Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что договорные действия, в процессе совершения которых происходит передача права собственности на имущество от одной стороны к другой, наиболее часто фиксируются договорами купли-продажи.
Сторонами в договоре купли-продажи являются продавец и покупатель, при этом продавец обязуется передать в собственность покупателю некое имущество, а покупатель обязуется это имущество принять и уплатить за него (гл. 30 Гражданского кодекса РФ ). Те же стороны фигурируют в договоре розничной купли-продажи, согласно которому продавец обязан передать покупателю товар для личного и иного пользования, не связанного с предпринимательской деятельностью (гл. 30 Гражданского кодекса РФ). Вместе с тем сам продавец является предпринимателем. В соответствии со ст. 516 Гражданского кодекса РФ покупатель оплачивает поставляемые товары с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки. В силу ст. 486 Гражданского кодекса РФ покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему продавцом товара, если иное не предусмотрено законом, иным правовым актом или договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства. Помимо перечисленных обязанностей, покупатель имеет определенные права по договору купли-продажи.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с правами покупателя по договору купли-продажи.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие права покупателя по договору купли-продажи, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Целью настоящей работы является изучение прав покупателя по договору купли-продажи.
Задачами работы ставится:
• изучить правовое регулирование договора купли-продажи;
• исследовать права покупателя;
• проанализировать права покупателя на односторонний отказ от договора;
• рассмотреть права покупателя при продаже ему товара с недостатками.
Правовой основой данной работы являются следующие нормативно-правовые акты: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и другие.
В работе применяются общие и частные методы исследования, в том числе историко-правовой, системный, формально-юридический, метод сравнительно-правового анализа, научного обобщения
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Понятие договора купли продажи и общая характеристика прав покупателя
1.1. Договор купли-продажи
Под торговлей понимается сфера деятельности, направленная на совершение сделок купли-продажи товаров. В предпринимательстве выделяется два основных вида торговли: оптовая и розничная.
Под розничной торговлей понимается вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
По договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (п. 1 ст. 492 Гражданского кодекса РФ ).
Согласно нормам ГК РФ договор розничной купли-продажи является публичным (п. 2 ст. 492 ГК РФ), то есть устанавливающим обязанности по продаже товаров, которые необходимо осуществить в отношении всех заинтересованных лиц. В соответствии со ст. 493 ГК РФ договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. При реализации же товаров оптом оформляется договор поставки или иной договор гражданско-правового характера, содержащий признаки договора поставки. В гл. 30 ГК РФ приведены данные, которые должен содержать такой договор, а именно: стороны сделки, ассортимент товаров, порядок и форма расчетов, момент перехода права собственности на товар.
По договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (п. 1 ст. 492 ГК РФ).
Оптовая торговля предполагает приобретение и продажу товаров для использования их в предпринимательской деятельности (ст. 2 Закона о торговой деятельности).
Таким образом, основным различием между этими двумя понятиями является предназначение объекта торговой деятельности. Другими словами, для определения того, к какому именно виду относится торговля, необходимо знать цель, для которой покупаются товары. Если цель связана с предпринимательством, это оптовая торговля, а если с личным потреблением, не связанным с предпринимательством, - розничная.
Различия выражаются и в формах осуществления торговли. Розничная торговля чаще всего осуществляется через объекты, специально предназначенные для такой деятельности: магазины, павильоны, рынки. В последние годы активно развивается дистанционная торговля через интернет-магазины. Оптовая же торговля, как правило, производится несколько иным образом: заказ осуществляется по конкретным наименованиям товаров, которые отгружаются покупателю партиями со склада.
Согласно нормам ГК РФ договор розничной купли-продажи является публичным (п. 2 ст. 492 ГК РФ), то есть устанавливающим обязанности по продаже товаров, которые необходимо осуществить в отношении всех заинтересованных лиц. В соответствии со ст. 493 ГК РФ договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. При реализации же товаров оптом оформляется договор поставки или иной договор гражданско-правового характера, содержащий признаки договора поставки. В гл. 30 ГК РФ приведены данные, которые должен содержать такой договор, а именно: стороны сделки, ассортимент товаров, порядок и форма расчетов, момент перехода права собственности на товар.
Рассмотрим такую актуальную тему, как особенности электронного договора розничной купли-продажи. Правоотношения, связанные с электронной торговлей, не отличаются по своей сути от других торговых правоотношений. На это справедливо обращалось внимание в литературе. Так, С.В. Васильев определяет, что «электронная торговля - это не новый вид договоров, а усовершенствованный способ оформления традиционных обязательств, таких, как купля-продажа, возмездное оказание услуг, расчеты и др.» и «основным квалифицирующим признаком электронной торговли по отношению к другим гражданско-правовым институтам является особый способ передачи данных при заключении сделок, т.е. от традиционных сделок отличие в основном только в форме заключения, при этом характер и содержание правоотношений между сторонами договора не меняется». Конечно, новые формы заключения договоров требуют введения новых правил. Такая позиция подтверждается анализом законодательства зарубежных государств. В тех странах, где уже сформировалось развитое регулирование электронной торговли, оно составляет часть общегражданского законодательства. Так, в США электронная торговля квалифицируется как часть электронной коммерции, или электронного бизнеса, и выражает правоотношения, связанные с совершением, исполнением сделок с помощью сети Интернет.
