Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В условиях действия рыночной конкуренции возрастает значение и актуальность планирования деятельности организации. Данное актуально и для органов государственной (муниципальной) власти. От правильной организации планирования, в основном, зависит благополучие любого учреждения. Организация не может процветать без разработанных планов (бюджетов) и без контроля за их исполнением. Финансовое планирование является главным инструментом регулирования всех процессов, происходящих в учреждении.
На сегодняшний день во многих организациях отсутствует планирование вовсе, а принимаемые руководящим составом решения по организации финансово – хозяйственной, кадровой, организационной деятельности не обосновываются определенными расчетами и носят интуитивный характер.
Целью курсовой работы является изучение финансового планирования в государственных и муниципальных учреждениях (на примере Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики). Достижение поставленной цели потребовало решение ее приоритетных задач:
1) Раскрыть понятие, сущность финансового планирования;
2) Определить классификацию финансового планирования;
3) Выявить нормативно-правовое регулирование финансового планирования;
4) Провести общую характеристику учреждения;
5) Проанализировать систему финансового планирования в Министерстве юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики;
6) Предложить рекомендации по совершенствованию финансового планирования в Министерстве юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики.
Объект курсовой работы – Министерство юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики.
Предмет курсовой работы – финансовое планирование в государственных и муниципальных учреждениях (на примере Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики).
При написании курсовой работы применялись такие методы исследования, как анализ литературы по проблеме исследования, индукция и дедукция, графический метод, классификация, обобщение, системный и функциональный методы.
Теоретико-методологической основой исследования послужили работы отечественных и зарубежных авторов в области планирования, в частности учебные пособия И.Ю. Бринк, М.И. Бухалкова, Н. Л. Вещунова, А.А. Володиной, А.Г. Грязновой, О.В. Ефимовой, А.И. Ильина, Т.Ю. Мазуриной, М. М. Максимцева, М.В. Романовского, Э.С. Хендриксен, Т.А. Фроловой, А.А Фирсовой.
Информационной базой исследования послужили внутренние документы, отчетность исследуемого учреждения.
Помимо всего прочего, применялись законодательные и нормативно-методические документы, справочная литература, исследовательская, научная литература, содержащая информацию о планировании, акцентировалось внимание и на периодических изданиях – «Финансы», «Финансовый менеджмент», «Финансы и кредит», «Финансовая газета», «Проблемы теории и практики управления», «Государственное и муниципальное управление», которые целесообразно использовать в процессе разработки плана учреждения.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что материалы исследования можно применять в деятельности организаций, государственных и муниципальных учреждений, а также преподавателями ВУЗов на лекциях и семинарах.
Структура работы курсовой работы отвечает общей логике исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Список использованных источников включает в себя 21 наименование.
Глава 1. Теоретические основы финансового планирования
1.1 Понятия, сущность финансового планирования
Финансовое планирование представляет собой важнейшую функцию менеджмента, оптимальное распределение ресурсов, направленных на достижение поставленных целей, деятельность, которая связана с постановкой задач на перспективу[21, с. 16]. Цель финансового планирования в каком-либо государственном (муниципальном) учреждении – планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств, для реализации государственных (муниципальных) услуг в течение определенного периода времени.
В ходе планирования финансовых ресурсов и финансовой деятельности устанавливаются размеры и источники финансовых ресурсов, направления их расходования, степень соответствия денежных доходов и поступлений затратам.
Объект финансового планирования – финансовая деятельность хозяйствующих субъектов.
Среди субъектов финансового планирования необходимо отметить органы государственной (муниципальной) власти, организации различных форм собственности.
Сущность планирования заключается в научном обосновании предстоящих экономических целей развития учреждения и форм хозяйственной деятельности, выборе наилучших способов их осуществления на основе наиболее полного выявления требуемых видов деятельности, объемов и сроков предоставляемых услуг, установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных финансовых ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем эффективных результатов[21, с. 18].
При помощи планирования происходит конкретизация прогнозов, выявляются пути и способы их реализации. В советское время в государственных и муниципальных учреждениях также проводилось планирование, связанное с определением заданий отраслевых министерств. Такое планирование было тяжело применить на практике из-за его громоздкости. Что касается планирования в условиях рынка, то оно имеет внутрифирменный характер, компоненты директивности, в основном, отсутствуют[13, с. 110].
Финансовый план (смета) может формироваться для обоснования тех или иных программ или проектов, а также для управления всей деятельностью учреждения. Его наличие служит весомым фактором решения вопроса о предоставлении финансирования, субсидий и пр.
Прниципы финансового планирования организации определяют характер и содержание плановой деятельности в учреждении, к числу которых относятся: выделение приоритетов, обеспечение финансовой безопасности, оптимизация, координация и интеграция, упорядочение, контроль[14, с. 11].
