Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На сегодняшний день основными и традиционным продуктом, признанный удовлетворять духовные, образовательные и научно-познавательные потребности человека по-прежнему является книга. В связи с этим, главная роль в распространении книг отведена книжному рынку, который имеет социально значимую функцию: формирование эффективных коммуникационных стратегий книжного дела на рынке информационных услуг. Выполнить такую задачу можно с помощью использования всех современных информационных технологий, выбора каналов распространения информации, поиска способов продвижения изданий, оптимального распределения имеющихся средств. И, конечно же, главной задачей книжного рынка является эффективная реализация имеющейся продукции, что невозможно без привлечения активных потребителей и создания благоприятной внешней и внутренней атмосферы организации.
Глава 1. Обзор отраслевого доклада
1.1. Количественные показатели российского книгоиздания
Согласно данным Российской книжной палаты, в 2017 г. российскими
издательствами было выпущено 117 359 названий книг и брошюр совокупным тиражом 471,5 млн экз. В сравнении с 2016 г. число названий, выпущенных в стране, практически не изменилось, од
2
нако при этом их совокупный тираж вырос сразу на 5,6%. Это событие можно назвать знаменательным, ибо рост совокупных тиражей в стране наблюдается лишь второй раз за прошедшие 10 лет (первый, едва заметный, был зафиксирован в 2013 г.).
Показатель объёмов отпечатанной книжной продукции (совокупный листаж) вырос в 2017 г. по отношению к 2016-му сразу на 14,5% и составил 5388,5 млн печ.л.-отт. (см. рис. 3). Такой резкой динамики роста объёма листажа не было ни разу за все десять лет, и это так же, как и у показателя тиражей, лишь второй пример наблюдаемого роста за весь рассматриваемый период. В то же время в сравнении с 2008 г. совокупный листаж выпущенных в стране книжных изданий сократился на 44,6%.
Если же оценивать десятилетие в целом, то за период 2008-2017 гг. количество выпущенных наименований книг и брошюр в стране снизилось на 4,8%, а их совокупный тираж сократился на 38%. (см. рис. 1, 2, 3 и табл. 1).
1.2 Крупнейшие издательства и дома печати в России
Издательство АСТ – одно из крупнейших издательств, занимающее лидирующие позиции на российском книжном рынке, основанное в 1990 году. АСТ издает книги практически всех жанров для самой широкой аудитории. Это интеллектуальная и развлекательная литература, русская и зарубежная классика, учебники и учебные пособия, прикладные книги. Издательство выпускает более 40 млн. экземпляров книг в год и объединяет сильнейшую в стране редакционную команду.
Основные принципы работы издательства – сохранять интеллектуальное мировое наследие; предоставлять читателю максимально большой выбор литературы, соответствующей его личным и профессиональным интересам; всегда быть в курсе мировых литературных трендов и делиться ими с читателем; быть социально-активными - реализовывать рекламные кампании в поддержку чтения в России.
Издательство АСТ обладает крупнейшим авторским портфелем – более 5 000 имен.
Ежемесячно из печати выходит более 500 новых книг. Среди авторов издательства – писатели с мировым именем Стивен Кинг, Пауло Коэльо, Дэн Браун, Анна Гавальда, Донна Тартт, Нил Гейман, Сюзанн Коллинз, Харпер Ли, Пола Хокинс, Энди Вейер, Джеймс Дэшнер, Джордж Мартин; а также популярные российские авторы: Борис Акунин, Дмитрий Глуховский, Людмила Улицкая, Сергей Лукьяненко, Владимир Познер, Эдвард Радзинский, Гузель Яхина, Ольга Узорова, Сергей Тармашев, Елена Михалкова и многие другие.
В структуру издательства АСТ входят три основных редакционных Департамента. В состав каждого Департамента входит несколько редакций-импринтов (брендов). Каждый импринт выпускает книги для своего сегмента читателя.
В 2005 году в издательскую группу «АСТ» вошло ООО «Аудиокнига», основное направление деятельности которого — издание аудиоверсий произведений различных жанров российских и зарубежных авторов в прочтении популярных актеров театра и кино.
