Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования.
Уже в начале ХХ века некоторые наблюдатели отмечали, что необходим какой-то механизм управления населением, придерживающихся разных взглядов, но при этом пользующихся избирательным правом. По их мнению, между обычным человеком и сложной средой, в которой он существует, должен быть какой-то посредник-эксперт. И эту роль должен взять на себя современный пропагандист, специалист по информации. С точки зрения классиков информационного воздействия - Лассуэлла, Липпмана и Бернайса, управление с помощью информации – вещь совершенно необходимая и достойная. Для того, чтобы вывести общество- мир из этого привычного, естественного, мирного состояния необходимо предпринимать усилия, направленные на массовое формирование общественного мнения и, как следствие, некоторых поведенческих стереотипов.
Этот процесс связан с изменением общественного сознания посредством массовых коммуникаций и СМИ. Пропаганда, агитация и реклама как раз и направлены на достижение этой цели, но в разных аспектах, и масштабах.
Под пропагандой понимается длящееся массовое навязывание и насаждение государством обществу тех или иных ценностей, мифов, мировоззрений, в интересах проводимой государственной политики. Пропаганда — это целая система норм, средств и методов, пронизанная понятием идеология, тот информационный и ценностный продукт, который на постоянной основе вкладывается в мозги подвластной аудитории в течение некоторого долгого времени.
Пропаганда выросла из речи оратора, и долгое время жила в форме религиозной проповеди.
Пропаганда полезных для аудитории навыков и знаний и в её интересах, связанная с мотивационным воздействием и обратной связью, вполне может рассматриваться как обучение, в то время, как вредные для аудитории знания, навыки, ценности и стереотипы поведения, навязываемые вопреки интересам, но при этом, полезные для пропагандистов, как правило, называют манипуляцией, побуждение людей к действию против их воли, интересов, но по злой воле и в интересах манипулятора.
Актуальность исследования состоит в том, что массовая коммуникация стала отображением всей информационной среды общества, а средства массовой информации – важнейшим общественным, в том числе политическим, инструментом воздействия.
Цель исследования – раскрыть пропаганду как инструмент воздействия на массовое сознание.
Для реализации цели были постановлены следующие задачи:
1. Рассмотреть методы политической пропаганды и их воздействие на массовое сознание.
2. Проанализировать роль центра молодежной политики в социализации молодежи.
Объект научного исследования-массовое сознание общества.
Предмет научного исследования- пропаганда как инструмент воздействия.
Степень изученности проблемы. Проблема манипулирования сознанием человека рассматривается в работах В. Афанасьева, Б. Бессонова, М. Восленского, К. Гаджиева, А. Гусейнова, Ю. Давыдова, Г. Дилигенского, Б. Грушина, Н. Кейзерова, Д. Керимова, Л. Когана, В. Копалова, В. Кудрявцева, М. Мамардашвили, В.Сагатовского, В. Степина, Ж. Тощенко, Е. Шестопал, Ю. Шрейдера.
Мтоды исследования. В связи с междисциплинарным характером исследования использовались методы, заимствованные из психологии (социально-психологическое наблюдение, метод экспертных оценок), политологии (анализ официальных материалов, программ партий, фото-, видео-и аудиодокументов, метод исторического описания), социологии (социологический ретроспективный и стратификационный анализ), психолингвистики (контент-анализ элементов коммуникативного процесса) и социальной философии (системный метод анализа и синтеза, ориентированный на изучение проблематики как комплексного явления). В основу исследования положены идеи крупнейших мыслителей прошлого и современности, а также факты и события реальной социально-политической жизни России.
Структура работы: введение, две основные главы, заключение, список использованной литературы.
1.1. ПРОПАГАНДА В СИСТЕМЕ PR: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
1.1Массовое сознание как социальный феномен
Метод пропаганды использовался в течение всей человеческой истории, но наряду с этим, навыки пропагандистской деятельности не применялись долгое время.
Также в течение разных временных промежутков в ряде государств роль информации ставилась на довольно-таки высокий уровень. А пропаганда как вид манипуляции развивалась в основном в военной сфере.
Основываясь на различных источниках, можно сказать, что как пропаганда, так и психологическая война не были известны, но вместе с этим, на подсознательном уровне применялись нередко.
Для того чтобы лучше представить роль пропаганды вообще и вместе с этим роль политической пропаганды, необходимо для начала определить понятия пропаганды и средств массовой информации.
Определение данных понятий поможет нам раскрыть сущность политической пропаганды и показать степень ее воздействия на массовое сознание.
Оба данных понятий имеют прямое отношение к теории коммуникаций, так как они являются одними из объектов изучения данной области наук.
С целью составить целостную картину данных понятий, необходимо рассмотреть несколько определений.
Система средств массовой информации – это «социальный институт, который обеспечивает сбор, обработку и распределение информации в массовом масштабе, на основе тех закономерностей, которые господствуют в данном обществе. Эффективность СМИ – это соотношение между целью, их пропагандистской программой и фактическим ее достижением».
Пропаганда – (лат. propaganda – подлежащее распространению) – «деятельность, устная или с помощью средств массовой информации, осуществляющая популяризацию и распространение идей в общественном сознании».
Политическая пропаганда является отдельным подразделом пропаганды, целью которой является намеренное распространение и внедрение в общественное сознание тех или иных политических взглядов, идей, оценок и суждений.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антипов, А. А. Основы патентного права и интеллектуальной собственности [Электронный ресурс]: учеб. пособие / А. А. Антипов – Электрон. текстовые данные. – М.: Моск. техн. ун-т связи и информатики, 2016. – 18 c.
