федерации;
– рассмотреть формы таможенного контроля после выпуска товаров;
– охарактеризовать взаимодействие таможенных органов с иными контролирующими органами при контроле после выпуска товаров.
Методологическую основу исследования составляют всеобщий метод познания и базирующиеся на ней общенаучные и частно-научные методы эмпирического и теоретического познания: формально-логический, логико-юридический, сравнительно-правовой и др.
Теоретическую основу исследования составили труды таких авторов, как Н.П. Бондаренко, А.В. Тихонова, П.Д. Лонгинова, А.А. Селезнев, А.В. Гугучкина, О.В. Костина, О.С. Москвина, Н.А. Базалей, С.О. Стрельцова, Е.С. Маркотенко и другие.
Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Общие положения таможенного контроля после выпуска товаров
1.1. Понятие и цели осуществления таможенного контроля после выпуска товаров
Таможенный контроль за перемещением товаров и транспортных средств относится к числу приоритетных видов деятельности таможенных органов, направленных на обеспечение экономической безопасности Российской Федерации при осуществлении внешней торговли. Это обусловлено внедрением и широким распространением электронной формы декларирования товаров, при перемещении через таможенную границу Евразийского экономического союза (ЕАЭС), что способствует сокращению затрат времени на проведение операций таможенного контроля товаров при их декларировании. Вследствие этого проведение таможенного контроля товаров при перемещении под таможенную процедуру сместилось на этап таможенного контроля после выпуска товаров.
Проведение контроля после выпуска товаров обеспечивает соблюдение операторами внешней торговли таможенного законодательства, что увеличивает поступление таможенных платежей в Федеральный бюджет страны .
Основными целями таможенного контроля после выпуска товаров являются:
– предотвращение незаконного перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза и создание условий для экономической нецелесообразности их дальнейшего обращения на территории Российской Федерации;
– проведение непрерывного контроля с момента поступления предварительной информации и подачи декларации на товары до момента завершения таможенного контроля после их выпуска. Такая технология позволит обеспечить сокращение времени на осуществление таможенных операций, что будет способствовать развитию и повышению эффективности внешнеторговой деятельности.
Основной формой таможенного контроля является таможенная проверка. ТК ЕАЭС определяет таможенную проверку в качестве формы таможенного контроля, которая проводится должными лицами таможенных органов после выпуска товаров . При этом применяются иные, предусмотренные Кодексом формы таможенного контроля и меры, обеспечивающие результативность таможенного контроля, соблюдение операторами внешнеторговой деятельности законодательных актов, применяемых для таможенного регулирования при перемещении товаров и транспортных средств.
Эффективность таможенного регулирования оказывает существенное влияние на экономику страны. От деятельности таможенных органов зависит не только экономическая безопасность государства, но и пополнение ее бюджета за счет сбора налогов и пошлин.
Таможенное регулирование представляет собой один из наиболее существенных методов государственного воздействия на экономику страны и заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу .
Таможенный контроль в РФ осуществляется в соответствии с таможенным законодательством ЕАЭС и Российской Федерации. С момента подписания Таможенного кодекса Таможенного Союза и вступления в силу с 1 января 2015 года договора ЕАЭС таможенные органы делают серьезные шаги в развитии системы таможенного контроля. Основной целью развития системы является упрощение и ускорение таможенных формальностей, что может негативно сказаться на эффективности таможенного контроля, особенно на фискальной функции таможенных органов. Поэтому основой совершенствования системы таможенного контроля должно быть соблюдение баланса между содействием внешней торговле и обеспечением экономической безопасности государства .
Реализация Концепции развития таможенных органов Российской Федерации сформировала основу для обеспечения интересов государства в таможенной сфере, противодействия угрозам экономической безопасности и создания благоприятных условий для внешней торговли. Концепция определяет цель, основные задачи и приоритетные мероприятия организации таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, на перспективу до 2020 года и является составной частью Стратегии развития Федеральной таможенной службы до 2020 года .
Концепция основана на положениях Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, Концепции реализации государственной политики в сфере обустройства государственной границы Российской Федерации, Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, Внешнеэкономической стратегии России до 2020 года и других концептуальных документов стратегического характера, определяющих развитие Федеральной таможенной службы на долгосрочную перспективу.
Согласно Концепции одним из значимых звеньев системы администрирования является таможенный контроль.
Таможенный контроль – это одно из средств реализации таможенной политики Российской Федерации, представляющее собой совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения участниками таможенно-правовых отношений требований норм таможенного законодательства.
Основаниями для проведения таможенных проверок являются: анализ статистических данных; информация от функциональных подразделений; поручения вышестоящих таможенных органов.