Довольно развитое законодательство относительно электронной коммерции вообще и электронной торговли в частности создано в Европейском союзе. Под электронной торговлей в ЕС принято понимать продажу товаров (услуг) в онлайн-режиме. В актах, принятых Еврокомиссией, электронная торговля (электронная коммерция) рассматривается достаточно широко и подразделяется на «традиционную электронную коммерцию» и «электронную коммерцию в сети Интернет». Вместе с тем определяется, что электронная коммерция представляет собой два вида действий: заказ посредством электронных средств связи материальных товаров, которые должны быть физически доставлены (заказчику) с использованием традиционных каналов (почтовые услуги, коммерческие курьеры), и непосредственная электронная коммерция: онлайн-заказ, оплата и доставка нематериальных благ и услуг.
Торговля товарами, услугами посредством сети Интернет как вид электронной коммерции направлен на продвижение товаров, услуг предпринимательской деятельности, которая не завязана целиком на сеть Интернет. При онлайн-торговле существует возможность размещения заказов онлайн и прием платежей. Наряду с этим появляется необходимость в соответствующем договорном оформлении правоотношений между потребителем/заказчиком и предпринимателем. Как следствие, в практической плоскости решаются вопросы действительности заключенных
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ. Российская газета, N 238-239, 08.12.1994.
3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ. Российская газета, N 220, 20.11.2002.
4. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Собрание законодательства РФ, 13.08.2001, N 33 (часть I), ст. 3431.
5. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, N 3, ст. 140.
6. Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 N 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» // Собрание законодательства РФ», 08.10.2007, N 41, ст. 4894.
7. Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» // Собрание законодательства РФ», 26.01.1998, N 4, ст. 482.
8. Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству. Утв. Постановлением Госарбитража СССР от 25.04.1966 N П-7 // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР, 1975, N 2.
9. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28.04.2016 N Ф09-2793/16 по делу N А71-9110/2015 // СПС «КонсультантПлюс».
10. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28.04.2016 N Ф09-2793/16 по делу N А71-9110/2015 // СПС «КонсультантПлюс».
11. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12.05.2015 N Ф04-18362/2015 по делу N А46-3059/2014 // СПС «КонсультантПлюс».
12. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14.04.2015 N Ф04-17118/2015 по делу N А45-14872/2014 // СПС «КонсультантПлюс».
13. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13.04.2015 N Ф09-1015/15 по делу N А71-540/2014 // СПС «КонсультантПлюс».
14. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 09.06.2012 по делу N А56-38399/2011 // СПС «КонсультантПлюс».
15. Агафонова Н.Н., Белов В.Е., Солдатова В.И. Комментарий к Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей» (постатейный). М.: Проспект, 2017. С. 74.
16. Васильев С.В. Правовое регулирование электронной коммерции // Актуальные проблемы гражданского права: Сб. статей. Вып. 4 / Под ред. М.И. Брагинского. М., 2002. С. 307.
17. Гражданское право: учебник: в 2 т. / О.Г. Алексеева, Е.Р. Аминов, М.В. Бандо и др.; под ред. Б.М. Гонгало. М.: Статут, 2016. Т. 2. С. 416.
18. Гришаев С.П. Защита прав потребителей // СПС КонсультантПлюс. 2016.
19. Жарова А.К., Елин В.М., Демьянец М.В. Предпринимательская деятельность в сети Интернет: Моногр. М.: ЮРКОМПАНИ, 2014. С. 73.
20. Кондратенко Н.А. Спорная судебная практика применения норм Закона «О защите прав потребителей» // Юстиция. 2016. N 4. С. 85.
21. Кораев К.Б. Неплатежеспособность: Новый институт правового регулирования финансового оздоровления и несостоятельности (банкротства): монография. Москва: Проспект, 2017. С. 98.
22. Корнеева О.В., Лысенко Т.И., Танага А.Н., Чебунин А.В., Беляев М.А., Томтосов А.А., Котухов С.А., Слесарев С.А. Комментарий к главе 48 «Страхование» Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2017.
23. Кофейников Д.В. Понятие и существенные характеристики электронной торговли в России и за рубежом // Современное право. 2015. N 12. С. 138.
24. Решения Еврокомиссии обязательны для государств-членов // Право Европейского союза: Учеб. / Под ред. С.Ю. Кашкина. М., 2011. С. 31.
25. Тимаков А. Интернет-торговля: ограничения и запреты // ЭЖ-Юрист. 2016. N 17-18. С. 11.