Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современные тенденции развития рынков, связанные с финансовой нестабильностью и ростом конкурентной борьбы, оказывают достаточно сильное влияние на осуществление выбора методов повышения общей доходности деятельности современных компаний. В качестве своих конкурентных преимуществ многие организации осуществляют стратегии фокусирования на издержках, требующих необходимости применения принципиально нового подхода к управлению затратами.
Основное содержательное наполнение этапов анализа затрат организации напрямую связано с проведением бухгалтерского учета затрат. Применение системы учета затрат методами директ-костинг (метод бухгалтерского калькулирования) не дает полноценной информации, необходимой для всестороннего анализа затрат организации. Поэтому для проведения анализа безубыточности деятельности в организациях, использующих такую систему учета затрат, эффективнее формировать информационную базу о затратах в соответствии с системой стандарт-костинг.
Актуальность данной темы заключается в том, что большинство крупных предприятий ставят перед собой политику по учету затрат и калькулированию себестоимости выпускаемой продукции на первое место в условиях современной экономики.
Объект работы - система управления затратами в современных организациях.
Предметом данной работы является анализ системы стандарт-кост в управлении затратами на примере OOO "Тойота Мотор".
Целью работы является комплексный анализ системы управления затратами в компании с целью стабилизации финансового состояния и повышения рентабельности деятельности предприятия OOO "Тойота Мотор".
В связи с этой целью ставится ряд следующих задач:
определение сущности и понятия затрат организации,
исследование схемы функционирования системы стандарт-кост,
анализ структуры и динамики затрат на примере OOO "Тойота Мотор",
рассмотрение системы стандарт-кост в компании,
разработка направлений по управлению затратами в компании.
В процессе выполнения работы были применены методы горизонтального, вертикального, сравнительного и факторного анализа.
Работа состоит из трех основных частей. Первая часть исследует теоретические основы и сущность затрат, систему их определения и эффективного управления. Вторая глава касается вопросов анализа системы стандарт-кост на примере OOO "Тойота Мотор". В третьей части разрабатываются мероприятия по оптимизации затрат в компании.
Для раскрытия темы были использованы исследования современных авторов в области учета и анализа затрат в организациях (Колесова А.В., Котенева Е.Н., Кузьмина М.С., Кулакова О.А., Лукачанова Е.А., Серебренников Г.Г., Сухинина В.В., Уткина С.А.), материалы компании OOO "Тойота Мотор", управленческие порталы и ресурсы Интернет.
1.Теоретические основы управления затратами современного предприятия в системе «Стандарт-кост»
1.1. Понятие и сущность управления затратами предприятия
В современных экономических условиях, вся деятельность организаций связана с расходами, которые постоянно растут. Они связаны с обеспечением текущей деятельности фирмы, с ее стратегическими планами развития.
Производство любого предприятия связано с затратами на сырье, электроэнергию, рабочую силу, оборудование, землю и так далее. Без использования необходимых ресурсов невозможно создавать новые продукты. Поэтому оплата всех видов сырья, материалов, рабочей силы и услуг необходима для производства определенного вида товаров.
Расходы организации в целом представляют собой процесс уменьшения экономических выгод предприятия из-за выбытия его активов [26, c.11]. В качестве активов могут рассматриваться денежные средства и другое имущество. Расходы организации связаны с возникновением обязательств, приводящих к снижению капитала предприятий (не считая сокращение вклада по решению учредителя).
Поэтому в условиях рыночных отношений важную роль играет снижение издержек производства. Основной целью любой промышленной и коммерческой организации является максимизация получаемой прибыли, которая представляет собой разность между полученными денежными средствами за реализацию продукции или услуг и затратами на производство и реализацию этих благ. Таким образом, расходы предприятий оказывают непосредственное влияние на эффективность формирования прибыли. Чем меньше будет себестоимость продукции компании, тем более конкурентоспособным будет предприятие, которое получит больший экономический эффект от продажи своей продукции.
Одна из наиболее актуальных проблем российских компаний заключается в необоснованном и неконтролируемом росте затрат. Для решения этих задач предприятиям необходима разработка четкой программы управления затратами.
Любая деятельность предприятий подразумевает наличие минимальных вложений при максимальной отдаче. Стремясь к минимизации затрат, руководители стараются более эффективно организовывать технологические процессы. А для осуществления задачи по максимизации прибыли они оценивают внешние влияния.