В 2012 году издательство «АСТ» объединилось с издательством «ЭКСМО» и уже в 2013 году группа «ЭКСМО-АСТ» заняла 45-е место в мировом рейтинге книгоиздателей.
3
Издательство «Эксмо» — универсальное издательство № 1 в России, является одним из лидеров книжного рынка Европы.
Компания основана в 1991 году как дистрибутор книжной продукции, в 1993 году начала самостоятельную издательскую деятельность. К середине 1990-х годов издательство «Эксмо» заняло лидирующие позиции на российском книжном рынке.
Согласно данным Российской книжной палаты, издательство «Эксмо» является лидером по тиражам выпускаемых книг на рынках художественной, развлекательной, прикладной и детской литературы. Доля «Эксмо» на книжном рынке составляет 25%.
Каждый год издательство «Эксмо» выпускает порядка 80 миллионов книг. Авторский портфель издательства насчитывает около 8 000 имен. Среди авторов издательства — Дарья Донцова, Александра Маринина, Татьяна Устинова, Павел Астахов, Олег Рой, Вадим Панов, Владимир Соловьев и др.
Верность выбранным корпоративным ценностям и последовательной стратегии обеспечивает компании динамичное развитие и эффективность во всех областях деятельности.
В 2005 году в издательстве «Эксмо» введена дивизиональная структура. Дивизионы — редакции по сути являются специализированными издательствами, которые наделены всеми необходимыми полномочиями и контролируют весь процесс создания книг. На данный момент в издательстве действуют три редакции:
Редакция № 1. Художественная литература
Крупнейшее подразделение издательства выпускает художественную литературу: современную прозу, остросюжетную литературу, фантастику.
Редакция № 2. Детская и подростковая литература
Команда подразделения представлена экспертами в области издания произведений детской и подростковой литературы.
Редакция № 5. Нон-фикшн
Редакция научно-популярной и прикладной литературы выпускает путеводители, кулинарные книги, книги по воспитанию, здоровью, саду и огороду, популярные во всем мире.
У компании 10 региональных центров дистрибуции, охватывающих территории в радиусе 1000 — 1500 км, 4 магазина Cash&Carry. Систему дистрибуции отличают оперативные поставки новинок в магазины (через 1 — 3 дней с момента выхода книги), а также высококвалифицированный торговый персонал и мерчендайзеры.
Издательство в структуре издательского холдинга «Эксмо-АСТ»
В 2012 году создан издательский холдинг «Эксмо-АСТ». Сегодня в состав холдинга входят: издательство «Эксмо», издательство «АСТ», корпорация «Российский учебник» (объединенная издательская группа «ДРОФА-ВЕНТАНА») и интернет-магазин www.book24.ru
Интеграция с ведущими участниками книжного рынка стала закономерным шагом в развитии бизнес-потенциала издательства. Благодаря синергетическому эффекту перед издательством «Эксмо» открываются новые перспективы развития в сфере дистрибуции, социальных и межотраслевых проектов, кадровых и технических ресурсов. При этом дивизионы издательства сохранили независимость редакционной политики.
4
Ключевая цель издательства «Эксмо» и всего издательского холдинга «Эксмо-АСТ» — выпуск высококачественной книжной продукции, увеличение количества читающих россиян и рост интеллектуального потенциала России.
Издательство «Эксмо» — участник Российского книжного союза, принимает активное участие в мероприятиях, направленных на поддержку интереса к чтению у россиян, развитие диалога с профильными ведомствами, общественными организациями и представителями бизнес-сообщества с целью развития книжной отрасли.
Глава 2. Обзор розничного книжного рынка в России
2.1 ТОП-10 книжных сетей России
В России сегодня, по разным оценкам, работает около 1,5 тыс. книжных магазинов. Для сравнения: во времена СССР их было 8,5 тыс. MarketMedia составил топ-10 крупнейших книжных сетей России.
Книжный бизнес в России всегда был низкомаржинальным и малоприбыльным. За последний год книжные ретейлеры если и открывали точки, то, как правило, одну-две — не больше.
Участники рынка сетуют, что государство его никак не поддерживает в развитии. Во Франции, например, в книжной отрасли персонал обучают за счет государства. А главное — во многих странах Европы для книжных ретейлеров действует либо нулевая ставка НДС, либо 5-6%. В России, как мы помним, с нового года она будет увеличена с 18 до 20%.
