Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы. Социум и природа тесно связаны друг с другом, поэтому глобальные проблемы оказывают интегрирующее влияние на все это. Поэтому на современном этапе образования нужно объединять разнообразные области человеческого знания для получения целостной картины мира, и поэтому нужно развивать идею интеграции предметов, т.к. во всем мире действует всеобщая связь. Интеграция является сложным междисциплинарным научным понятием, употребляемым в целом ряде предметов: биология, обществознание, ОБЖ, физическая культура и др. Интегрированные уроки способствуют формированию целостного взгляда на мир, пониманию взаимосвязей явлений и процессов. Применение интегрированных уроков в процессе обучения углубляет знания учащихся. Получила широкое распространение практика разнообразных интегрированных подходов, предполагающих различные варианты обучения предметам на межпредметной основе. Также характерна интеграция наук, стремление получить как можно более точное представление об общей картине мира. Поэтому наблюдается тенденция к интеграции учебных предметов, которая позволяет учащимся достигать межпредметных обобщений. Интеграция является одним из перспективных приемов способствующих преодолению недостатков предметного разлада.
Связь между учебными предметами является, отражением объективно существующей связи между отдельными науками и связи наук с техникой, с практической деятельностью людей.
Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении уровня практической и теоретической подготовки обучающихся, существенной особенностью, которых является усвоение обучающимися обобщенный характер познавательной деятельности. Реализация межпредметных связей способствует формированию у обучающихся целостного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними, и благодаря этому делает знания практически более значимыми и применимыми.
Изучением проблемы межпредметных связей в школьных предметах, в частности и в математике занимались И.Д. Зверев, К.Д. Ушинский, Т.Л. Блинова, В. А. Далингер, В.Н. Федоров, В.Н Максимова. Каждый из них в своей работе отмечал важность межпредметных связей для целостного представления содержания учебного материала и системы знаний.
Целью исследования является изучение методики проведения уроков ОБЖ в 8 классе.
Задачи:
1. Раскрыть основные понятия интегрированных уроков
2. Определить особенности методики проведения интегрированных уроков
3. Изучить формы, средства и методы использования интеграции в процессе обучения ОБЖ
Объектом исследования является уроки ОБЖ
Предметом исследования является методика проведения занятий ОБЖ при изучении раздела «Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС».
Глава 1. Теоретические основы методики проведения уроков по дисциплине ОБЖ
1.1.Основные подходы к преподаванию ОБЖ в общеобразовательной школе
имущества, государства от внешних и внутренних угроз, опасностей и рисков.
Поэтому в структуре предмета «Безопасность жизнедеятельности» заложена ориентация на анализ таких вопросов, как отношения между людьми в процессе деятельности по обеспечению безопасности; выявление тенденций и определение адекватности реагирования на формирующиеся и состоявшиеся риски, вызовы, угрозы и опасности.
Основными целями безопасности жизнедеятельности являются:
обеспечение нормальных условий жизни человека;
недопущение аварийных ситуаций и обеспечение готовности к действиям в условиях стихийных бедствий или других угрожающих явлений природной среды;
предупреждение травматизма;
сохранение здоровья;
сохранение работоспособности человека;
сохранение качества полезного труда.
Безопасность жизнедеятельности интегрирует в себе достижения следующих наук и научных направлений: охрана труда, гражданская оборона, охрана окружающей среды, химия, биология, экология, медицина, психология, право, эргономика, физиология, гигиена и ряда других. [6]
Учебная дисциплина ОБЖ - обязательная дисциплина, в которой рассматриваются основы безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственной, бытовой, городской, природной) и основы защиты от негативных факторов в опасных и чрезвычайно опасных ситуациях.
В результате изучения данного предмета ученик должен освоить теоретические знания и практические действия, необходимые для решения нижеследующих задач:
создание нормальных условий в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;
эксплуатация техники, технологических процессов и объектов хозяйствования в соответствии с требованиями по безопасности и экологичности;
устойчивость функционирования объектов хозяйствования и технических систем в обычных условиях и в условиях чрезвычайных ситуаций;
разработка и реализация мер защиты человека и среды его обитания от вредных воздействий;
прогнозирование и оценка последствий ЧС.