Расходы предприятия являют собой издержки и убытки, которые образуются в связи с осуществлением основной деятельности организаций. Как правило, они связаны с уменьшением или оттоком активов. Они отражены в бухгалтерской отчетности в соответствии с сохранением взаимосвязи между поступлением денежных средств по основным балансовым статьям и существующими убытками [15, c.72]. Этот метод заключается в соотнесении доходов и расходов предприятия. В бухгалтерской отчетности, соотносят доходы компании и бухгалтерские затраты.
Рассматривая виды расходов, необходимо заметить, что в целом переменные и постоянные затраты создают валовые издержки. Для точности измерений с целью производственного анализа специалистами вводится понятие средних издержек. Чтобы определить средние постоянные издержки, находят частное между постоянными издержками и выпускаемой продукцией. Аналогично находят величину средних переменных и валовых издержек.
В отличие от расходов, затраты не оказывают существенного воздействия на размер прибыли предприятий. Таким образом, реализация затрат связана с уменьшением одних активов при условии равномерного роста других активов.
Анализ себестоимости выпускаемой продукции, реализуемых предприятием работ или услуг имеет важное для менеджмента значение. Его проведение позволит руководству определить тенденции изменений показателей расходов, выполнения планов по издержкам, определять влияние различных переменных на рост расходов и дать грамотную оценку эффективности функционирования всего предприятия, использующего свои производственные возможности и устанавливающего резерв по снижению себестоимости товаров.
К основным задачам анализа себестоимости продукции предприятия относятся [6, c.103]:
определение, или оценка размера существующих затрат по производству конкретных продуктов, услуг.
управление величиной стоимости продукции, на основе получения точной информации о себестоимости продукции и на базе использования этих данных в целях принятия решения по вопросу определения цены товара, состава продукции, технологий производства.
анализ затрат, исследование различных бухгалтерских данных, получение информации для осуществления управленческих решений и планов по контролю издержек в краткосрочном и долгосрочном периоде.
Анализ себестоимости производимой продукции может способствовать обеспечению необходимой информацией руководство предприятия, которое отвечает за процессы планирования, за реализацию мероприятий по контролю хозяйственных операций и за принятие необходимых управленческих решений.
Сумму прямых расходов, которые пришлись в текущем периоде на все эти остатки, учитывать не надо.
В бухгалтерском учете в состав косвенных расходов включаются общепроизводственные, общехозяйственные расходы, т. е. расходы, связанные с выпуском разных видов продукции, которые обеспечивают деятельность организации в целом. В связи с этим при расчете себестоимости их нужно распределять. База распределения косвенных расходов в бухгалтерском учете устанавливается организацией самостоятельно в учетной политике.
В свою очередь расходы, которые связаны с приобретением ресурсов, называются бухгалтерскими. Они являются всегда меньшей величиной, чем экономические расходы. В данных издержках учитывают только реальные расходы, связанные с приобретением производственных средств у поставщиков.
Увеличение объема производства неизменно способствует росту расходов. Поскольку развитие производственного комплекса компани не может происходить бесконечно, затраты выступают основным параметром при определении оптимальных размеров предприятий.
Таким образом, расходы организации в целом связаны с уменьшением экономических выгод из-за выбытия величины активов предприятия. В качестве активов могут выступать денежные средства и иное имущество. Расходы организации также связаны с возникновением обязательств, которые приводят к уменьшению величины капитала предприятий.
1.2. Методические задачи системы стандарт-кост как метода управления затратами
Управление затратами выступает средством достижения высоких экономических результатов деятельности предприятия, проводящего политику учета и контроля затрат, их калькулирования и бюджетирования, т.е. всех процессов, осуществляющихся во взаимосвязи с основными целями функционирования компании.
Анализ себестоимости выпускаемой продукции, реализуемых предприятием работ или услуг имеет важное для менеджмента значение. Его проведение позволит руководству определить тенденции
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азаренкова Г.М. Финансы предприятия. – М.:Юнити-Дана, 2013. Доступ через http://uchebnikionline.com
2. Антонов А.Ю. Управленческий анализ деятельности как основа эффективного развития предприятия // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). - 2016. - № 11. - С. 116-119.