Если говорить о среднем чеке, то в Европе он составляет 10 евро, а в России — примерно 360 рублей. Отечественные книготорговцы активно расширяют ассортимент за счет дополнительной продукции — канцелярии, сувениров и подарков, развивающих игр, иначе не выжить. Сегодня в среднем по рынку в книжных сетях доля некнижного ассортимента составляет 30-35%, есть магазины, в которых этот показатель равен 50-70%.
Одна из угроз для книжных ретейлеров — продуктовые гипермаркеты, которые торгуют детской литературой, отъедая таким образом долю рынка у специализированных игроков.
2.2 Тенденции слияния на книжном рынке крупных
издательств и магазинов
Московская сеть книжных «Читай-город» объединяется с петербургским «Буквоедом»: ключевыми процессами в этих сетях уже сейчас управляют московские менеджеры. Правда, там не все гладко: столичная команда настаивает на оптимизации и смене формата магазинов, а питерцы готовы разве что сократить нерентабельные площади. Слияние лидеров книжной розницы Москвы и Санкт-Петербурга повлияет на мелких торговцев: новый гигант уже объявил об экспансии в города за пределами двух столиц. Это очередной виток стремительной трансформации российского книжного рынка: в этом году говорили о схватке между «Эксмо-АСТ» и «Просвещением» за учебники, владельцы комиксшопов пошли войной на издательство «Комильфо». Свой путь ищут и маленькие издательства, которые много лет страдали: гиганты просто перекупали их
5
звездных авторов за большие деньги, — a теперь каждое ищет свою очень узкую нишу, где нужна ручная работа.
«Читай-город» и «Буквоед» — крупные сети, которые после объединения станут настоящим гигантом рынка. Истории слияния уже 10 лет, но все эти годы компании были заняты ростом: они поставили рекорд на российском книжном рынке, открыв на двоих 100 магазинов в 2017 году. «Фонтанка» со ссылкой на источники писала, что именно агрессивная экспансия сказалась на финансовых показателях «Буквоеда», который открыл 24 точки и закончил год снижением выручки до 128 млн рублей против 206,6 млн рублей в 2016 году. «Читай-город» открыл 76 магазинов, но даже такие темпы не устраивают компанию, она готовится к рывку на рынок Белоруссии. Сейчас объединенная розничная сеть насчитывает около 600 магазинов по всей России: в 2018 году открыто 44 книжных магазина и готовятся к открытию еще 10, рассказали Inc. в «Читай-городе».
Объединение двух сетей идет не очень гладко: московская сторона настаивает на жесткой оптимизации с возможностью закрытия некоторых магазинов «Буквоеда» и смены ассортимента: москвичи хотят видеть в магазинах больше книг. В петербургском офисе нервничают из-за такого рвения — «Буквоед» готов лишь к сокращению избыточных площадей.
Расширение объединенной сети может создать проблемы для маленьких книжных в регионах. В ноябре 2017 года гендиректор «Читай-города» Михаил Иванцов признавался, что в регионах сеть зарабатывает больше, чем в Москве, и продолжит развитие по всей России. «Конечно, когда открывается магазин сетевого формата, с отработанными процессами, с большими ресурсами, в том числе логистическими, и хорошими контрактами с поставщиками, магазинам приходится нелегко, особенно в маленьких городах. Для независимых книготорговцев это очередной вызов», — соглашается основатель петербургского независимого книжного «Подписные издания» Михаил Иванов.
Заключение
Несмотря на существующее мнение о «деградации» населения и о переключении людей на современные коммуникативные и визуальные технологии, чтение книг остается одним из самых популярных форм проведения досуга. Вообще читают лишь около трети населения страны, и за последнее время это число не меняется. Реже читают люди с начальным образованием и пожилые люди.
Как показал отраслевой доклад, в 2017 году российский книжный рынок впервые за несколько лет вырос в физическом выражении, а не в денежном. По итогам 1 полугодия 2018 года он показал рост на 5% к аналогичному периоду 2017 года. Рост стал возможен благодаря борьбе с пиратством, развитию федеральных книжных сетей и росту интернет-канала продаж.