2. Баранов, Д. Е. PR. Теория и практика [Электронный ресурс]: учебник / Д. Е. Баранов, Е. В. Демко, М. А. Лукашенко – Электрон. текстовые данные. – М.: Моск.финансово-промышленный ун-т «Синергия», 2013. – 352 c.
3. Беленко, В. Е. Имиджелогия. Стратегии и тактики имиджевой коммуникации [Электронный ресурс]: учебное пособие / В. Е. Беленко, М. П. Беленко – Электрон. текстовые данные – Новосибирск: Новосибир. гос. техн. ун-т, 2010. – 140 c.
4. Бердников, И. П. PR-коммуникации − [Электронный ресурс]: практическое пособие / И. П. Бердников, А. Ф. Стрижова (2-е изд.) – Электрон. текстовые данные. – М.: Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2012. – 208 c.».
5. Бернейс Э. Пропаганда. – М.: 2010.
6. Блэк, С. Введение в паблик рилейшнз [Текст] / С. Блэк, В. Днепровский – Ростов н/Д: Феникс, 1998 – 320 с.
7. Богданов, В. В. Теория и практика связей с общественностью. Медиарилейшнз [Электронный ресурс]: учеб. пособие / В. В. Богданов, И. М. Комарова – Электрон. текстовые данные. – Новосибирск: Новосибир. гос. техн. ун-т, 2011. – 59 c.
8. Борисова, Е. Г. Язык общественно-политической коммуникации [Электронный ресурс]: учеб. пособие для магистратуры по спец. «Реклама и связи с общественностью»/ Е. Г. Борисова – Электрон. текстовые данные. – М.: Моск. гор. пед. ун-т, 2012. – 168 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26673.html. – ЭБС «IPRbooks».
9. Булатова, С. Н. Теория и практика связей с общественностью [Электронный ресурс]: учеб. пособие/ С. Н. Булатова – Электрон. текстовые данные. – Кемерово: Кемеров. гос.ин-т культуры, 2012. – 80 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22113.html. – ЭБС «IPRbooks».
10. Быков, И. А. Интернет-технологии в связях с общественностью [Текст]: учеб. пособие / И. А. Быков, И. П. Бердников – СПб: Роза мира, 2010. – 275 с.
11. Васильева, Л. А. PR в гостиничном бизнесе [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л. А. Васильева − Электрон. текстовые данные. – Саратов: Вузовское образование, 2016. – 66 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/39113.html. – ЭБС «IPRbooks».
12. Воробьёва, Т. А. Компьютерные технологии в рекламе и связях с общественностью [Электронный ресурс]: учеб.-метод. Пособие / Т. А. Воробьёва – Электрон. текстовые данные. – Новосибирск: Новосибир. гос. техн. ун-т, 2011. – 88 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/44943.html. – ЭБС «IPRbooks».
13. Головлева, Е. Л. Массовые коммуникации и медиапланирование [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Е. Л. Головлева – Электрон. текстовые данные. – М.: Академический Проект, 2016. – 251 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/60028.html. – ЭБС «IPRbooks».
14. Демидченко В. В. Понятие политических технологий: сущность, формы и виды. // Политология. – 2015. – С. 140-142.
15. Иконникова Н.С. Суггестивное воздействие в рекламной коммуникации [Текст] / Н.С. Иконникова, А.В. Захарова // Студенческая наука XXI века: Материалы V Междунар. студенч. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 18 мая 2015 г.) – Чебоксары, 2015. – С. 139–141.
16. Исаев Б.А. 2008. Теория политики. – СПб.: Питер. – 464 с.
17. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием / С. Г Кара-Мурза. – М.: Алгоритм, 2004. – 528 с.
18. Киселев Н. Социальные сети как инструмент PR [Электронный ресурс] / Н. Киселев. M., 2015
19. Кутолина Д.В. Коммуникационная политика государства: понятие, характеристики [Текст] / Д.В. Кутолина, А.В. Захарова // Студенческая наука XXI века: Материалы VI Междунар. студенч. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 1 окт. 2015 г.). – Чебоксары, 2015. – №3 (6). – С. 70–73.
20. Лазебный Л. И. Политическое сознание: отражение, регуляция, ценности. – М.: ПрофПресс, 2008. – С. 48.
21. Ларсен С.У. 2009. Теория и методы в современной политической науке: Первая попытка теоретического синтеза. – М.: РОССПЭН. – 751 с.
22. Липпман, У. Общественное мнение / пер. с англ. Т. В. Барчунова; под ред. К. А. Левинсон, К. В. Петренко. – М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. – 384 с.
23. Плющ, А.Н. Об информационном влиянии политических субъектов на электорат // Социологические исследования. – 2010. – № 1. – С. 77-86.
24. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 2. Время лжепророков: Гегель, Маркс и другие оракулы: пер. с англ. / под ред. В. Н. Садовского. М.: Феникс, 2010. С. 247–264.
25. Флад К. Политический миф. Теоретическое исследование / К. Флад ; пер. с англ. А. Г. Георгиев. – М.: Прогресс-Традиция, 2004. – 264 с.
26. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. – 2010. – № 3. – С. 135, 145.
27. Шеварднадзе Э. Наше спасение – в развитии демократии // За рубежом. –2010. – № 34. – С. 4