3. Бариленко В. И. и др. Основы бизнес — анализа: учебное пособие. / под ред. В. И. Бариленко. — М.: КНОРУС, 2014. — 272 с.
4. Башкатова Ю.И. Управленческие решения/ учебник для студентов экономических специальностей. – М: Инфра-М, 2014. – 271 с.
5. Бланк И.А. Финансовый менеджмент. – Киев: Ника-Центр Эльга, 2014. – 656 с.
6. Гаврилова А.Н. Финансы организации. – М.: Мнорус, 2013. – 608 с.
7. Герчикова И.Н. Менеджмент организации. – М.: Юнити-Дана, 2014. – 162 с.
8. Гутова А.Б. Управление денежными потоками: теоретические аспекты// Финансовый менеджмент, №4, 2014. – с.50-87
9. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: Финансовая статистика, 2013. – 359 с.
10. Колесова А.В. Методический инструментарий анализа затрат по процессам// Вопросы экономики и права. - №7 – 2017. – с.105-111.
11. Колпаков В.М. Теория и практика принятия управленческих решений. – К.: МАУП, 2014. – 380 с.
12. Колчина Н.В. Финансы организаций. – М.: Дашков и К, 2014. – 382 с.
13. Котенева Е.Н. Управление затратами предприятия. – М.: Инфра-М, 2014. – 404 с.
14. Кузьмина М.С. Управление затратами предприятия. – М.: Кнорус, 2016. – 320 с.
15. Кулакова О.А. Анализ затрат как эффективный метод управления предприятием// Социально-экономические процессы и явления. - №2. – 2014. – с.71-74.
16. Ларионова И.К. Стратегическое управление. – М.: Дашков и К, 2014. – 274 с.
17. Лукачанова Е.А. ABC- и XYZ-анализ при формировании резервов снижения затрат несостоятельной организации// Экономические науки. - №7. – 2013. – с.135-138.
18. Мескон М.Х. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2013. – 318 с.
19. Поддерьогин А.М. Финансы предприятия. Доступ через http://lybs.ru/index-11155.htm
20. Покропивный С.Ф. Экономика предприятия. Доступ через http://mmlib.net/knigi/ekonomika/kniga-27/
21. Репин В.В. , Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 419 с.
22. Ровенских В.А. Бухгалтерская отчетность. – М.: Дашков и К, 2013. – 562 с.
23. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – Минск: Новое знание. Доступ через http://www.bibliotekar.ru
24. Сергеев И.В. Экономика предприятий. Доступ через http://uchebnik.biz
25. Серебренников Г.Г. Управление затратами на предприятии. – Тамбов: ТГУ, 2014. – 80 с.
26. Сухинина В.В. Анализ затрат и принятие управленческих решений. – Самара, 2016. – 92 с.
27. Теннент Дж. Управление денежными потоками. – М.: Альпина Паблишинг, 2014. – 585 с.
28. Терехова В. А. Финансовый учет: Краткий курс. - СПб.: Питер, 2014. - 368 с.
29. Турманидзе Т.У. Финансовый анализ хозяйственной деятельности предприятия/ Т.У. Турманидзе . - М.: РДЛ, 2013. - 159 с.
30. Уткина С.А. Расходы организации: бухгалтерский и налоговый учет. Режим доступа: http://www.e-reading.club/bookreader.php/130746/Utkina_-_Rashody_organizacii__buhgalterskiii_i_nalogovyii_uchet.html
31. Черногорский С.А. Основы финансового анализа, М.: Герда, 2013. - 176 с.
32. Чечевицына Л.Н., Чуев И.Н.. Экономика фирмы: Учебное пособие для студентов вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 400 с.
33. Чуев И.Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. – М.: Дашков и К, 2013. – 367 с.
34. Шуляк П.Н. Финансы предприятия. – М.: Дашков и К, 2015. – 712 с.
35. Яркина, Т.В. Основы экономики предприятия [ Электронный ресурс ] / Т.В. Яркина. - Режим доступа :http:// www.aup.ru.
36. http://institutiones.com – экономический портал
37. http://www.economicportal.ru – статьи по экономике
38. http://fd.ru/ - журнал «Финансовый директор»
39. http://www.finman.ru – финансовый менеджмент
40. http://www.upruchet.ru – журнал «Управленческий учет»
41. https://www.toyota.ru/ - OOO "Тойота Мотор"