Выделим принципы финансового планирования в государственных и муниципальных учреждениях [14, с. 22]:
- выделение приоритетов. Финансовое планирование связано с имеющейся сложностью планируемых объектов и процессов. При финансовом планировании следует выделить более явные связи и зависимости, объединить их в модули;
- обеспечение финансовой безопасности. Финансовое планирование должно учитывать все риски, которые связаны с принятием фининсовых решений;
- оптимизация. Финансовое планирование должно обеспечить выбор допустимых и лучших альтрнатив применения финансовых ресурсов;
- координация и интеграция. Важно учитывать интеграцию разных сфер деятельности. Так, финансовые планы отделов или подразделений учреждения должны разрабатываться в тесной взаимоувязке;
- упорядочение. С помощью финансового планирования формируется единый порядок действий сотрудников;
- контроль. Финансовое планирование помогает наладить результативную схему контроля за производственно-хозяйственной деятельностью, проанализировать работу всех подразделений организации;
- документирование. Финансовое планирование воплощается в документации.
- принцип необходимости, то есть обязательное применение планов в деятельности предприятия;
- научность. Реализуется путем применения научно обоснованных методов;
- оптимальность. Выбор более рационального планового решения из возможных;
- целевая направленность;
- принцип единства, предполагающий разработку плана развития предприятия наряду с индивидуальными планами конкретных отделов и управлений в структуре организации;
- принцип непрерывности предполагает то, что процессы планирования и управления взаимосвязаны между собой, должны постоянно осуществляться.
Выделим этапы планирования в государственном (муниципальном) учреждении[17, с. 11]:
1. Анализ выполнения плана за отчетный год и текущий год;
2. Расчет плановых показателей;
3. Составление финансового плана на очередной год и последующие два года (плановый период).
На первом этапе финансового планирования применяются следующие методы экономического анализа:
- горизонтальный;
- вертикальный;
- трендовый;
- факторный.
Характерными особенностями метода экономического анализа являются[17, с. 42]:
- применение аналитических показателей, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность организации;
- изучение причин изменения данных показателей;
- определение и измерение причинно - следственных связей между ними.
Горизонтальный анализ (временной) - сопоставление каждой позиции отчетности с соответствующей позицией предыдущего периода. Данный тип анализа состоит в построении ряда аналитических таблиц, в которых абсолютные балансовые показатели дополняют формы и динамику ее отдельных показателей[16].
Вертикальный анализ - вычисление удельного веса отдельных статей баланса, т.е. выяснение структуры активов и пассивов на определенную дату.
Вертикальный анализ баланса показывает структуру средств предприятия и их источников, когда суммы по отдельным статьям или разделам берутся в процентах к валюте баланса. Выделим черты, которые обуславливают важность и целесообразность проведения вертикального анализа [16]:
- относительные показатели помогут осуществлять межхозяйственные сравнения экономического потенциала и результатов деятельности предприятий, отличающихся по размеру применяемых ресурсов с иными объемным показателям;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации:принята на всенародном голосовании 12.12.1993//Консультант плюс
2. Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 № 145-ФЗ (изм. от 28.11.2018) //Консультант плюс
3. Налоговый кодекс РФ от 31 июля 1998 № 146-ФЗ (изм. от 28.11.2018) //Консультант плюс
4. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (изм. от 11.10.2018) //Консультант плюс
5. Федеральный закон от 06.12.2011 №402-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О бухгалтерском учете»// Консультант Плюс
6. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» //Консультант плюс
7. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О государственном стратегическом планировании в Российской Федерации»;
8. Постановление Правительства РФ от 26.06.2015 N 640 (ред. от 29.11.2018) «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» (вместе с «Положением о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания») //Консультант плюс
9. Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» //Консультант плюс
10. Приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» //Консультант плюс
11. Приказ Минфина России от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» //Консультант плюс
12. Приказ Минфина России от 31.08.2018 № 186н «О Требованиях к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения» //Консультант плюс
13. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2017. - 314 с.
14. Вещунова Н. Л.Бухгалтерский учет: Учебное пособие М.: Финансы и статис¬тика, 2016. - 215 с.
15. Информационное обеспечение перспективного
финансового анализа и планирования [Электронный ресурс] // Информационно-аналитический портал, 2015. – режим доступа: http://credonew.ru. htm(дата обращения: 25.01.2019)
16. Куликова С.В. Особенности планирования деятельности бюджетного учреждения// Студенческий: электрон. научн. журн. 2017. - № 1(1). URL: https://sibac.info/journal/student/1/70527 (дата обращения: 08.12.2018).
17. Литвак Б. Г. Управленческие решения: учебник / Б.Г. Литвак, Ассоц. авт. и изд. «Тондем». - М.: ЭКМОС, 2016. - 246 с.
18. Официальный сайт Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики. Режим доступа: http://minust.cap.ru(дата обращения: 22.01.2019)
19. Положение о Министерстве юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики. Режим доступа: http://minust.cap.ru/about/info/polozhenie-o-ministerstve (дата обращения: 22.01.2019)
20. Станиславчик Е.М. Параметры и нормативы финансового планирования/ Е. Станиславчик // Финансовая газета. – 2016. - № 10. - С. 13.
21. Финансовый менеджмент: теория и практика/ Под ред. Стояновой Е.С.- М.: Перспектива, 2015. – 463 с.