Методическая структура по дисциплине ОБЖ может включать в себя:
содержательно-целевой компонент (программу учебной дисциплины, соответствующую требованиям государственного стандарта).
технологический компонент (методические рекомендации к различным видам работ при выполнении самостоятельной работы);
контрольно-рефлексивный компонент (вопросы для самоконтроля по всему курсу; к текущему (тестовому) контролю по тематикам; к рубежному контролю по всему курсу);
вспомогательный компонент (список основной литературы; список дополнительной литературы с аннотациями; список нормативных правовых актов в области чрезвычайных ситуаций; извлечения из основных нормативных документов и правовых актов; слайдовый материал, состоящий из схем, таблиц, рисунков, который позволяет обобщить полученные знания и быстро подготовиться к рубежному контролю; видеоматериал, который состоит из специально отобранных научно-познавательных и фильмов учебного содержания и т. д.).
Создание, наличие и использование для учебной дисциплины ОБЖ такого комплекта учебно-методических материалов обеспечивает обязательные этапы усвоения знаний, видов деятельности, опыта самостоятельной работы. Ведь именно самостоятельная работа в процессе обучения выявляет их мотивы, познавательные профессиональные и личностные интересы, обусловливает их поисковую деятельность, учит самоконтролю, самооценке и закладывает основу для дальнейшей творческой деятельности. [1]
1.2.Применение интегрированных уроков в преподавании ОБЖ
Под интеграцией понимают процесс объединения в целое родственных и разнородных частей, тогда интегрированный урок - это взаимосвязь между компонентами учебных дисциплин, а также разделов и тем учебных предметов на основе ведущей идеи и ведущих положений с глубоким раскрытием изучаемых процессов и явлений.
В психолого-педагогической литературе интеграция рассматривается как средство и цель обучения. В качестве цели интеграция выступает, когда у обучающегося предполагается создание целостного представления об окружающем мире, а в качестве средства - когда необходимо найти общую опору для сближения предметных знаний.
Таким образом, сформулируем определение интеграции: интеграция - это взаимосвязь компонент учебных предметов, а также разделов и тем учебных дисциплин на основе главной идеи и положений с углубленным раскрытием изучаемых процессов и явлений.
Межпредметные связи - не постоянная, целостная система, а важная ступенька к интеграции. Межпредметные связи не являются системой, а интеграция - это система, предлагающая объединение, соединение учебного материала отдельных родственных предметов в единое целое. [3]
Интеграция на основе межпредметных связей - это естественная взаимосвязь наук, учебных дисциплин, разделов и тем учебных предметов на основе главной идеи и положений с углубленным раскрытием изучаемых процессов и явлений.
Классификация межпредметных связей не может носить линейный характер, так как это сложный системный объект. Поэтому многие исследователи не выделяют отдельно виды межпредметных связей, а обращаются к более устоявшимся единицам - формы, типы, уровни.
Инновационные тенденции в системе современного образования выводят на первый план проблему поиска эффективных технологий совершенствования процесса развития личности обучающегося, подготовки высокообразованного, интеллектуально развитого выпускника. Довольно распространенной является ситуация, когда ученик, успешно занимающийся в рамках одного школьного предмета, не способен применить имеющиеся у него знания в области других предметов или в реальной жизни. Поэтому сегодня особенно пристальное внимание следует уделять установлению межпредметных связей в рамках образовательного процесса и формированию метапредметных навыков школьника [5]
Интегрированный урок - это особый тип урока, объединяющий в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления.
Нестандартные интегрированные уроки дают учащемуся достаточно широкое и целостное представление об окружающем мире во взаимосвязи явлений и предметов. Основной задачей становится не столько усвоение определенных знаний, сколько развитие образного мышления и исследовательской активности учащихся, что позволяет привлекать сведения не только из различных учебных дисциплин, но и из области науки, культуры, искусства, повседневных событий/ [2]
Интегрированные уроки имеют следующие преимущества: