Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Сущность экологического воспитания можно определить такими категориями, как: мировоззрение - ценности - отношение - поведение, которые считаются главными составляющими всей системы. Любое звено представляется в последовательности и исполняет конкретную функцию, однако все они связаны между собой и взаимодействуют в процессе организации экологического воспитания. В результате экологического воспитания обязано быть сформировано экологическое мировоззрение, основывающееся на естественнонаучных и гуманитарных познаниях, отражающее его глубокую уверенность личности в осмысливании целостности природы и человека.
Процесс становления экологического мировоззрения считается одной из труднейших задач в педагогике.
В условиях глобальных экологических проблем беречь природу людей нужно приучать с детства, ведь множество трудностей, связанных с окружающей средой не чужды каждому человеку. Это загрязнение воды и воздуха, глобальное потепление и кислотные дожди, парниковый эффект и сокращение биоразнообразия, вырубка лесов и проблема твердых бытовых отходов, а также многое другое. Если посмотреть в суть проблемы, то можно осознать, что большинство экологических бедствий случаются по вине самих людей, а значит только в наших силах это прекратить. Для того, чтобы никого не обошли стороной проблемы сохранения биосферы, начиная с раннего детского возраста нужно прививать любовь к природе и воспитывать экологическую культуру. С малышами должны работать родители и воспитатели детских садов, а в школе – учителя. От того, как они будут проводить экологическое воспитание для детей, будет зависеть будущее нашей планеты.
Проблемой экологического образования занимались Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистеверг (развитие чувства природы каждого ребёнка), К.Д. Ушинский (влияние природы на формирование личностных качеств ребёнка), В.А. Сухомлинский (природа как «вечный источник мысли» и добрых чувств детей).
В области экологического образования как особого направления педагогической науки и практики работали методисты-биологи Н.М. Верзилин, С.Д. Дерябо, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, В.М. Корсунская, Н.Ф. Реймерс, В.М. Сенкевич, А.П. Сидельковский, И.Т. Суравегина, В.А. Ясвин (модели организации экологического образования).
Цель исследования – изучить и проанализировать экологическое воспитание подростков на занятиях живописью.
Задачи исследования:
1) изучить теоретические основы экологического воспитания школьников;
2) совершить диагностику сформированности начального уровня экологической воспитанности подростков на занятиях живописью;
3) предложить комплекс заданий по экологическому воспитанию или методические рекомендации для учителя.
Объект исследования – художественная школа.
Предмет исследования – экологическое воспитание подростков на занятиях живописью.
Работа по структуре состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1 Теоретические основы экологического воспитания школьников
1.1 Сущность понятия «экологическое воспитание»
Постепенно теряется связь между человеком и природой. Так, примерно 80% городских жителей, составляющих в России более 3/5 населения, видят природу только за пределами города. Лишь 40% горожан принимают участие в улучшении природного окружения. Опасной тенденцией является и то, что в условиях безликой застройки городов, засорения ландшафтов уродливыми зданиями, железобетонными конструкциями, пустырями, свалками, нарастает «психологическое загрязнение сознания» – у человека, постепенно привыкающего к разрушенной природе, снижаются эстетические критерии. Но способности людей к биологической адаптации ограничены, поэтому основная стратегия, нацеленная на улучшение окружающей его антропогенной среды, должна состоять в её обоснованном приближении к естественной, что возможно лишь при личном участии каждого человека в деятельности по сохранению и улучшению природного окружения. В настоящее время предельно остро встает проблема всеобщего экологического образования и воспитания.
С методологической точки зрения экологическое воспитание, наиболее соответствующее целям и человеческим ценностям, должно занимать лидирующее положение среди других образовательных областей. Именно экологическое воспитание является на настоящий момент наиболее современным .
Так, Указом Президента Российской Федерации от 5 января 2016 года, в целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, 2017 год объявлен Годом экологии в России. В документе «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (утверждено Президентом Российской Федерации 30.04.2012), определяющем политику страны в сфере экологии как проблемы общенационального и общемирового значения, подчеркивается важность непрерывного экологического образования и воспитания, указывается на необходимость формирования экологической культуры детей и молодежи.
Этим документом предусматривается разработка программ реализации экологического образования и воспитания в государственных образовательных стандартах начального общего, основного общего и среднего общего образования. Однако до сих пор остается дискуссионным целый ряд принципиальных вопросов: что является приоритетной целью экологического образования и воспитания? Каково соотношение понятий «экологическое образование», «экологическое воспитание», «образование в области окружающей среды»? Правомерно ли отождествление экологического образования с изучением экологии как учебного предмета (а чаще – элективного курса в старших классах)? Оправдан ли отказ от экологического образования в пользу образования для устойчивого развития? Целесообразна ли искусственная гибридизация интегративного по своей сути курса экологии с курсами ОБЖ и здорового образа жизни? Насколько актуализировано экологическое содержание в предмете «Окружающий мир» для начальной школы?