При проведении таможенных проверок чаще всего выявляются такие нарушения, как:
– нарушение условий и требований таможенных процедур свободной таможенной зоны, временного ввоза (допуска), таможенного склада;
– нарушение требований временного хранения товаров;
– неправомерное получение тарифных преференций по уплате таможенных платежей путем заявления недостоверных сведений о стране происхождения товаров, ввозимых с предоставлением льгот, и т.п.
Действующая в рамках ЕАЭС система контроля после выпуска товаров, конечно, требует глубоких доработок, которые должны включать в себя:
– стабильность таможенного законодательства (достаточно часто меняющиеся правила приводят к проблемам в деятельности как субъектов хозяйствования, так и таможенных органов);
– развитие аналитической работы;
– улучшение материально-технической базы, обеспечивающей проведение таможенного контроля после выпуска товаров;
– предоставление субъектам хозяйствования в случаях отсутствия нарушений таможенного законодательства определенные упрощения для участников внешнеэкономической деятельности они могут стать платформой
Фрагмент для ознакомления
3
1. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014).
2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза).
3. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
4. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года».
5. Агамагомедова С.А. Таможенная проверка в таможенном кодексе евразийского экономического союза: административно-правовая характеристика // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2018. № 3.
6. Базалей Н.А. Правовые и организационные аспекты проведения таможенного контроля после выпуска товаров // Актуальные проблемы правового, социального и политического развития России Материалы XI Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов, соискателей: сборник научных статей. 2018.
7. Бондаренко Н.П. Таможенный контроль после выпуска товаров как фактор эффективного обеспечения экономической безопасности России // Бизнес. Образование. Право. 2018. № 2 (43).
8. Бондаренко Н.П., Тихонова А.В. Таможенный контроль после выпуска товаров – основной вектор деятельности таможенной службы России // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2017. № 1 (26).
9. Вобликов А.Б. Правовое регулирование таможенного контроля после выпуска товаров в Евразийском экономическом союзе // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Право. 2018. № 1.
10. Гугучкина А.В., Костина О.В. Таможенный контроль после выпуска товаров: современные тенденции, проблемы и перспективы // Молодой ученый. 2017. № 13-1 (147).
11. Ильсаев З.А., Москвина О.С. Практика проведения таможенного контроля после выпуска товаров в России // Аллея науки. 2018. Т. 3. № 1 (17).
12. Кранина З.В., Федоренко Р.В. Таможенный кодекс ЕАЭС: принципиальные изменения // Российская наука: актуальные исследования и разработки Сборник научных статей: V Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х частях / Ответственные редакторы Г.Р. Хасаев, С.И. Ашмарина. 2018.
13. Марков Е.А. Актуальные вопросы таможенного контроля после выпуска товаров // Актуальные проблемы внешнеэкономической деятельности и таможенного дела Материалы Международной научно-практической конференции / Под редакцией С.В. Тактаровой, С.А. Агамагомедовой. 2018.
14. Маркотенко Е.С. Проблемные вопросы контроля таможенной стоимости после выпуска товаров // Человек, общество, государство: история, современность, перспективы взаимодействия Сборник статей II-ой Международной научно-практической конференции. 2018.
15. Москвина О.С. Таможенный контроль после выпуска товаров как источник поступления таможенных платежей в федеральный бюджет // Наука XXI века: актуальные направления развития. 2017. № 1-2. С. 241-243.
16. Москвина О.С. Таможенный контроль после выпуска товаров: роль и результаты применения // Молодежная наука в развитии регионов. 2017. Т. 2.
17. Непарко М.В., Кузнецова С.В., Панчохина Ю.С. Особенности проведения таможенного аудита // Современные научные исследования и разработки. 2018. Т. 1. № 5 (22).
18. Романова Е.П. Отдельные аспекты проведения таможенных проверок // Актуальные проблемы внешнеэкономической деятельности и таможенного дела Материалы Международной научно-практической конференции / Под редакцией С.В. Тактаровой, С.А. Агамагомедовой. 2018.
19. Руднева З.С. Формы, средства и способы таможенного контроля // Таможенное дело и внешнеэкономическая деятельность компаний. 2017. № 1 (2).
20. Стрельцова С.О. Направления совершенствования таможенного контроля после выпуска товаров // Актуальные проблемы таможенного администрирования в ЕАЭС Материалы Молодежной научной конференции. 2018.
21. Хайрова А.Р. Форма таможенного контроля как проявление дисциплинированности должностных лиц таможенных органов // Современные научные исследования и разработки. 2018. № 2 (19).
22. Черкасова Е.В. Таможенный контроль после выпуска товаров // Управление в социальных и экономических системах. 2017. № 26.
23. Щербакова М.А., Зоткина К.В. Особенности реализации таможенного контроля в современных условиях // Вектор экономики. 2018. № 5 (23).