К проблемам и трудностям в экологическом образовании и воспитании относится и тот факт, что в подавляющем большинстве им занимались и продолжают заниматься педагоги-энтузиасты. Это не только отдельные учителя, но и директора школ, и руководители образования различного уровня, которым развитое экологическое сознание и личная ответственность дает силы проводить работу в данном направлении не только без поддержки вышестоящих инстанций, но, иногда, – вопреки их открытому сопротивлению. Трудности не заканчиваются и в том случае, если организационные проблемы преодолены и школа приступила к разработке и внедрению той или иной модели экологического образования. На этом этапе возникает новый комплекс проблем, связанный с необходимостью специальной подготовки педагогических кадров, с материально-техническим и методическим обеспечением, организацией межведомственного взаимодействия и т.д. Учитель-экспериментатор в меру личных интеллектуальных, профессиональных, технических и иных возможностей зачастую разрабатывает и реализует технологии экологического образования, способы диагностики достигнутых результатов.
В настоящее время существенно изменились социально-экономические условия, в которых сегодня работает школа, конкретные педагогические коллективы. В частности, происходит ослабление внеклассной и внешкольной воспитательной работы экологического направления. Чтобы изменить ситуацию, необходимо внедрение в педагогический процесс образовательных организаций активных технологий, в том числе проектных, мониторинговых, игровых, тренинговых, которые позволяют существенно повысить эффективность экологического воспитания как составной части всей системы работы образовательной организации по воспитанию и социализации подрастающего поколения. Экологическое воспитание должно рассматриваться в качестве одного из важнейших элементов в системе культуры человечества и строиться на основе принципа единства различных форм познания – эмоциональнообразного и рационально-теоретического.
Учитывая сложившиеся традиции отечественной педагогики в трактовке понятий «образование», «обучение» и «воспитание», под обучением в экологическом образовании мы понимаем процесс, направленный на усвоение систематизированных естественнонаучных, экологических знаний и умений. По мнению ряда специалистов, экологическое образование призвано не только дать учащимся основы научных представлений, но и позволить им овладеть прикладными умениями по сохранению природной среды.
В настоящее время возникла объективная необходимость решения проблемы интеграции целей обучения и воспитания. Воспитательной целью является развитие личности, которая органично сочетает в себе экологически развитое сознание, эмоционально-психическую сферу и владение навыками научно обоснованной практической деятельности.
Суть экологического воспитания можно определить, в первую очередь, его задачами, которые подразумевают создание:
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2010. - 31 с.
2. ВОСПИТАНИЕ – СТРАТЕГИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРИОРИТЕТ: материалы всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), посвященной 100-летию со дня рождения действительного члена АПН СССР и РАО ЛЮДМИЛЫ ИВАНОВНЫ НОВИКОВОЙ (23 января 2018 года, г. Владимир)/Отв.ред А.В.Гаврилин.- Владимир: ВИРО, 2018, В 2-х ч. Ч.2. – 398с.
3. Голов В.П. Средства обучения географии и условия их эффективного использования. – М.: Книга по требованию, 2012. – 312 с.
4. Гринева Е.А., Прохорова С.Ю. Методика диагностики экологической воспитанности младших школьников // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 1.
5. Духовность и экология. — М: ФГОУ ВПО МГУП, 2009. — 149 с
6. Захлебный А. Н., ДЗятковская Е. Н. Экологическая компетенция — новый планируемый результат экологического образования // Экологическое образование : до школы, в школе, вне школы. 2007. № 3.
7. Казанцева Д.Б., Солоха Д.В. (ред.) Экологическое образование и экологическая культура населения. Материалы международной научно-практической конференции. - Пенза – Решт: Научно-издательский центр «Социосфера», 2014 – 242 с.
8. Начальная школа плюс до и после 2013 №11 Тема номера: Вопросы экологического образования школьников. - М.: Баласс. — 96 c.
9. Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы. Материалы II Межрегиональной научно-практической конференции. — Томск: ОГУ РЦРО, 2008. — 320 с.
10. Сметанина Т. К. Исследовательская деятельность и экологическое образование учащихся [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 121-124.
11. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2014. 205 с.
12. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. 2-е изд. М.: Просвещение, 2011. 128 с.
13. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. — 8-е изд. — К.: Рад. школа, 1984. — 288 с.
14. Черкашин М.Д., Каменский Е.Г. Общество риска и ответственность науки: экзистенциальный аспект // Научные ведомости БелГУ. Философия. Социология. Право. — 2011. — № 2 (97). Выпуск 15. — С. 25–31с
15. Черняк Л.В., Бахарев В.А. и др. Экологическое образование и воспитание школьников на уроках биологии. Методические рекомендации. - Минск: БГУ, 1999. — 206 с.
16. Экологическое образование в интересах устойчивого развития. Тезисы докладов и презентаций XVI Международной конференции (Москва, 25–26 июня 2010). — Санкт-Петербург: Зеленый крест, 2010. — 374 с.
17. Детская школа искусств №1 Краснодар. - http://www.dshi1.ru
18. Методы и формы экологического воспитания. - https://ecoportal.info/metody-i-formy-ekologicheskogo-vospitaniya/
19. Пресс-выпуск №2980 Энергоэффективность и экономичное потребление ресурсов: кто «в теме»? // ВЦИОМ, 20.11.2015 / U- http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115474
20. ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ на 2017-2020 годы. - http://www.ecobiocentre.ru/upload/pdp02.pdf
21. Экологическое воспитание младших школьников и его формы. - http://роснаука.орг/assets/martinovich_ekologicheskoe_vospitanie_mladshih_shkolnikov.pdf